ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-9549/2023 от 14.12.2023 АС Краснодарского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-9549/2023
18 декабря 2023 года

Резолютивная часть определения объявлена 14 декабря 2023 года

Полный текст судебного акта изготовлен 18 декабря 2023 года 

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Кирий О.В. 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Глущенко О.В. 

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО «Поляна», г. Москва (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН: <***>, 

ОГРН: <***>)
третье лицо: Администрация муниципального образования город-курорт Анапа
о признании приказа недействительным,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – доверенность;
от третьего лица: ФИО2 – доверенность;
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Поляна», г. Москва (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд  Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского  края (далее – заинтересованное лицо), о признании недействительным Приказа  Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 680 от 05.05.2022 г.  «О резервировании земель для государственных нужд Краснодарского края в целях  увеличения площади особо охраняемой природной территории регионального значения  прибрежного природного комплекса «Анапское взморье» в части 40 земельных участков,  принадлежащих заявителю (кадастровые номера с учетом уточненных требований  от 01.08.2023 г.) 

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2023 г. к участию в  деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена администрация  муниципального образования город-курорт Анапа. 

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2023 г. к  рассмотрению принято заявление заинтересованного лица о пропущенном сроке на  обжалование. 

В судебном заседании 07.12.2023 г. представитель заявителя заявил ходатайство о  передаче дела в суд общей юрисдикции. 

По мнению заявителя, арбитражный суд не компетентен в рассмотрении настоящего  спора, поскольку в рассматриваемом случае, обжалуемый приказ о резервировании земель  для государственных нужд по своей правовой природе относится к нормативным правовым  актам, устанавливает правовой режим земельных участков, перечисленных в Приложении   № 2 к Приказу № 680 от 05.05.2022 г., ограничивает хозяйственную деятельность для  неопределенного круга лиц на рассматриваемой территории, рассчитан на неоднократное  применение. 


При вынесении настоящего определения, суд исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке  административного судопроизводства, возникающие из административных и иных  публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с  осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной  экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных  федеральным законом отдельными государственными или иными публичными  полномочиями, должностных лиц. 

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50  «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и  актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными  свойствами» (далее - Постановление Пленум ВС РФ N 50) предусмотрено, что  существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения  законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их  органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами,  уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов  толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в  правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (п. 3). 

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации  нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному  кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит  конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным  государственным предписанием, обязательным для исполнения  (постановления от 17 ноября 1997 г. № 17-П и от 31 марта 2015 г. № 6-П). 

Основным критерием, отличающим нормативный правовой акт от ненормативного  правового акта, является наличие в акте норм права. При определении нормативности  правового акта следует руководствоваться Постановлением Пленума ВС РФ № 50. 

Пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ № 50 определены признаки,  характеризующие нормативный правовой акт: 

- принятие (издание) правового акта в установленном порядке управомоченным  органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом,  уполномоченной организацией или должностным лицом; 

- наличие в акте правовых норм (правил поведения), направленных на урегулирование  общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих  правоотношений; 

- правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц;  - правовой акт рассчитан на неоднократное применение. 

Только наличие всех вышеуказанных признаков в правовом акте позволяет сделать  вывод о его нормативности. 

При этом, в настоящем деле общество просит признать незаконным приказ  министерства № 680 от 05.05.2022 г., в котором четко определен перечень земельных  участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых  земель. 

Таким образом, обжалуемый обществом приказ не относится к неопределенному  кругу лиц и не носит нормативный характер.  

В связи с чем, настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде как  заявление об оспаривании ненормативного правового акта. 


В связи с чем, в удовлетворении ходатайства заявителя о передаче дела на 

рассмотрение суда общей юрисдикции надлежит отказать.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Пятнадцатого арбитражного 

апелляционного суда от 08.08.2019 г. по делу № А32-53823/2018.

Руководствуясь ст.ст. 39, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса РФ, 

арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении ходатайства заявителя о передаче дела на рассмотрение суда  общей юрисдикции отказать. 

Определение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный  суд через Арбитражный суд Краснодарского края в течение десяти дней со дня его  вынесения. 

Судья О.В. Кирий