ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-20990/08 от 13.11.2008 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                 Дело № А-32-20990/2008-58/384

13 ноября 2008 г.

     Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шкира Д.М.

судей: Мицкевич С.Р., Буренкова Л.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Теплоэнергетическая Компания Краснодарского края», г. Краснодар

к Муниципальному образованию Апшеронского района в лице Главы администрации Апшеронского района, г. Апшеронск,

о признании недействующим постановления 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 14.10.2008 № 467,

                        ФИО2 – доверенность от 27.05.2008 № 378,

от ответчика: не явился, извещен

                                                           УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Теплоэнергетическая Компания Краснодарского края»,  г. Краснодар (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному образованию Апшеронского района в лице Главы администрации Апшеронского района, г. Апшеронск (далее – орган местного самоуправления) с требованием признать недействующим Постановление Главы администрации муниципального образования Апшеронский район «О нормативах потребления коммунальных услуг» от 13.11.2006 № 1591.

Заявитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал. Поддержал доводы,  изложенные в заявлении. Так пояснил, что оспариваемое Постановление в части установления нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в Муниципальном образовании  Апшеронский район противоречит действующему законодательству в сфере регулирования данных правоотношений по установлению обоснованных нормативов потребления коммунальных услуг.

Утвержденные нормативы не дифференцируются в зависимости от группы жилых домов и являются необоснованно заниженными от фактически потребляемых, что приводит к возникновению не возмещенных затрат общества на производство и отпуск в необходимом объеме тепловой энергии и приводит к убыткам предприятия.

Указанное постановление установив необоснованные экономически нормативы потребления тепловой энергии приводят к не возмещению обществом затрат на ее производство и следовательно нарушают прав и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Заявитель в судебном заседании представил ходатайство об изменении заявленных требований и просит признать недействующим Постановление Главы администрации муниципального образования Апшеронский район от 30.12.2005 № 1064 в части нормативов на отопление и горячее водоснабжение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Как видно из указанного ходатайства, заявитель просит признать недействующим Постановление от 30.12.2005 № 1064 в части нормативов на отопление и горячее водоснабжение, как несоответствующее Правилам установлении и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Однако на момент принятия Постановления № 1064 указанные Правила еще не были приняты.

При изложенных обстоятельствах, заявитель просит изменить и предмет и основание иска, что АПК РФ не предусмотрено. Следовательно, ходатайство заявителя не подлежит удовлетворению.

Надлежаще извещенный орган местного самоуправления в заседание не явился, направил отзыв, в котором указал, что постановлением Главы администрации муниципального образования Апшеронский район от 15.11.2008 № 2457 «О признании утратившим силу муниципального правового акта» постановление Главы администрации муниципального образования Апшеронский район «О нормативах потребления коммунальных услуг» от 13.11.2006 № 1591 признано утратившим силу, не носит обязательный характер.

Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Заявитель является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.04.2008 № 23186. Осуществляет деятельность на основании Устава общества.

Из материалов дела видно, что  общество является поставщиком коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению жилых домов Апшеронского района.

Постановлением Главы администрации муниципального образования Апшеронский район от 13.11.2006 № 1591 были установлены нормативы потребления по тепловой энергии, в том числе: по горячему водоснабжению в размере 3,1 куб.м. на человека, по отоплению в размере 0,0247 Гкал на 1 кв.м. общей площади.

Общество с постановлением органа местного самоуправления от 13.11.2006 № 1591 в части установления нормативов потребления на отопление и горячее водоснабжение не согласилось, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд о признании его недействующим.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 4 данного Закона установлена правовая основа местного самоуправления. Так правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Структуру органов местного самоуправления согласно пункту 1 статьи 34 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» составляет, в том числе глава муниципального образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил горячее водоснабжение и отопление относится к коммунальным услугам.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12.1 Закона Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» от 07.06.2004 № 717-КЗ перечень вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в частности организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Следовательно, нормативы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом могут принимать органы местного самоуправления в границах поселения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основное понятие муниципального правового акта – это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Судом установлено, что оспариваемое постановление носит рекомендательный характер и не направлено на установление либо изменение общеобязательных правил (пунктом 1 постановления от 13.11.2006 № 1591 установлено «рекомендовать главам поселений муниципального образования Апшеронский район до 01.12.2006…»). Таким образом, оспариваемое постановление не является ни нормативным правовым актом органа местного самоуправлении, ни ненормативным актом и не может быть оспорено в порядке главы 23 АПК РФ.

В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, арбитражному суду не подведомственно рассмотрение заявлений об оспаривании актов, носящих необязательный характер.

Таким образом, суд считает необходимым прекратить производство по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 195 АПК РФ суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

            Производство по делу  - прекратить.

Определение может быть обжаловано в течении месяца с момента его вынесения в пятнадцатый апелляционный суд.

Председательствующий                                                                                  Д.М. Шкира

Судьи:                                                                                                                  С.Р. Мицкевич

                                                                                                                               Л.В. Буренков