ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-33935/18 от 19.11.2018 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32, тел. 293-80-56

http://www.krasnodar.arbitr.ru, e-mail: a32.vmaklashov@arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

22 ноября 2018 года Дело№А32-33935/2018
г. Краснодар 56/147-Б

Резолютивная часть определения объявлена 19 ноября 2018г.

Определение в полном объеме изготовлено 22 ноября 2018г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Маклашова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авдеевым С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю (вх. 24.08.2018г.)о признании субъекта естественных монополий - МУП «Ресурс» Администрации муниципального образования Успенский район, с. Успенское (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) несостоятельным (банкротом),

с участием:

от министерства экономики Краснодарского края: ФИО1 – по доверенности от 12.01.2018г.,

от администрации муниципального образования Успенский район: ФИО2 – по доверенности от 22.01.2018г., ФИО3 – по доверенности от 16.11.2018г.,

от должника: ФИО4 – директор, ФИО5 – по доверенности от 13.09.2018г.,

от уполномоченного органа: ФИО6 – по доверенности от 22.03.2018г.,

от иных лиц: не явились,

У С Т А Н О В И Л:

ФНС России обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании субъекта естественных монополий - МУП «Ресурс» Администрации муниципального образования Успенский район несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 30 августа 2018г. заявление ФНС России принято, возбудить производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

Представитель заявителя в судебном заседании указал на то, что настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Представители должника и администрации в судебном заседании, в представленных отзывах на заявление указали на то, что возражают против требований заявителя, ссылаясь на их необоснованность, настаивали на прекращении производства по делу в связи с тем, что должник является субъектом естественных монополий и исполнительное производство в отношении него не завершено.

Суд, изучив материалы дела и выслушав мнения сторон в судебном заседании, считает требования уполномоченного органа не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается, что МУП «Ресурс» администрации муниципального образования Успенский район (МУП «Ресурс») является самостоятельным юридическим лицом.

Учредителем предприятия является орган местного самоуправления - администрация муниципального образования Успенский район.

Имущество предприятия находится в муниципальной собственности Успенского района, закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Предприятие МУП «Ресурс» многоотраслевое.

Основные виды деятельности предприятия - предоставление услуг жизнеобеспечения: водоснабжение и теплоснабжение.

На территории Успенского района, а именно в с. Успенское, пос. Мичуринский, с. Вольное, с. Марьино, х. Веселый, а. Кургоковский, единственным предприятием, оказывающим услуги в области центрального теплоснабжения, а в с. Коноково в области водоснабжения является МУП «Ресурс».

МУП «Ресурс» осуществляет теплоснабжение 10-ти общеобразовательных школ, 10-ти детских садов, центральной районной больницы, 3 фельдшерских акушерских пункта, других социально-значимых объектов, а также категории потребителей населения муниципального образования Успенский район.

Отсутствие холодного водоснабжения и теплоснабжения в муниципальном образовании может привести к приостановлению деятельности социально-значимых объектов и как следствие может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологического состояния на территории муниципалитета и другим тяжким последствиям. Именно МУП «Ресурс», являясь действующей на сегодня организацией, осуществляет подачу воды и тепла.

Из материалов дела следует, что МУП «Ресурс» ведется хозяйственная деятельность, что подтверждается наличием действующих договоров с населением и юридическими лицами о предоставлении услуг по водоснабжению и теплоснабжению ежемесячным начислением и приемом оплат от абонентов за поставленные услуги, передачей финансовой отчетности в соответствующие фонды (ИФНС, ПФР, Росстат и иные) в сроки, в соответствии с действующим законодательством, регулярно осуществляются движения по расчетному счету организации (отсутствие денежных средств на расчетном счете в момент подачи уполномоченным органом заявления, не означает отсутствие движений по расчетному счету, денежные средства в порядке очередности платежей снимаются на уплату налогов и сборов, на заработную плату, поступление на расчетный счет происходит почти ежедневно, за исключением выходных банковских дней), организацией руководит директор предприятия.

Также следует отметить, что основанием подачи заявления о признании МУП "Ресурс" несостоятельным (банкротом) явилось наличие задолженности по обязательным платежам в сумме 3 532 226,08 руб., из которой основной долг – 1 979 058,58 руб., пени – 1 383 680,79 руб., штрафы – 169 486,71 руб., а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и НДФЛ в размере 8 396 067,73 руб.

Согласно пункту 1 статьи 197 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Исходя из положений вышеуказанной нормы, основным и обязательным признаком, который позволяет отнести предприятие к субъекту естественной монополии является то, что товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава МУП "Ресурс", его основным видом деятельности является оказание жилищно-коммунальных услуг населению и прочим потребителям, в том числе водоснабжение, производство и реализация тепловой энергии.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что деятельность субъектов естественных монополий регулируется положениями Закона о естественных монополиях также и в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

МУП "Ресурс" является субъектом естественной монополии, что следует из характера его деятельности (водоснабжение и теплоснабжение), а также наличия у него системы коммунальной инфраструктуры для оказания услуг по теплоснабжению и водоснабжению.

Материалами дела подтверждается то, что должник оказывает услуги по теплоснабжению и водоснабжению с использованием технологического оборудования (тепловые сети, котельные, водопровод, водопроводные сети, насосная станция), которое находится у него в пользовании на праве хозяйственного ведения.

Согласно данным администрации муниципального образования Успенский район, МУП "Ресурс" является единственным предприятием, оказывающим услуги централизованного теплоснабжения на территории Успенского района и услуги централизованного водоснабжения на территории Коноковского сельского поселения. Должник осуществляет подачу централизованного теплоснабжения в многоквартирные дома, расположенные в с. Успенское, с. Марьино, п. Мичуринский Успенского района. От котельных, обслуживаемых должником, отапливаются объекты социальной сферы, находящиеся в с. Успенское, с. Марьино, х. Веселый, с. Коноково, п. Мичуринский, а. Кургоковский и с. Вольное Успенского района.

Иные организации, оказывающие услуги централизованного теплоснабжения на территории Успенского района, а также услуги централизованного водоснабжения на территории Коноковского сельского поселения в Успенском районе отсутствуют.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается то, что МУП "Ресурс" заключены договоры с предприятиями и физическими лицами на предоставление услуг по теплоснабжению и водоснабжению. Общее количество абонентов – 3 759, из которых - 3 643 физические лица (население).

Учитывая, что МУП "Ресурс" оказывает в коммерческих целях услуги по водоснабжению и теплоснабжению в условиях естественной монополии, то данная деятельность подлежит государственному регулированию путем установления тарифа.

Приказом Региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13 декабря 2017 №93/2017-ВК "О внесение изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 12.12.2016 №75/2016-вк "Об установлении тарифов на питьевую, техническую воду и водоотведение" должнику установлен тариф на водоснабжение на 2018 год.

Приказом Региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 17 января 2018 №1/2018-т "О внесение изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 16.12.2015 №68/2015-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду" должнику установлен тариф на тепловую энергию и горячую воду на 2018 год.

Необходимо отметить, что отсутствие МУП "Ресурс" в реестре субъектов естественных монополий не свидетельствует об отсутствии у предприятия статуса субъекта естественной монополии, так как юридические лица рассматриваются в качестве субъекта естественной монополии при наличии установленных в статье 3 Закона о естественных монополиях признаков, вне зависимости от факта включения их в Реестр субъектов естественных монополий.

То обстоятельство, что МУП "Ресурс" не включен в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, не имеет правового значения. Должник распоряжается имуществом (централизованная система коммунальной инфраструктуры по водоснабжению и теплоснабжению), которое необходимо для оказания услуг по водоснабжению и теплоснабжению, а также осуществляет деятельность по оказанию таких услуг. Аналогичная позиция подтверждается постановлением ФАС Московского округа от 6 июля 2012 по делу №А40-116191/11-119-1015, постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 января 2013 года по делу №А56-71321/2011.

Учитывая, что должник является субъектом естественной монополии, то к нему в обязательном порядке применяются положения пункта 3 статьи 197 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно пункту 3 статьи 197 Закона о банкротстве, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей.

Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Положениями пункта 1 статьи 94 Закон об исполнительном производстве предусмотрено, что в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:

1)в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;

2)во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

3)в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

4)в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве
товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на
участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого
имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки,
оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги,
составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.

При этом, из буквального толкования положений, предусмотренных п. 3 ст. 197 Закона о банкротстве, следует, что дело о банкротстве в отношении субъекта естественной монополии по заявлению кредитора может быть возбуждено только после фактического обращения взыскания на имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве товаров, и только в случае, если полученных от такого обращения денежных средств будет недостаточно для полного удовлетворения требований кредитора. До фактического обращения взыскания на такое имущество самого факта возбуждения исполнительного производства в отношении должника и отсутствие поступлений денежных средств взыскателю не достаточно для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о банкротстве по заявлению кредитора.

До фактического обращения взыскания оценка стоимости такого имущества как заведомо недостаточного для удовлетворения требований кредиторов не имеет правового значения для решения вопроса о возбуждении дела о банкротстве субъекта естественной монополии.

Данная позиция согласовывается с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23.04.2018г. по делу №А40-31909/2017, оставленным без изменений определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2018 по делу №305-ЭС18-11805.

Согласно представленной в материалы дела справке Успенского районного отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю в отношении МУП "Ресурс", на исполнении находится сводное исполнительное производство № 6561/14/69/23-СД от 16.01.2014 по взысканию задолженности на общую сумму 26 214 021,21 руб., из которых налоги и страховые взносы – 12 792 544,64 руб.

Сводное исполнительное производство, возбужденное в отношении должника, не окончено, находится в стадии исполнения. Ранее часть исполнительных производств  окончены судебным приставом-исполнителем фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

Следует отметить, что постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебным приставом-исполнителем в отношении МУП "Ресурс" не выносились.

По состоянию на 31.10.2018г. балансовая стоимость активов должника составляет 158 246 тыс. руб.

Балансовая стоимость имущества, не участвующего в производственной деятельности – 42 493,8 тыс. руб.

Дебиторская задолженность составляет – 15 797,6 тыс. руб.Службой судебных приставов на дебиторскую задолженность может быть также произведено принудительное взыскание в целях удовлетворения требований кредиторов, в том числе и уполномоченного органа.

Таким образом, у должника имеются активы (имущество и дебиторская задолженность) на общую сумму 58 291,4 тыс. руб., на которые может быть обращено взыскание службой судебных приставов для погашения задолженности перед уполномоченным органом и иными кредиторами.

Учитывая, что предприятие действующее, а также оказывает услуги водоснабжения и теплоснабжения, на расчетные счета должника поступают денежные средства, за счет которых производится погашение кредиторской задолженности, в том числе и перед уполномоченным органом. Погашение производится как путем списания согласно инкассовым поручениям, так и службой судебных приставов.

В соответствии с доводами должника и представленной документацией, за период 2017 года задолженность по налогам и страховым взносам погашена в размере 9 824 530,83 руб., из них погашено через службу судебных приставов -835 514 руб., через расчетный счет по инкассовым поручениям – 8 449 016,83 руб.

С 1.01.2018 года по 31.10.2018 года на расчетный счет должника поступило 25 031 678,18 руб., в том числе за период с  01.08.2018г. по 31.10.2018г. – 3 684 307,22 руб.

В период с 01.01.2018 по 31.10.2018 задолженности по налогам и страховым взносам перед ИФНС погашена на общую сумму 13 147 021,78, в том числе погашено за период с 01.08.2018г. по 31.10.2018г. – 1 848 290,87 руб. (за 3 месяца). Из указанной суммы погашено через службу судебных приставов  – 231 171,25 руб., через расчетный счет по инкассовым поручениям – 1 617 119,62 руб.

Таким образом, погашение задолженности должника перед уполномоченным органом возможно не только исключительно за счет имущества и дебиторской задолженности, а также и за счет денежных средств, поступающих на расчетные счета предприятия за оказанные услуги, что подтверждается направлением денежных средств на оплату налогов и страховых взносов в 2017-2018 годах.

Исходя из вышеизложенного, учитывая соотношение размера задолженности по исполнительным производствам (26 214 тыс. руб.) с наличием у должника имущества, не участвующего в производственной деятельности, а также дебиторской задолженности (58 291,4 тыс. руб.), МУП "Ресурс" на сегодняшний день располагает достаточным количеством активов, за счет которых возможно погашение задолженности в рамках исполнительных производств как перед заявителем - Межрайонная ИФНС России №13 по Краснодарскому краю, так и перед иными кредиторами.

При этом, заявителем в материалы дела не представлены документы, подтверждающие наличие обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 197 Закона о банкротстве, то есть заявителем не использованы все возможности для удовлетворения своих требований.

Целью пункта 3 статьи 197 Закона о банкротстве является недопущение банкротства предприятия-монополиста и прекращения его деятельности, в случае наличия возможности удовлетворить требования кредитора за счет имущества, не вовлеченного в производственную деятельность.

Исходя из вышеизложенного, учитывая сумму заявленных требований уполномоченного органа, а также наличие активов у должника, за счет которых возможно погашение указанной задолженности перед уполномоченным органом, суд считает,   что   заявителем не представлены в материалы дела документы, подтверждающие невозможность удовлетворения заявленных требований в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника в рамках исполнительного производства.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП «Ресурс» Администрации муниципального образования Успенский район, с. Успенское, ИНН/ОГРН <***>/<***>, следует прекратить в связи с неисполнением заявителем положений пункта 3 статьи 197 Закона о банкротстве.

Доводы уполномоченного органа судом не принимаются во внимание, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Статьей 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" № 127–ФЗ определено, что по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;

об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

 Определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится в случае, если в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным или установлено отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, при условии, что имеется иное заявление о признании должника банкротом.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, основания для введения процедуры наблюдения по заявлению МРИ ФНС № 13 по Краснодарскому краю, г. Армавир, отсутствуют. 

Руководствуясь статьей 48 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №-127 ФЗ, статьями 1-3, 5, 9 -10, 15, п.3 ст. 17, 27, 40, 64-68, 71,  ст. 148, 167-170  АПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Во введении процедуры банкротства в отношении МУП «Ресурс» Администрации муниципального образования Успенский район, с. Успенское (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) по заявлению ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю отказать.  

Производство по делу №А32-33935/2018 о несостоятельности (банкротстве) МУП «Ресурс» Администрации муниципального образования Успенский район, с. Успенское (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) прекратить.

Определение суда может быть обжаловано в апелляционной инстанции в течение месяца с даты вынесения судебного акта.

Судья В.В. Маклашов