ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-20264/2017-14/1989Б-712УТ от 19.01.2021 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар

19 января 2021 года Дело № А32-20264/2017-14\89Б-712УТ

Арбитражный суд в составе судьи Кицаева И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куановой З.А., рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ПАО «ТНС Энерго Кубань» о признании несостоятельным (банкротом) Общества с ограниченной ответственностью «Югводоканал» (Краснодарский край, г. Крымск, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1062320038384, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 2320139238),

(требование Министерства экономики Краснодарского края о включении в реестр требований кредиторов должника)

В заседании приняли участие:

от кредитора: ФИО1, паспорт, доверенность от 28.12.2020 года;

от ПАО «ТНС Энерго Кубань»: ФИО2, паспорт, доверенность от 01.12.2020 года;

иные лица не явились, извещены.

Суд установил:

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2017 года принято поступившее 29.05.2017 года заявление Открытого акционерного общества «Нижноватомэнергосбыт» о признании несостоятельным (банкротом) Общества с ограниченной ответственностью «Югводоканал» (далее - должник) и назначено к рассмотрению.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2018 года, в отношении вышеуказанного должника введено наблюдение, временным управляющим утверждён ФИО3

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2019 года вышеназванный должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО3

Определением суда от 16.04.2020 года ФИО3 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.

Определением арбитражного суда от 16.04.2020 года конкурсным управляющим утвержден ФИО4

Объявление об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» 19.01.2019 года.

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – кредитор), 12.03.2019 года заявило требование о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 1 845 958 487,47 руб. упущенной выгоды.

Определением арбитражного суда от 25.08.2020 года Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края заменено на Министерство экономики Краснодарского края.

Кредитор в судебном заседании на удовлетворении требования настаивал, представитель ПАО «ТНС Энерго Кубань» возражал.

От ПАО «ТНС Энерго Кубань» представлен отзыв с указанием, что требования кредитора должны быть включены в реестр только в рамках части 3 ст.137 Закона о банкротстве.

От конкурсного управляющего представлен отзыв с указанием на осуществление работ и на пропуск срока исковой давности.

Иные участники в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассматривается в их отсутствие, руководствуясь положениями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании объявлялся перерыв, после которого участники не явились, аудиозапись не велась.

В соответствии со статьёй 142 п.1 ч.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном ст.100 Закона о банкротстве.

Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, между Краснодарским краем и должником было заключено 24.03.2010 года концессионное соглашение в отношении объектов государственной (краевой) собственности Краснодарского края водопроводно-канализационного хозяйства.

Предметом концессионного соглашения являлась комплексная реконструкция и модернизация объектов недвижимого имущества и сооружений, относящихся к системам водоснабжения населенных пунктов на территории обслуживания и предназначенных для подъема, транспортировки и обеспечения подачи потребителям питьевой и технической воды, и входящих в объект концессионного соглашения; осуществление модернизации и реконструкции объектов водо-снабжения, входящих в состав иного имущества; внедрение современных инженерных решений и эффективного управления коммунальными системами водоснабжения Краснодарского края на территории обслуживания; повышение энергоэффективности системы водоснабжения на территории обслуживания и др. цели, способствующие развитию сферы водоснабжения, повышению качества и надежности водоснабжения.

Источником финансирования обязательств, в соответствии с пунктом 2.1.1 концессионного соглашения, являлись привлеченные (кредитные, собственные) средства и средства, включенные в тариф по холодному водоснабжению.

В связи с неисполнением концессионером (должником) принятых обязательств, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2017 года по делу № А32-30156/2013 концессионное соглашение расторгнуто. 18.05.2017 подписаны акты возврата имущества в казну Краснодарского края.

В соответствии с п. 14.1.5. концессионного соглашения концедент (кредитор) вправе в случае вступивших в законную силу решений потребовать от концессионера (должника) возмещения причинённых концеденту (кредитору) убытков, вызванных нарушением концессионером существенных условий настоящего концессионного соглашения, если эти нарушения не были устранены концессионером в срок, определенный концедентом в требовании об устранении нарушений, предусмотренном п.14.1.4 концессионного соглашения.

Концедент (кредитор) имеет право на возмещение убытков, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (п. 14.1.6. концессионного соглашения).

В соответствии с приложением № 25 к концессионному соглашению (в редакции дополнительного соглашения № 5 к концессионному соглашению от 20.07.2012) сумма капитальных вложений в Объекты концессии за период 2010 - 11.04.2017 (день вынесения решения о расторжении концессионного соглашения) должна была составить 555184,2 тыс. рублей (с НДС, в том числе:

1)Таманское направление 143552,96 тыс. руб. из них:

2010 г. – 4812 тыс. руб.;

2012 г. – 64023 тыс. руб.;

2013 г. – 39265 тыс. руб.;

2014 г. – 15151 тыс. руб.;

2015 г. – 8061 тыс. руб.;

2016 г. – 11598 тыс. руб.:

2017 г. – 642,96 тыс. руб. (27884/12/365x101)

2) Ейское направление 148414 тыс. рублей (с НДС) из них:

2011 г. – 1045 тыс. руб.;

2012 г. – 39344 тыс. руб.;

2013 г. – 38773 тыс. руб.;

2015 г. – 36620 тыс. руб.;

2016 г. – 32632 тыс. руб.

3) Троицкое направление: 263217,24 тыс. рублей (с НДС) из них:

Троицкий участок 263217,24 тыс. руб.:

2011 г. – 4156 тыс. руб.;

2012 г. – 39717 тыс. руб.;

2013 г. – 79973 тыс. руб.;

2014 г. – 82442 тыс. руб.;

2015 г. – 41361тыс. руб.;

2016 г. – 14696 тыс. руб.:

2017 г. – 872,243 тыс. руб. (37826/12/365x101)

В соответствии с приложением № 26 к концессионному соглашению (в редакции дополнительного соглашения № 6 к концессионному соглашению от 19.11.2012 г.) сумма капитальных вложений Концессионера в объекты иного имущества за период 2011-2015 годы должна была составить 1341283,46 тыс. руб. (с НДС) в том числе:

1) Таманское направление –127800 тыс. рублей (с НДС):

2) Ейское направление – 221091,6 тыс. рублей (с НДС):

3) Троицкое направление (Троицкий участок) – 992391,86 тыс. рублей (с НДС).

В соответствии с п. п. 1.1, 1.3 дополнительного соглашения к концессионному соглашению от 20.07.2012 № 5 комплекс насосной станции II подъема (с. Архипо-Осиповское) исключен из состава объектов концессионного соглашения, из плана-графика реализации мероприятий по реконструкции объектов концессионного соглашения исключено финансирование мероприятий по реконструкции ВНС 2 подъема (с. Архипо-Осиповское) Архипо-Осиповского участка Троицкого направления (приложение № 5 к дополнительному соглашению). Впоследствии, в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2012 № 928-р объекты недвижимого и движимого имущества, относящиеся к комплексу насосной станции II подъема (с. Архипо-Осиповское) переданы в муниципальную собственность МО города-курорт Геленджик на безвозмездной основе. В связи с указанными обстоятельствами сумма капитальных вложений в объекты концессии Архипо-Осиповского участка Троицкого направления не учитываются при определении размера убытков, причиненных Должником.

В соответствии с приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодар кого края от 30.05.2017 № 165.1. «О принятии к учету движимого имущества (транспортные средства) в составе объектов казны Краснодарского края» ООО «Югводоканал» передал движимое имущество (транспортные средства) на общую сумму балансовой стоимостью 15 428 328,72 руб.

В соответствии с приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 05.07.2017 № 201 «О принятии к учету имущества в состав объектов казны Краснодарского края» ООО «Югводоканал» передал движимое имущество на общую сумму балансовой стоимости 35 080 843,81 руб.

Таким образом, сумма убытков, причиненных истцу в связи с неисполнением должником обязательств по концессионному соглашению уменьшается на сумму частичного исполнения должником обязательств по осуществлению капитальных вложений в объекты иного имущества, предусмотренных концессионным соглашением, а именно на сумму 50 509 172,53 руб.

Общая сумма убытков, причиненных неисполнением должником обязательств по концессионному соглашению (упущенная выгода) заявлена кредитором в размере: 555 184 200 + (1 341 283 460 – 505 091 72,53) = 555 184 200 + 1 290 774 287,47 = 1 845 958 487,47 руб.

По ходатайству конкурсного управляющего, определением от 31.10.2019 года по настоящему делу судом назначена экспертиза

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

- Каков объем фактически выполненных работ ООО «Югводоканал» по реконструкции и модернизации объектов концессии во исполнение условий концессионного соглашения от 24.03.2010г.?

- Какова сумма вложений ООО «Югводоканал» в объекты концессионного соглашения в период действия концессионного соглашения (с 24.03.2010 г. по 11.04.2017г.)?

- Достаточно ли представленной ООО «Югводоканал» документации по завершении работ на объектах концессионного соглашения от 24.03.2010 г. для принятия объектов Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края?

От эксперта получено Заключение комиссии экспертов № А32-20264/2017-14\89Б-712УТ от 30.06.2020 года, согласно которому эксперты определили объём фактически выполненных должником работ, оценили их в сумме 440 043 981,70 руб., установили отсутствие в полном объёме документации по выполненным работам.

При этом, результаты экспертизы бесполезны, поскольку как указали эксперты, визуальный осмотр объектов не проводился.

Эксперты признали, что в силу скрытого характера работ и прошедшего времени, визуальный осмотр невозможен и поэтому отвечали на вопрос об объёме фактически выполненных должником работ, на основе документов должника, представленных конкурсным управляющим на флэш-накопителе.

Таким образом, суд считает, что фактический объём работ не установлен, соответственно цели экспертизы не достигнуты.

Суд считает несостоятельным заявление о пропуске срока исковой давности.

С учетом расторжения концессионного соглашения решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2017 года по делу № А32-30156/2013 трехлетний срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не пропущен.

Поскольку требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (п.3 ст.137 Закона о банкротстве), требования в сумме 1 845 958 487,47 рублей упущенной выгоды подлежат включению отдельно в третью очередь реестра требований кредиторов должника.

Руководствуясь ст.ст.33, 38, 133, 135, 184, 185, 186, 223 п.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.4, 16, 32, 33, 50, 100, 134, 137, 142 Закона о банкротстве, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Включить требования Министерства экономики Краснодарского края в размере 1 845 958 487,47 рублей упущенной выгоды отдельно в третью очередь реестра требований кредиторов должника.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья И.В. Кицаев