ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-40241/18 от 03.12.2018 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32, тел.: (861) 293-81-03,

сайт: http://www.krasnodar.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Краснодар ДелоА32-40241/2018
03декабря2018г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гордюка А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Киреевой Е.В., при участии: от Ассоциации саморегулируемая организация «Объединение кадастровых инженеров» (ИНН: 2311126810, ОГРН: 1102300003079) - Ковалевой А.В. (доверенность), от МИФНС № 16 по Краснодарскому краю – Миронова С.Г. (доверенность), рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ассоциации саморегулируемая организация «Объединение кадастровых инженеров» об установлении юридического факта признания Смирновой Елены Георгиевны вышедшей из состава учредителей Ассоциации саморегулируемая организация «Объединение кадастровых инженеров» и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, установил следующее.

Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение кадастровых инженеров» (далее – ассоциация, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об установлении юридического факта признания Смирновой Елены Георгиевны вышедшей из состава учредителей Ассоциации саморегулируемая организация «Объединение кадастровых инженеров» и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

В судебном заседании заявитель настаивал на заявленных требованиях. Представитель инспекции просил суд учесть, что регистрирующим органом в отношении ассоциации является Минюст России.

На вопрос суда представитель заявителя пояснил, что заявление в территориальный орган Министерства юстиции  Российской Федерации для государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ по форме № 14001 не подавалось.

Арбитражный суд Краснодарского края, исследовав материалы дела, полагает, что заявление общества следует оставить без рассмотрения.

Как следует из материалов дела, ассоциация создана по решению учредителей Смирновой Е.Г. и Демтирова С.А. от 23.04.2010. В настоящее время в ассоциацию поступили сведения о смерти одного из учредителей - Смирновой Е.Г.

Полагая, что в связи со смертью одного из учредителей появилась объективная необходимость внесения изменений в ЕГРЮЛ, ассоциация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

На основании статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.

Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" по делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что:

- в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 части 1 статьи 220 Кодекса);

- у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 Кодекса).

Суду при рассмотрении заявления необходимо установить:

- не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 Кодекса);

- не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Кодекса).

На основании норм статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

В силу пункта 2 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» определено, что принятие решений о государственной регистрации ассоциации отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов.

Пункт 3 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяет, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (в настоящем случае - МИФНС № 16 по Краснодарскому краю) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом (соответствующий орган Минюста России) решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минюста России от 07.05.2013 № 68 «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» определено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, а также для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, не связанных с внесением изменений в их учредительные документы, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2012 г., регистрационный № 24139).

В соответствии с подпунктом «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Государственная регистрация носит заявительный характер и осуществляется на основании представленных в регистрирующий орган документов по формам установленным Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее -Приказ ФНС № 25). Ответственность за своевременность, полноту и достоверность представленных для включения в государственные реестры сведений возложена на заявителей.

В соответствии с п. 1.3 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридических лиц заявителями могут быть следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель или учредители юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Исходя из содержания данной нормы следует вывод, что для внесения изменений в сведения о юридическом лице содержащихся в ЕГРЮЛ необходимо представить подписанное заявителем заявление по форме № 14001, а также документ, подтверждающий право перехода доли, данный перечень документов является исчерпывающим и в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом № 129-ФЗ.

Принимая во внимание тот факт, что согласно Приказу ФНС № 25 при прекращении участия заполняется раздел 2 заявления по форме № 14001, то есть, фамилия, имя и отчество участника, а также ИНН при наличии, документ подтверждающий право перехода доли не требуется.

Из материалов дела и пояснений представителя Ассоциации следует, что руководитель Ассоциации заявление по форме № 14001 для внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи со смертью Смирновой Е.Г. в уполномоченный орган не подавал.

На основании пункта 3 части 1 статьи 148, части 3 статьи 217, части 4 статьи 221 АПК РФ арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, если при его рассмотрении выясняется, что возник спор о праве.

С учетом изложенного, поскольку Ассоциация не обращалась с заявлением по форме № 14001 для проведения регистрационных действий, а возможный отказ в проведении таких действий может быть обжалован в судебном порядке, Арбитражный суд Краснодарского края считает необходимым оставить заявление Ассоциации без рассмотрения.

Руководствуясь статьями 148, 184, 185, 217, 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Краснодарского края

О П Р Е Д Е Л И Л:

оставить заявление без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его вынесения.

Судья                                   А.В. Гордюк