ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-26618 от 03.07.2017 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ул. Постовая, 32 , г. Краснодар, 350035, тел (861) 293-81-00, (861) 293-80-11 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об обеспечении заявления

г. Краснодар Дело № А32-26618//2017  04.07.2017 г. 

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лесных А.В., в рамках рас- смотрения заявления Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к УФАС по Краснодарскому краю 

о приостановлении действия предписания от 21.06.2017 № 546 по делу ЭА-1337/2017 

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (далее - заявитель, ФКУ Упрдор  «Черноморье», учреждение) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее по тексту - УФАС по Краснодарскому краю) о признании недействительным решения УФАС по Краснодарскому краю  от 21.06.2017 по делу № ЭА-1337/2017 и предписания УФАС по Краснодарскому краю от  21.06.2017 № 546. 

Определением суда от 04.07.2017 заявление принято к производству, производство  по делу возбуждено, назначено предварительное судебное заседание по делу. 

В порядке части первой ст. 92 АПК РФ заявитель одновременно с заявлением  направил суду ходатайство об обеспечении заявления в котором просит «приостановить  действия предписания № 546 от 21.06.2017 по делу № ЭА - 1337/2017, выданного Управ- лением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на основании  решения от 21.06.2017 г по делу № ЭА - 1337/2017 до вступления в законную силу решения  суда». 

Удовлетворяя данное ходатайство в полном объёме, суд руководствовался следу- ющим. 

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений,  рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоя- щим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные прави- ла административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. 

В соответствии с положениями частей 1, 2 ст. 90, части 1 ст. 93 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные ме- ры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). 

В силу ч. 3 ст. 199 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта. 

В силу ч. 1 ст. 197 АПК РФ, применение этой меры по обеспечению заявленных в  рамках главы 24 АПК РФ требований осуществляется в порядке, определенном главы 8 


АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из администра- тивных правоотношений. 

В пунктах 3, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83  «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 3 ст. 199 АПК РФ» указано, что не- допустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контроли- рующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных  интересов; при вынесении определения о приостановлении действия оспариваемого акта,  решения необходимо обращать на то, чтобы такое определение не приводило к фактиче- ской отмене мер, направленных на будущее исполнение оспариваемого ненормативного  правового акта, решения 

Согласно положениям постановления Пленума ВАС РФ № 55 от 12 октября 2006 г.  «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», (далее - Постановление  Пленума ВАС РФ № 55 от 12.10.2006) под приостановлением действия ненормативного  правового акта, решения в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения  действий, предусмотренных данным актом. 

В связи с этим, приостановление судом действия предписания УФАС по Краснодарскому краю не означает его отмену судом, а лишь предоставляет стороне отсрочку его  исполнения на срок до рассмотрения судом вопроса о законности оспариваемого заявите- лем решения и вынесенного на его основе предписания . 

Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допу- стимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ: если непри- нятие этой меры может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта,  а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. 

В случае неисполнения предписаний антимонопольного органа, заявитель может  быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.5 КоАП  РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа. 

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 N 15АП-13207/2016 по делу N А32-7219/2016. 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что испрашиваемое  приостановление действия предписания фактически исполнимо и эффективно, служит  установлению баланса публичных и частных интересов до принятия по делу решения; а  отказ в приостановлении действия предписания существенно затруднит, а также может  сделать невозможным исполнение судебного акта в случае удовлетворения требований  заявителя. 

Заявленное ходатайство о приостановлении действия предписания связано с пред- метом заявленных требований, соразмерно ему и обеспечивает фактическую реализацию  целей обеспечительных мер, предусмотренных частью 2 ст. 90 АПК РФ

Законность оспариваемого решения УФАС по Краснодарскому краю и выданного  не его основе предписания находится в стадии судебной проверки. 

В соответствии с п. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого предписания. 

Как следует из материалов дела Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного  агентства» в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от  05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) проводился электронный аук- цион (извещение № 0318100051217000078) «Выполнение работ по оснащению объектов  дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения  транспортной безопасности: «Объединение существующих систем и средств безопасности  объектов транспортной инфраструктуры в г. Сочи с организацией единого диспетчерского 


центра и волоконно-оптических линий связи». Этап 2-5: КПШ0-КПП30, КППЗЗ, волокон- но-оптические линии связи на участниках КГШ10-КПП30, КГШЗЗ». 

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд от 21.06.2017 по делу № ЭА-1337/2017 о нару- шении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предписанием № 546 по делу № ЭА-1337/2017,  выданным на основании указанного выше решения, по результатам внеплановой проверки  была признана частично обоснованной жалоба ООО «Континент» в части нарушения п.1)  ч.1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст.7 Закона о контрактной системе при описании объ- екта закупки (позиции № № 1, 2, 3, 9, 22, 27, 43, 44, 49, 56, 69, 84, 96, 106, 110); ч. 2 ст. 31,  ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 65, 4.13.1 ст. 34, ч. 3 ст. 96, ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе, а  также нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 65. ч. 2 ст. 31, ч. 1  ст. 23, 4.13.1 ст. 34, ч. 3 ст. 96, ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе. 

Оспариваемым предписанием № 546 заказчику (аукционной комиссии) - ФКУ  Упрдор «Черноморье» предписано устранить нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64, п. 1) ч. 1 ст.  33, ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 65. ч. 2 ст. 31, ч. 1 ст. 23, 4.13.1 ст. 34, ч. 3 ст. 96, ч. 1 ст. 45 Закона о  контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу  ЭА-1337/2017 от 21.06.2017. 

Оператору электронной площадки (АО «Электронные торговые системы») предпи- сано обеспечить возможность исполнения предписания, отменить протокол проведения  аукциона (при наличии), назначить новое время проведения электронного аукциона, уве- домить участников, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в извещение и аукционную документацию, о подаче заявок при наличии обеспечения (закупка   № 0318100051217000078), разблокировать денежные средства, внесенные участниками в  качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе. 

Срок исполнения предписания - в течение 5-ти рабочих дней с момента его полу- чения. ФКУ Упрдор «Черноморье» в письменном виде в срок до 07.07.2017 сообщить об  исполнении предписания. 

Заявитель оспаривает решение и предписание антимонопольного органа, таким об- разом, испрашиваемая обеспечительная мера непосредственно связана с предметом тре- бования. 

В соответствии со ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвую- щего в деле может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска  или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные ме- ры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях  предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. 

Согласно разъяснениям, данным в информационном письме Президиума ВАС РФ  от 13.08.2004 г. № 83, понятие «ущерб», использованное в п. 2 ст. 90 АПК РФ, охватывает  как ущерб, определяемый по правилам ст. 15 ГК РФ, так и неблагоприятные последствия,  связанные с ущемлением чести, достоинства и деловой репутации. 

Исполнение оспариваемого предписания сделает невозможным исполнение судебного акта, а также причинит значительный ущерб заявителю. 

Согласно статье 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями  обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функциони- рование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в  сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. 

Проектом государственного контракта в рамках проводимого электронного аукциона предусматривается дооснащение объектов транспортной инфраструктуры (далее - 


ОТИ), расположенных на федеральных автомобильных дорогах общего пользования на  территории Адлерского и Хостинского районов Большого Сочи, находящихся в оператив- ном управлении ФКУ Упрдор «Черноморье». 

На текущий момент указанные автомобильные дороги не отвечают введенным по- становлением Правительства РФ № 924 от 14.09.2016 г. дополнительным требованиям к  обеспечению транспортной безопасности. 

Проектом государственного контракта предусматривается дооснащение ОТИ до- полнительными видеокамерами, инженерными заграждениями, увеличение срока хране- ния архивных данных (в частности, срока хранения записей с камер видеонаблюдения),  организация управления всеми системами (средствами) обеспечения транспортной безопасности ОТИ из единого диспетчерского центра. 

Кроме основной задачи обеспечения в полном объеме исполнения требований за- конодательства РФ в области транспортной безопасности, целью проекта является обеспечение экономии материальных средств федерального бюджета. Указанная экономия бу- дет достигаться за счет значительного сокращения численности постов физической охраны посредством внедрения аналитической системы реагирования на тревожные события,  связанные с угрозой совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. 

Как следует их ходатайства, существенное затягивание подписания государственного контракта по оснащению инженерно-техническими средствами охраны ОТИ влечет  за собой дополнительные риски срыва сроков реализации проекта к дате начала крупного  международного спортивного события - ЧМ-2018 по футболу. 

При исполнении оспариваемого предписания будут аннулированы правовые по- следствия проведения электронного аукциона. 

В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отноше- ний (status quo) между сторонами. 

Как следует их ходатайства, при отказе в удовлетворении требования о принятии  обеспечительных мер, текущее положение заказчика и участников закупки (по результа- там проведения электронного аукциона) не сможет быть сохранено и соответственно вос- становлено в случае признания судом незаконными оспариваемых решения и предписания. 

Кроме того, при признании оспариваемых решения и предписания незаконными  отмена результатов электронного аукциона станет основанием для предъявления един- ственным участником (с которым на основании ст. 70-71 Закона о контрактной системе  должен быть заключен государственный контракт) требований к РФ о возмещении убыт- ков, причиненных такой отменой (ст.ст. 15-16 ГК РФ). 

Как следует их ходатайства, невыполнение предусмотренных проектом государственного контракта работ повлечет дополнительные расходы заказчика за счет средств  федерального бюджета на оплату услуг вневедомственной охраны на необорудованных  ОТИ в размере 8 300 000 руб. в месяц в 2017 году и 16 273 500 руб. в месяц в 2018 году (с  учетом запланированного повышения тарифов на специализированные услуги по защите  ОТИ в 2018 году). 

При приостановлении действия предписания до вступления в законную силу судебного акта по делу, в котором судом проверяется законность данного предписания, бу- дет соблюден необходимый баланс интересов сторон дела и обеспечена исполнимость  любого решения суда по делу: как о признании предписания недействительным полно- стью или в части, так и об отказе в признании предписания недействительным. 

Приостановление действия предписания сохраняет его силу и не отменяют его, а  лишь приостанавливают его действие до вступления решения суда в законную силу. 

Суд пришел к выводу о том, что обеспечительная мера в виде приостановления  действия оспариваемого предписания соответствует предмету спора и направлена на 


предотвращение причинения заявителю значительного ущерба, а также привлечение об- щества к административной ответственности за неисполнение в срок предписания. 

В постановлении Пленума № 55 от 12.10.2006 г. ВАС РФ указал, что судам следует  учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следова- тельно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необхо- димом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. 

Конституционный Суд РФ в определении от 06.11.2003 № 390-О разъяснил, что  обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо  стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий  арбитражных судов и на основе принципов состязательности и процессуального равно- правия сторон. 

Оснований полагать, что при отказе в удовлетворении заявления по существу исполнение оспариваемого решения и предписания станет невозможным, не имеется. В случае отказа в удовлетворении заявления заказчика по существу обеспечительные меры бу- дут также отменены, а предписание будет исполнено. 

С учетом изложенного суд делает вывод о том, что принятие обеспечительной ме- ры в виде приостановления действия оспариваемого предписания антимонопольного органа соответствует требованиям части 2 ст. 90 АПК РФ и разъяснениям, содержащимся в  постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 55 «О приме- нении арбитражными судами обеспечительных мер». 

Указанная позиция согласуется с выводами Пятнадцатого арбитражного апелляци- онного суда, изложенными в постановлении от 11.09.2015 по делу № А32-19299/2015. 

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить ходатайство  заявителя о принятии обеспечительных мер и приостановить действия предписания, выданного по делу № ЭА-1337/2017. 

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 90 - 93, 184, 198 АПК РФ, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Ходатайство Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» о приостановлении действия предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № 546 от 21.06.2017 по делу № ЭА-1337/2017 до вступления в законную  силу решения суда удовлетворить. 

Приостановить действие предписания Управления Федеральной антимонопольной  службы по Краснодарскому краю № 546 от 21.06.2017 по делу № ЭА-1337/2017, выданного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на основании решения от 21.06.2017 г. по делу № ЭА-1337/2017 до вступления в законную си- лу решения суда. 

Настоящее определение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные  Арбитражным процессуальным кодексом РФ. 

Судья А.В. Лесных.