ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-59181/2021 от 01.03.2022 АС Краснодарского края



Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32, тел.: (861) 293-81-03,
сайт: http://www.krasnodar.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32-59181/2021  01 марта 2022 г. 

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гордюка А.В., при ведении  протокола помощником судьи Апришкиной Е.Ю., при участии: от ООО "МОДУС А" –  ФИО1 (доверенность), от МИФНС № 16 по Краснодарскому краю – ФИО2 (доверенность), от УФНС России по Краснодарскому краю – ФИО3  (доверенность), в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещённых о времени  и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании  материалы дела по исковому заявлению ООО "МОДУС А" (ИНН: <***>,  ОГРН: <***>) в лице конкурсного управляющего ФИО4 о признании недействительным решения МИФНС России № 16 по  Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) о внесении в ЕГРЮЛ  записи от 30.06.2021, решения УФНС России по Краснодарскому краю № 24-12-1402 от  14.10.2021 о результатах рассмотрения жалобы, установил следующее. 

ООО «Модус А» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд  Краснодарского края с заявлением к МИФНС России № 16 по Краснодарскому краю  (далее – инспекция) и УФНС России по Краснодарскому краю (далее – управление), в  котором просило: 

В заседании от 15.02.2022 общество на требованиях настаивало. Инспекция и  управление указали на законность принятого решения, поскольку общество по месту  государственной регистрации не находится. 

Общество признало, что после открытия конкурсного производства прекратил  действие договор аренды с арендодателем о предоставлении помещения для  юридического адреса, при этом связь с обществом в настоящее время производится по  адресу конкурсного управляющего, опубликованного в ЕФРСБ. 

На вопрос суда, каким образом обжалуемое решение нарушает права общества,  управляющий пояснил, что в связи с появлением записи о недостоверности адреса  аннулирован сертификат ЭЦП, в связи с чем общество лишено возможности подавать  налоговую отчетность с учетом изменений ФЗ «О бухгалтерском учете». 

В заседании стороны высказали позиции по заявленным требованиям, УФНС  России по Краснодарскому краю, МИФНС № 16 по Краснодарскому краю представили  пояснения по делу. 


Арбитражный суд Краснодарского края, изучив материалы дела и выслушав  участвующих в заседании лиц, полагает необходимым отложить разбирательство. 

Как следует из материалов дела, общество создано 20.07.2010, в ЕГРЮЛ внесена  запись о месте нахождения юридического лица по адресу: <...>, помещ. 12/2. 

Общество с ограниченной ответственностью «Модус А» обратилось в Управление  Федеральной налоговой службы РФ по Краснодарскому краю с жалобой на решение  Межрайонной ИФНС России № 16 о внесении записи о недостоверности сведений об  адресе Общества. 

Заявитель считает действия Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому  краю о внесении в ЕГРЮЛ записи от 30.06.2021 г., ГРН 2212300743060, о  недостоверности сведений об адресе юридического лица, и решение Управления  Федеральной налоговой службы РФ по Краснодарскому краю об отказе в удовлетворении  жалобы незаконными, нарушающими права и законные интересы Заявителя и не  соответствует цели, которая преследуется таким внесением. 

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о  признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 


В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов  Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о  признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления  необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному  правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя. 

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному  правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Согласно статье 65 и части 5 статьи 200 Гражданского кодекса Российской  Федерации, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий  (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение  оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием  для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо,  которые совершили действия (бездействие). 

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических  лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их  учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве  индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных  реестров - ЕГРЮЛ и единого государственного реестра индивидуальных  предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О  государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ). 

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"  (далее - Закон N 129-ФЗ) проверка достоверности сведений, включаемых или включенных  в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим  органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе  в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей  государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего  включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц. 

В силу положений пункта 6 статьи 11 указанного закона в случае, если по  результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый  государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в  нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л"  пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет  юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его  учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от  имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты  указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном 


реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в  регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). 

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности  юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить  документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых  регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае  невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если  представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности  сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о  недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр  юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном  реестре юридических лиц сведений о юридическом лице. 

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что действительно общество в  настоящее время не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, в связи с прекращением  договора аренды. 

При этом законодательство о банкротстве предусматривает специальный порядок  организации связи с юридическим лицом - банкротом, который заключается  опубликованием сведений об адресе конкурсного управляющего в специальные  информационные ресурсы - газета «Коммерсантъ», Единый Федеральный реестр сведений  о банкротстве (ст. 128 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)»). 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2020 г. по делу №  А32-8293/2020 в отношении Общества введена процедура конкурсного производства по  упрощённой процедуре ликвидируемого должника. 

В резолютивной части решении указан адрес управляющего для направления  корреспонденции: <...> (Б» «Аскона» 11 этаж),  ИНН <***>), члена Саморегулируемая организация «Союз менеджеров и  арбитражных управляющих». 

Конкурсный управляющий исполнил данную обязанность надлежащим образом,  что подтверждается публикациями в газете «Коммерсантъ» от 23.05.2020 г., и сообщением  4990156 от 15.05.2020 г. на сайте ЕФРСБ, в которых указан адрес конкурсного  управляющего для направления корреспонденции, адресованной Обществу. 

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров,  связанных с достоверностью адреса юридического лица» определено, что при  разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует  учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001   № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей" (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного  органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего  исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право  действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином  государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления  связи с юридическим лицом. 

Смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без  доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа  юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного  органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение  места нахождения юридического лица (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от  30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с  достоверностью адреса юридического лица», пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 


и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)» и т.п.). 

На вопрос суда о возможности внесения изменений в ЕГРЮЛ общество пояснило,  что такие изменения затрагивают учредительные документы, в связи с чем должны быть  утверждены участниками общества. Единственным участником ООО «Модус А» является  ОАО «Модус», которое также находится в процедуре банкротства. 

Общество пояснило, что наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса  регистрации послужило основанием для аннулирования ЭЦП, в связи с чем в настоящее  время подача налоговой отчетности в электронном виде невозможна. 

На основании пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление  налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по  телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной  электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах  налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках  доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о  других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. 

В силу пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая  декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика  (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по  установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в  электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом  должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики  страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим  Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «О бухгалтеском  учете» в целях формирования государственного информационного ресурса  экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой  бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в  налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не  установлено настоящей статьей. 

Пункт 5 названной статьи определяет, что обязательный экземпляр отчетности  представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех  месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного  экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение  о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в  течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не  позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено  другими федеральными законами. 

На основании пункта 8 статьи 18 Федерального закона «О бухгалтеском учете»  Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского  заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного  экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования  государственным информационным ресурсом с учетом положений части 9 настоящей  статьи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по  контролю и надзору в области налогов и сборов. 

Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской  (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования  государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности,  утвержденный приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ определяет, что  обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются в  виде электронных документов (пункт 2). 


Для создания электронной подписи обязательного экземпляра отчетности и  аудиторского заключения о ней используются квалифицированные сертификаты ключей  проверки электронной подписи, выдаваемые в соответствии с Федеральным законом от 6  апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». 

В силу части 2.2 статьи 18 ФЗ «Об электронной подписи» аккредитованный  удостоверяющий центр должен с использованием инфраструктуры осуществить проверку  достоверности документов и сведений, представленных заявителем в соответствии с  частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Для заполнения квалифицированного сертификата в  соответствии с частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона аккредитованный  удостоверяющий центр запрашивает и получает из государственных информационных  ресурсов выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении  заявителя - юридического лица. 

Часть 2.3 статьи 18 ФЗ «Об электронной подписи» определяет, что в случае, если  полученные в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи сведения подтверждают  достоверность информации, представленной заявителем для включения в  квалифицированный сертификат, и аккредитованным удостоверяющим центром  идентифицирован заявитель, аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет  процедуру создания и выдачи заявителю квалифицированного сертификата. В противном  случае, а также в случаях, установленных пунктами 5 и 6 части 2 статьи 13 настоящего  Федерального закона, аккредитованный удостоверяющий центр отказывает заявителю в  выдаче квалифицированного сертификата. 

Таким образом, доводы истца о невозможности получения ЭЦП для надлежащего  оформления налоговой отчетности основаны на нормах действующего законодательства. 

При этом, в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 "О некоторых вопросах практики  рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"  разъяснено, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных  документах (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации),  определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального  образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического  лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует  внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее  указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными  документами юридического лица. 

С учетом изложенного Арбитражный суд Краснодарского края считает  необходимым отложить разбирательство для представления сторонами дополнительных  пояснений. 

Руководствуясь статьями 158, 184, 185, Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Краснодарского края 

О П Р Е Д Е Л И Л:

судебное разбирательство по рассмотрению дела отложить на 22.03.2022  на 12 часов 10 минут по адресу: <...>, зал № 812 (8 этаж),  телефон: <***>. 

Сторонам принять меры к мирному урегулированию спора.

Информация по делу может быть получена на сайте www.krasnodar.arbitr.ru.  Телефон: <***>. 

Судья А.В. Гордюк