______________ ____350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6_____________________
г. Краснодар Дело № А-32-27038/2008-20/670
17.12.2008г.
Судья арбитражного суда Краснодарского края Бабаева О.В., рассмотрев ходатайство Компании ROZELLE Ltd. (аddress: P.O. BOX 51681, 5507, Limassol) о принятии мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на теплоходы «Mehmet Sеfa», «AliMasit» по морскому требованию к «MacitlerGemiHizmetleriveAcentelikTic. Ltd. Sti.» (аddress: E/5 KarayoluUsti, Esentepemevkii, TavsanliKoyu, Gebze/Kocaeli/Turkey 41400)
У С Т А Н О В И Л:
В арбитражный суд Краснодарского края обратилась Компания ROZELLE Ltd. (аddress: P.O. BOX 51681, 5507, Limassol) с иском к «Macitler Gemi Hizmetleri ve Acentelik Tic. Ltd. Sti.» (аddress: E/5 Karayolu Usti, Esentepe mevkii, Tavsanli Koyu, Gebze/Kocaeli/Turkey 41400) о взыскании суммы эквивалентной 112 625 долларов США.
В целях принятия мер по обеспечению имущественных интересов истца, заявлено ходатайство о наложении ареста на теплоходы «Mehmet Sеfa», «AliMasit», зафрахтованные компанией «MacitlerGemiHizmetleriveAcentelikTic. Ltd. Sti.».
Ходатайство о приятии обеспечительных мер истец мотивировал положениями Международной конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов» от 10.05.1952г. (далее - Конвенция) (Российская Федерация является участницей Конвенции с 06.01.1999г. (Федеральный закон от 06.01.1999 N 13-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов"), Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, поскольку исковые требования компании ROZELLE Ltd. возникли по морскому требованию (статья 389 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявление о принятии обеспечительных мер подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. N 81 «Обзор практики применения арбитражными судами кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» (или далее – Информационной письмо), если Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации устанавливает иные правила об аресте морского судна в порядке принятия обеспечительных мер, чем правила, установленные главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положения указанной главы применяются с учетом правил Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации арестом судна является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 388 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации устанавливает, что арест морского судна может быть произведен судом в порядке принятия обеспечительных мер только по морскому требованию, наличие которого должно быть обосновано лицом, ходатайствующим об аресте судна (пункт 17 Информационного письма).
Морским требованием является любое требование в связи с портовыми и канальными сборами, дисбурсментскими расходами, произведенными в отношении судна (статья 389 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
На основании заявок (письма исх. № 3 от 14.04.2008г., б/н от 24.06.2008г., исх. № 01 от 08.08.2008г., б/н от 08.10.2008г.), подписанных генеральным директором компании «Macitler Gemi Hizmetleri ve Acentelik Tic. Ltd. Sti.», общество с ограниченной ответственностью «ЮгБункерСервис», г. Ростов-на-Дону, произвело бункеровку топливом морских судов (теплоходов) «Rifat Macit», «Mehmet Sеfa», «Ali Masit», что подтверждается судовыми бункерными расписками № 067, № 199, № 137, № Е 094, которые подписаны капитанами указанных теплоходов. Общая стоимость поставленного топлива 112 625 долларов США (инвойсы № 5/126 от 21.04.2008г., № 5/427 от 10.08.2008г., № 5/275 от 24.06.2008г., № 5/660 от 11.10.2008г.). В соответствии с условиями договора поставки припасов № 08/11-ЮВ от 28.08.2008г. общество с ограниченной ответственностью «ЮгБункерСервис» является поставщиком компании ROZELLE Ltd. на территории Российской Федерации и поставляет топливо на морские суда (теплоходы), агентируемые компанией ROZELLE Ltd. На основании изложенного, обязанность по оплате топлива, поставленного на морские суда (теплоходы) «Rifat Macit», «Mehmet Sеfa», «Ali Masit», лежит на истце.
Таким образом, теплоходы «Mehmet Sеfa», «Ali Masit» являются морскими судами, в отношении которых возникли морские требования.
Обеспечительными мерами может быть наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящиеся у него или других лиц (часть 1 пункта 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 390 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации определяют, какие (какое) суда (судно) могут (может) быть арестовано, в порядке, предусмотренном Главой XXIII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 390 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает условия ареста судна, в отношении которого возникло морское требование, в рассматриваемом случае морские суда «Mehmet Sеfa», «Ali Masit».
В силу части 4 пункта 1 статьи 390 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно, в отношении которого возникло морское требование, может быть арестовано, если лицо, которому судно принадлежит на праве собственности в момент возникновения морского требования, является ответственным по такому требованию и его собственником в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, или фрахтователь судна по бербоут-чартеру в момент возникновения морского требования является ответственным по такому требованию и в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, является его фрахтователем по бербоут-чартеру или собственником.
Таким образом, доказыванию подлежит принадлежность судна (об аресте которого заявлено) на праве собственности ответчику по морскому требованию либо ответчик по морскому требованию должен являться, как в момент возникновения морского требования, так и на момент начала процедуры, связанной с арестом судна, фрахтователем судна (об аресте которого заявлено) по договору бербоут-чартера.
Согласно сертификату постоянной регистрации ISROS(No. PR-E 000974) морское судно «Ali Masit» зарегистрировано в Международном Судовом Реестре Королевства Камбоджи (№ 0465179); собственником спорного судна является компания M.C.T. ShippingCO.S.A.P.O. (Nevis); в сертификате указано, что компания «Macitler Maritime& AgencyServicesCo. Ltd.» (наименование компании на турецком языке – «Macitler Gemi Hizmetleri ve Acentelik Tic. Ltd. Sti.») является ответственной за операции с морским судном «Ali Masit».
По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (статья 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Предоставление судна бербоут-чартерному фрахтователю означает, прежде всего, передачу ему правомочий пользования, права коммерческой эксплуатации судна от своего имени. При бербоут-чартере на фрахтователе лежит обязанность осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора и нести все связанные с такой эксплуатацией расходы, включая расходы по уплате сборов, взимаемых с судна (пункт 1 статьи 204, пункт 1 статьи 218 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Из представленных в материалы дела документов (письма исх. № 3 от 14.04.2008г., б/н от 24.06.2008г., исх. № 01 от 08.08.2008г., б/н от 08.10.2008г.) следует, что эксплуатацию и несение соответствующих расходов (бункерная заправка морского судна) в отношении морского судна «Ali Masit» осуществляет компания «Macitler Gemi Hizmetleri ve Acentelik Tic. Ltd. Sti.».
Кроме этого, Правительством Королевства Камбоджи, аудитором Международного морского регистра в отношении морского судна «Ali Masit» выдано Свидетельство об управлении безопасностью (срок действия до 15 января 2009 года) (или далее – Свидетельство). Свидетельство подтверждает, что система управления безопасностью судна проверена и отвечает требованиям Международного Кодекса по Управлению Безопасностью. В качестве компании эксплуатирующей морское судно в Свидетельстве указано «MacitlerMaritime & AgencyServicesCo. Ltd.» (наименование компании на турецком языке – «Macitler Gemi Hizmetleri ve Acentelik Tic. Ltd. Sti.»). В Свидетельстве указано, что оно выдано Компании на основании пункта 1.1.2. Международного Кодекса по Управлению Безопасностью.
Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международного Кодекса по Управлению Безопасностью (МКУБ)) принят Резолюцией A.741(18) Международной морской организации от 4 ноября 1993 года ("Конвенция о Международной морской организации", г. Женева, 06 марта 1948 года, СССР депонировал грамоту о принятии Конвенции 24.12.1958г.). Цель Международного Кодекса по Управлению Безопасностью (или далее – МКУБ, ISMCode) состоит в обеспечении международного стандарта по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. В соответствии с пунктами13.1. – 13.4. МКУБ (ISMCode) судно должно эксплуатироваться компанией, получившей документ о соответствии требованиям, относящимся к этому судну. Документ о соответствии требованиям должен выдаваться каждой компании, отвечающей требованиям МКУБ, Администрацией, организацией, признанной Администрацией, или правительством страны, с которой компания ведет свои дела, по поручению Администрации. Этот документ должен приниматься как доказательство того, что компания способна выполнять требования Кодекса. Свидетельство, именуемое Свидетельством об управлении безопасностью, должно выдаваться судну Администрацией или организацией, признанной Администрацией.
Согласно пункту 1.1.2. МКУБ (ISMCode) определение «Компания» означает владельца судна или любую другую организацию или лицо, такое, как управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца, и которые, при этом, согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые Кодексом.
Таким образом, на основании исследования изложенных выше документов, суд пришел к выводу, что компания «Macitler Gemi Hizmetleri ve Acentelik Tic. Ltd. Sti.» (наименование компании на английском языке –«MacitlerMaritime & AgencyServicesCo. Ltd.») является бербоут-чартерным владельцем морского судна «Ali Masit», в связи с чем, ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на морское судно «Ali Masit» подлежит удовлетворению.
Ходатайство истца о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на морское судно «Mehmet Sеfa» удовлетворению не подлежит, поскольку документального подтверждения принадлежности на праве собственности или владения по договору бербоут-чартера ответчиком указанного морского судна не представлено.
Кроме этого, необходимо отметить то обстоятельство, что правила главы XXIII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации имея в качестве lex specialis приоритет перед нормами главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не исключают применение последних, что подтверждается пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. № 81.
Платежным поручением от 15.12.2008г. № 326 общество с ограниченной ответственностью «ЮгБункерСервис» внесло на депозитный счет арбитражного суда Краснодарского края в счет предоставления обеспечения возмещения возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) денежные средства в размере суммы заявленных исковых требований – 3 131 842,21 рубля (сумма эквивалентная 112 625 долларов США).
Руководствуясь статьями 388, 389, 390 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статьями 90, 94, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Заявление Компании ROZELLE Ltd. (аddress: P.O. BOX 51681, 5507, Limassol) о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на морские судна «Mehmet Sеfa», «Ali Masit», удовлетворить частично.
2. Наложить арест на морское судно «Ali Masit» (порт регистрации: PHNOMPENH; тип судна: OTHERCARGOSHIP; тоннаж брутто: 1995; IMONumber: 6703795), находящиеся в морском порту Ейск в целях обеспечения морского требования Компании ROZELLE Ltd., Limassol до предоставления судовладельцем – компанией «Macitler Gemi Hizmetleri ve Acentelik Tic. Ltd. Sti.» (наименование компании на английском языке –«MacitlerMaritime & AgencyServicesCo. Ltd.») достаточного обеспечения или оплаты долга в сумме 112 625долларов США.
Капитану морского порта Ейск запретить выход морского судна «Ali Masit» (порт регистрации: PHNOMPENH; тип судна: OTHERCARGOSHIP; тоннаж брутто: 1995; IMONumber: 6703795) из морского порта Ейск.
3. Заявление Компании ROZELLE Ltd. (аddress: P.O. BOX 51681, 5507, Limassol) о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на морское судно «Mehmet Sеfa» оставить без удовлетворения.
4. На определение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Бабаева О.В.