ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-27997/19 от 13.05.2021 АС Краснодарского края




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е  Дело № А32-27997/2019 

«13» мая 2021 г. г. Краснодар

Резолютивная часть определения изготовлена «13» мая 2021 г.  Определение в полном объеме изготовлено «13» мая 2021 г. 

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Любченко Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевченко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление о предоставлении отсрочки исполнения  судебного акта по исковому заявлению 

Администрации муниципального образования город Краснодар
к ПАО «Россети Кубань»

третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Краснодарскому краю, Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю,  ООО «Энергоспецсервис», Межрегиональное территориальное управление Росимущества в  Краснодарском крае и Республике Адыгея, Департамент архитектуры и градостроительства  Администрации муниципального образования город Краснодар, УФССП России по  Краснодарскому краю 

о сносе самовольной постройки,

при участии в судебном заседании:
от истца: Трошина О.Н., доверенность в деле,

от ответчика: Новицкий А.А., Паластрова Д.Э., доверенности в деле, 

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования город Краснодар (далее – администрация)  обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ПАО «Россети Кубань» (далее – общество)  об обязании снести самовольно возведенный объект незавершенного строительства (литера К, К/1)  с кадастровым номером 23:43:0403024:712, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул.  Сормовская, 10/4, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу (в  случае, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, истец вправе  совершить эти действия за свой счет с взысканием с ответчика необходимых расходов); указать,  что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета указанного  объекта; в случае неисполнения решения в течение 30-ти дней с момента вступления его в  законную силу взыскать с общества в пользу администрации судебную неустойку в размере 20 000  руб. ежедневно до момента фактического исполнения решения. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечены – Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра в лице  филиала по Краснодарскому краю, ООО «Энергоспецсервис», Межрегиональное территориальное  управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Департамент архитектуры  и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее –  департамент). 

Решением от 26.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной  инстанцией от 05.03.2020 и постановлением кассационной инстанцией от 06.07.2020 исковые  требования администрация удовлетворены, распределены судебные расходы. Установлена  неустойка на случай неисполнения решения суда в течение 30-ти дней с момента вступления его в  законную силу, в размере 5 000 руб. ежедневно до момента фактического исполнения решения  суда о сносе. 


[A1] Общество обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения  судебного акта по настоящему делу до 22.07.2021. 

Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал.  Представитель администрации в судебное заседание явился, возражал на заявление. 

Дополнительно представленные документы приобщены судом к материалам дела. 

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 11.05.2021 объявлялся перерыв до 13.05.2021  до 10 час. 15 мин. После перерыва, судебное заседание продолжено в указанное время. 

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном  производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный  пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки  исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении  способа и порядка исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим  исполнительный документ. 

Рассрочка исполнения судебного акта представляет собой предоставление должнику права  производить исполнение частями в сроки, установленные арбитражным судом. 

Из части 1 статьи 324 АПК РФ следует, что основанием рассрочки исполнения судебного  акта являются обстоятельства, затрудняющие его исполнение. 

Законодателем не установлен конкретный перечень оснований для предоставления  отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. В каждом случае, решая вопрос о наличии  оснований для предоставления рассрочки исполнения судебного акта, суд самостоятельно  устанавливает наличие обстоятельств затрудняющих исполнение судебного акта, в зависимости от  конкретных обстоятельств дела, и с учетом соблюдения баланса интересов как должника, так и  взыскателя. 

При этом отсрочка или рассрочка исполнения решения предоставляется должнику в  исключительных случаях (письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  07.10.2005 № С1-7/уп-1145). 

Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является  исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных  причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнения судебного акта  арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств следует исходить из необходимости  соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя. 

Таким образом, лицо, ходатайствующее о рассрочке исполнения судебного акта, должно  доказать затруднительность его исполнения в настоящее время и реальную возможность  исполнить судебный акт в более поздние сроки. 

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов,  возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – Постановление Пленума № 50)  разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи  324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения  исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд  обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в  установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном  случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности,  могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно  затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.  При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и  законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения  решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа  гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права  взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок. 

В силу требований части 1 статьи 65 АПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. 

В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск  наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. 


[A2] Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. 

В соответствии с частью 3 статьи 8 АПК РФ арбитражный суд не вправе своими  действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять  права одной из сторон. 

Следовательно, оценивая обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суд  должен исходить из необходимости достижения баланса интересов сторон, сопоставляя их с  требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных  судов (статья 16 АПК РФ). 

Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный  характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. 

Вопрос о наличии указанных обстоятельств оценивается и решается судом в каждом  конкретном случае с учетом того, что в силу статьи 15 (часть 4), статьи 17 (части 3), статьи 19  (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового  принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного акта должно  осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен  баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка  исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не  затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. 

Судом установлено, что необходимость в отсрочке исполнения судебного акта выражена в  затруднительности осуществления ПАО «Россети Кубань» мероприятий по сносу самовольно  возведенного объекта. 

В Российской Федерации Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст утвержден ОК  029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,  согласно которому определяется основной и дополнительный вид экономической деятельности,  осуществляемый хозяйствующими субъектами. 

Так согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ПАО «Россети Кубань»  является 35.12 Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным  электросетям. Поэтому Общество не вправе своими силами осуществлять снос объекта  незавершенного строительства. 

Положениями статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках  товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрен порядок и сроки  проведения торгово-закупочной процедуры. 

В случае если конкурс проводится в электронной форме, то извещение о проведении  закупки должно быть размещено в течение пятнадцати дней (пункт 17 статьи 3.2 223-ФЗ); пунктом  15 статьи 3.2 223-ФЗ предусмотрено, что договор по результатам конкурентной закупки  заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты  размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по  результатам конкурентной закупки. 

В связи с тем, что в настоящее время ПАО «Россети Кубань» проводит торгово-закупочные процедуры выбора подрядной организации для выполнения сноса/демонтажа здания,  включая заключение договора, то данные мероприятия будут проводится в течение 40 дней с  момента объявления конкурса. После заключения договора подряда выполнение работ по  демонтажу объекта будет осуществлено в течение 60 дней. 

Также суд учитывает, что ПАО «Россети Кубань» является государственной корпорацией,  процесс формирования и утверждения бизнес-плана общества на календарный год определяется  исходя из внутренних локальных актов, утвержденных на основании приказов ПАО «Россети».  Параметры бизнес-плана формируются на основании представленных данных центров  финансовой ответственности с учетом сценарных условий ПАО «Россети». Далее проект бизнес-плана проходит процедуру рассмотрения на заседаниях Правления общества, комитета по  стратегии совета директоров и утверждения советом директоров общества. На основании  утвержденного бизнес-плана ПАО «Россети Кубань» формируется операционный бизнес-план. В  связи с тем, что в 2020 году в бюджетном финансировании ПАО «Россети Кубань» не были  предусмотрены денежные средства для реализации сноса спорного объекта, то у общества  отсутствовала реальная возможность оперативно исполнить решения суда. 


[A3] Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости  предоставления времени для организации и проведения целого комплекса обязательных  мероприятий по сносу спорного объекта недвижимости. 

В свою очередь, должник (ответчик) в ходе судебного разбирательства сослался на  необходимость проведения комплекса подготовительных работ, разработку проектной  документации. 

Суд учитывает, что работы по сносу объектов могут быть не менее сложными и опасными,  чем непосредственно работы по строительству, реконструкции. В целях сноса обеспечивается  подготовка проекта организации работ по сносу в качестве самостоятельного документа на  основании результатов и материалов обследования объекта. Работы по подготовке должно  осуществлять лицо, включенное в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение  требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических  регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального  строительства и несет ответственность за качество выполненных работ. Тем самым, снос объекта  капитального строительства возможен после разработки специального проекта и в соответствии с  положениями такого проекта. 

Проект организации работ по сносу объекта капитального строительства содержит:  основание для разработки проекта (например, решение суда); вид, определяемый в соответствии с  Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О  составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», и описание объекта  капитального строительства, подлежащего сносу, с указанием основных параметров,  конструктивных и инженерно-технических характеристик; сведения о проектной документации  объекта капитального строительства, подлежащего сносу (при наличии); сведения о заключении  государственной или негосударственной экспертизы проектной документации объекта  капитального строительства, подлежащего сносу (при наличии); сведения о результатах и  материалах обследования объекта капитального строительства, подлежащего сносу; перечень  мероприятий по выведению из эксплуатации объекта капитального строительства, подлежащего  сносу (если вывод объекта капитального строительства из эксплуатации не осуществлен до его  сноса в соответствии с законодательством Российской Федерации); перечень демонтируемого  технологического оборудования, габаритные размеры и массы, условия демонтажа и  транспортирования (при наличии такого оборудования); сведения об условиях отключения  объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в  соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства, подлежащего сносу,  от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими  эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; перечень мероприятий по  обеспечению защиты сносимого объекта капитального строительства от проникновения  посторонних лиц и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых  насаждений; описание и обоснование принятого способа сноса объекта капитального  строительства; расчет продолжительности работ по сносу объекта капитального строительства в  зависимости от технологии их выполнения (в случае, если такая необходимость определена  собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или  застройщиком); расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от  принятого способа сноса; оценку вероятности повреждения при сносе объекта капитального  строительства действующих сетей инженерно-технического обеспечения; описание и обоснование  методов защиты и защитных устройств действующих сетей инженерно-технического обеспечения,  согласованных с владельцами таких сетей; описание и обоснование решений по безопасному  ведению работ по сносу объекта капитального строительства; перечень мероприятий,  направленных на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу  физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу,  окружающей среде; описание решений по вывозу и утилизации отходов от сноса объекта  капитального строительства, в том числе демонтированного оборудования (при наличии такого  оборудования); перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (в  случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства,  или собственниками помещений в нем, или застройщиком); сведения об остающихся после сноса  объекта капитального строительства в земле и в водных объектах коммуникациях, конструкциях и  сооружениях, сведения о наличии разрешений органов государственного надзора на сохранение 


[A4] этих коммуникаций, конструкций и сооружений в земле и в водных объектах в случае, если  наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации; сведения о  наличии согласования с соответствующими государственными органами, в том числе органами  государственного надзора, способа сноса объекта капитального строительства путем взрыва,  сжигания или иным потенциально опасным способом, перечень дополнительных мер  безопасности при использовании потенциально опасных способов сноса; сведения об акте,  подтверждающем отключение объекта капитального строительства, подлежащего сносу, от сетей  инженерно-технического обеспечения, подписанном организацией, осуществляющей  эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии);  сведения о документе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции  по охране культурного наследия, подтверждающем отсутствие сведений об объекте капитального  строительства, подлежащем сносу, в едином государственном реестре объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и документе,  подтверждающем, что объект капитального строительства, подлежащий сносу, не является  выявленным объектом культурного наследия либо объектом, обладающим признаками объекта  культурного наследия, выдаваемых в порядке, предусмотренном указанным федеральным органом  исполнительной власти. Графическая часть проекта содержит: план земельного участка, в  границах которого расположен объект капитального строительства, подлежащий сносу, и  прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта капитального  строительства, надземных и подземных сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и  опасных зон в период сноса объекта капитального строительства с указанием мест складирования  материалов, конструкций, изделий и оборудования, установки стационарных кранов и путей  перемещения кранов большой грузоподъемности, а также схемы движения транспортных средств;  обмерные чертежи планов, разрезов, фасадов объекта капитального строительства, подлежащего  сносу (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального  строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком); чертежи защитных  устройств сетей инженерно-технического обеспечения; технологические карты схемы  последовательности сноса и разборки строительных конструкций, оборудования и сетей  инженерно-технического обеспечения (Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 509 «Об  утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта  капитального строительства»). 

Согласно требованиям СП 325.1325800.2017 Здания и сооружения. Правила производства  работ при демонтаже и утилизации, применительно к объекту исследования необходимо  выполнить следующие основные мероприятия по его демонтажу: провести обследование общего  технического состояния конструкций объекта исследования (в пункте 1 настоящего заключения  было установлено, что техническое состояние конструкций объекта исследования соответствует  исправному); разработать проект организации работ (ПОР) – основной организационный  документ при сносе зданий и сооружений (ПОР содержит требования и меры по обеспечению  безопасности работающих, населения и окружающей среды, устанавливает метод сноса, общую  последовательность и порядок работ, включающие меры по предотвращению прогрессирующего  обрушения конструкций на отдельных участках, объем и требования максимального  использования продуктов разборки здания (сооружения), утилизации отходов и служит  основанием для получения разрешения на производство работ); на основе ПОР разработать проект  производства работ (ППР), в рамках которого: осуществить подготовку календарного плана  производства работ, строительного генерального плана или плана участка работ по сносу и  прилегающих территорий; подготовить график вывоза с объекта отходов сноса; установить  потребность в средствах механизации, технологическом оборудовании, инструментах и  приспособлениях; осуществить подготовку технологических карт; разработать мероприятия по  соблюдению техники безопасности, охране труда и окружающей среды; после разработки и  утверждения всех необходимых документов (заказчиком и подрядчиком), получения разрешения  (подрядчиком у заказчика) на снос объекта и назначения ответственных лиц, осуществляющих  строительный контроль, приступить непосредственно к работам по демонтажу спорного объекта в  соответствии с разработанной документацией. 

Принимая во внимание специфику объекта, его месторасположение, суд первой инстанции  приходит к выводу, что однократное предоставление отсрочки не нарушит баланс интересов  взыскателя и должника, позволит обеспечить безопасность граждан, оградит права третьих лиц от  возможных нарушений. 


[A5] Доказательств длительного неисполнения решения суда в материалах дела не имеется, в  субъективном поведении ответчика признаков злоупотребления процессуальным правом не  усматривается. В данном случае суд обеспечивает разумный и должный баланс интересов  должника и взыскателя в вопросе предоставления рассрочки. 

Суд считает, что предоставление должнику (ответчику) отсрочки в исполнении судебного  акта сроком до 22.07.2021, не нарушает интересы взыскателя (администрации), поскольку  должник не уклоняется от исполнения вступившего в законного силу судебного акта, а проводит  необходимые мероприятия по подготовки работ по сносу спорного объекта, которые вызваны  непосредственно субъективными фактами. 

Принимая во внимание положения действующих нормативных правовых актов,  определяющих специфику и порядок осуществления действий по сносу объектов недвижимости, а  также принятие должником мер по исполнению решения в добровольном порядке, арбитражный  суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для предоставления должнику  отсрочки исполнения решения суда до 22.07.2021. 

Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 13.12.2019 № 15АП-20108/2019 по делу № А53-7871/2018. 

Руководствуясь статьями 324, 184-185 АПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Предоставить ПАО «Россети Кубань» отсрочку исполнения решения Арбитражного суда 

Краснодарского края от 26.11.2019 по делу № А32-27997/2019 до 22.07.2021.

Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в 

месячный срок со дня его вынесения.

Судья Ю.В. Любченко 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 22.05.2020 12:19:54

Кому выдана Любченко Юлия Владимировна