Ул. Красная, 6, г. Краснодар, 350063, тел (861) 255-79-57, факс (861) 267-19-78
Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/
о прекращении производства по делу
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Боровика А.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах, ст. Северская
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Абинск
о привлечении к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ.
При применении пункта 3 части 1 статьи 227 АПК РФ арбитражным судам необходимо иметь в виду, что дело относится к подлежащим рассмотрению в порядке упрощенного производства, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 000 рублей.
Ввиду того, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности, и предусмотренный ст. 14.45 КоАП РФ размер штрафа, подлежащий взысканию не превышает сто тысяч рублей, дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 702р-120-2012 от 13.09.2012 Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю назначена внеплановая выездная проверка в отношении предпринимателя ФИО1, осуществляющего деятельность на торговом месте № 5 ТК «Казачий» по адресу: <...>.
При проведении проверки и в ходе непосредственного обнаружения контролирующим органом установлено, что предприниматель осуществляет реализацию продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствия, а именно на реализацию корейских салатов (морковь по корейски в количестве 12кг.; грибное ассорти в количестве 1,5кг.; помидоры фаршированные в количестве 2 кг.; капуста с грибами в количестве 2 кг.; улитка морская в количестве 1 кг.; баклажаны по корейски в количестве 1 кг.; фунчеза в количестве 0,5кг.; свекла по корейски 1 кг.; спаржа по корейски 0,5 кг.; морская капуста 1 кг) в отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность (сертификатов соответствия или декларации о соответствии).
Указанные факты подтверждает протокол осмотра от 17.09.2012, акт проверки от 17.09.2012.
17 сентября 2012 года главным специалистом –экспертом отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении №034332 по ст. 14.45 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 Кодекса.
При принятии судебного акта, суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст.14.45 КоАП РФ установлена административная ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Согласно ч.2 ст.28 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ заявитель обязан указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Конструкция состава ст.14.45 КоАП РФ предполагает обязательным условием наступления административной ответственности реализацию продукции, без указания в сопроводительных документах сведений о ее соответствии.
Управлением предпринимателю вменяется реализация товара без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
При этом, в силу ст. 2 Закона заявителем является физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
Суд пришел к выводу о том, что заявителем в силу вышеперечисленных требований закона выступает изготовитель продукции. В этой связи именно на данном лице лежит обязанность по указанию в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия. (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении от 20 августа 2012 года 15АП-8150/2012)
Документальное подтверждение, что предприниматель ФИО1 является изготовителем продукции, суду не представлено.
Судом установлено, что ФИО1 предлагала к продаже готовые к употреблению продукты, доказательств реализации суду не представлено.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность продавца при заключении договора розничной купли-продажи передавать потребителю какую-либо сопроводительную документацию с указанием в ней сведений о сертификате соответствия (декларации о соответствии) на товар.
Обязательность определена в отношении документов, предусмотренных ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Конструкция состава ст.14.45 КоАП РФ предполагает обязательным условием наступления административной ответственности реализацию продукции, без указания в сопроводительных документах сведений о ее соответствии. Доказательств, подтверждающих факт реализации товара, суду не представлено.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что предприниматель ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.14.45 КоАП РФ.
Декларация о соответствии (сертификат соответствия) являются документами, удостоверяющими безопасность товара для жизни и здоровья граждан. Статьей 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.92г. закреплено право потребителя на безопасность товара (работ, услуг): «Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни и здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а так же предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установленные обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежат обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в т.ч. импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в п.1».
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184 «О техническом регулировании»: «обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 23 Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 18.06.2012) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" установлено «9167 Овощи, грибы, фрукты соленые, квашеные, моченые и маринованные» подлежат сертификации овощи, фрукты и грибы соленые, маринованные, квашеные, моченые (включая капусту квашеную, огурцы и помидоры соленые).
В отношении других продуктов Заявителем доказательств необходимости обязательной сертификации суду не представлено.
Наличие деклараций о соответствии (сертификата соответствия) непосредственно в месте продажи товара предусмотрено п. 12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утв. Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.98г. «При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
- сертификат или декларация о соответствии;
-копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона».
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Заявитель вменяет предпринимателю отсутствие сертификата соответствия или декларации соответствия на реализуемую продукцию.
Статьей 14.15 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров. Согласно ч.1 ст.14.8 предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
С учетом изложенного, судом установлено, что из протокола об административном правонарушении от 17.09.2012 №034332 следует, что описанная в нем объективная сторона правонарушения может быть квалифицирована по ст. 14.15 КоАП РФ, ст.14.8 КоАП РФ.
Абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлен перечень дел об административных правонарушениях, подведомственных арбитражному суду. Однако рассмотрение дел об административных правонарушения по ст. 14.15 КоАП РФ к компетенции арбитражного суда не отнесено.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Прекратить производство по делу № А32-28927/2012 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в лице территориального отдела в Северском, Абинском, Крымском районах к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ.
Возвратить протокол об административном правонарушении от 17.09.2012 №034332 и прилагаемые к нему материалы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах.