АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-24007/2019
Резолютивная часть определения вынесена 25.02.2021
Полный текст судебного акта изготовлен 31.03.2021
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В Поляшевой, рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Рускон-Брокер» об обращении взыскании на имущество должника по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Рускон-Брокер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Продмир» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 1 063 772 руб. 74 коп.
при участии в деле в качестве заинтересованного лица Центрального таможенного управления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Рускон-Брокер» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Продмир» о взыскании 1 063 772 руб. 74 коп. задолженности по договору транспортной экспедиции от 24.09.2018 № 2409П.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2019 исковые требования удовлетворены полностью.
Арбитражным судом Краснодарского края выдан исполнительный лист ФС №026035410 от 14.11.2019.
На рассмотрение суда поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Рускон-Брокер» об обращении взыскании на имущество должника, находящиеся на лицевом счете общества с ограниченной ответственностью «Продмир», администрируемом Центральным таможенным управлением в виде авансовых платежей в пределах суммы в размере 1 063 772, 74 рублей. .
В настоящее судебное заседание представители не явились, извещены.
От заинтересованного лица Центрального таможенного управления поступили письменные пояснения, из которых следует, что обществом с ограниченной ответственностью «Продмир» (ИНН <***>) (далее - Общество) с 10.02.2019 открыт лицевой счет в ресурсе единых лицевых счетов в соответствии с приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов (далее - ресурс ЕЛС) плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета - ЕЛС», действовавшим на момент открытия лицевых счетов. С 01.07.2019 действует приказ ФТС России от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета - ЕЛС».
Администратором лицевого счета общества в соответствии с кодом постановки общества на учет в налоговых органах является Центральное таможенное управление.
Согласно информации, содержащейся в базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, на лицевом счете общества, открытом в ресурсе ЕЛС, по состоянию на 10.02.2021 числятся следующие суммы авансовых платежей:
- по КБК 15311009000010000110 «Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей» в размере 214 062,12 руб.;
- по КБК 15311011010011000110 «Ввозная таможенная пошлина (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), обязанность по уплате которой возникла с 1 сентября 2010 года» в размере 171 357,89 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 311-ФЗ) денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу, либо пока в соответствии главой 12 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2014 № 31262) учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности между бюджетами осуществляется на отдельном счете органа Федерального казначейства, открытом Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (далее - МОУ ФК) в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации. Данный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина России от 13.04.2020 № 66н «Об утверждении порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации» и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, применяемого при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с 2021 года.
Согласно письму Казначейства России от 31.05.2013 № 95-09-11/20-623 «О реквизитах счетов МОУ ФК для зачисления денежных средств» для зачисления и распределения таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности используется счет 40101810800000002901, действовавший до 01.01.2021.
Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утв. Банком России от 27.02.2017 № 579-П) (зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2017 № 46021) определено, что счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» служит для учета доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих распределению органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенным, денежные средства участников ВЭД, находящиеся на счете 40101810800000002901, являются доходами федерального бюджета.
На основании пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Таким образом, денежные средства, находящиеся на едином лицевом счете общества, открытом на уровне ФТС России, не являются имуществом таможенных органов, а являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, находящимся у третьих лиц.
Порядок обращения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, установлен статьей 77 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ), в соответствии с которой обращение взыскания производится на основании судебного акта.
Учитывая изложенное, обращение взыскания на указанные выше авансовые платежи возможно после поступления в Центральное таможенное управление соответствующего судебного акта, вступившего в законную силу.
Взыскатель (общество с ограниченной ответственностью «Рускон-Брокер») 13.01.2021 обратился в Центральное таможенное управление с запросом от 25.12.2020 № б/н (вх. ЦТУ от 13.01.2021 № 00413) по вопросу предоставления информации о наличии и размере денежных средств, находящихся на едином лицевом счете Общества. В связи с тем, что отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, предоставляется по письменному заявлению лица, внесшего авансовые платежи, запрашиваемая информация обществу с ограниченной ответственностью «Рускон-Брокер» Центральным таможенным управлением не предоставлена.
Судом заявление рассматривается по правилам ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей сторон.
В соответствии со статьей 2 Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В качестве одного из принципов осуществления исполнительного производства статьей 4 Федерального закона № 229-ФЗ установлен принцип законности.
Статьями 12, 13 Федерального закона № 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.
Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов, как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом №229-ФЗ.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона № 229-ФЗ в рамках исполнительного производства судебный пристав вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества и т.д.
В силу статьи 1, части 2 статьи 5 Федерального закона № 118-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств.
Вопрос об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит разрешению судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя (части 1 и 2 статьи 77 Федерального закона № 229-ФЗ). Бремя доказывания принадлежности имущества должнику в этом случае возлагается на заявителя. Правомерные владение и пользование третьими лицами имуществом должника не препятствуют разрешению вопроса об обращении на него взыскания.
В соответствии со статьей 121 Закона №311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.
Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.
Аналогичные нормы содержатся в статье 48 ТК ЕАЭС.
Согласно части 2 статьи 121, а также статье 150 Закона № 311-ФЗ авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства, а их использование производится как по распоряжению лица, внесшего авансовые платежи, путем представления таможенной декларации, так и таможенного органа, наделенного правом производить зачет и принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе и за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей Используемые для уплаты таможенных пошлин, налогов денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, обезличены, при этом плательщики авансовых платежей выступают собственниками данных денежных средств, а распоряжение авансовыми платежами обусловлено суммой конкретных таможенных платежей, которую следует уплатить по конкретной таможенной декларации в соответствии с Законом № 311-ФЗ.
Как указано выше, правом на обращение в суд с заявлением в соответствии с частью 1 статьи 77 Закон № 229-ФЗ обладает взыскатель и судебный пристав-исполнитель.
Под обращением взыскания на имущество, находящееся у третьих лиц, в данном случае понимается мера принудительного исполнения, носящая вспомогательный (факультативный) характер, применяемая судебным приставом-исполнителем в случае уклонения должника от исполнения требований судебного акта.
Указанная правовая норма регламентирует обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, то есть имущество должника, переданное во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество.
Таким образом, взыскатель должен доказать факты принадлежности имущества должнику и нахождения его у другого лица, а также возможность обращения взыскания на это имущество.
Суд отмечает, что заявителем не представлены доказательства обращения в службу судебных приставов с заявлением об обращении взыскания на имущество, находящееся у третьих лиц, равно как и не представлены доказательства приоритетности удовлетворения именно его требований. Из текста заявления от 29.12.2020 усматривается, что истец не подавал такое заявление судебному приставу-исполнителю, запросы не направлял.
Принимая во внимание изложенное, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявления об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьего лица, что не лишает заявителя права обратиться повторно при наличии отказа судебного пристава-исполнителя удовлетворить аналогичное заявление взыскателя.
Руководствуясь ст.ст. 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Рускон-Брокер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении заявления об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьего лица.
Определение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Определение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия в порядке, определенном гл.34 АПК РФ, через суд, вынесший определение.
Судья С.А. Баганина