АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-9549/2023
18 декабря 2023 года
Резолютивная часть определения объявлена 14 декабря 2023 года
Полный текст судебного акта изготовлен 18 декабря 2023 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Кирий О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Глущенко О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО «Поляна», г. Москва (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН: <***>,
ОГРН: <***>)
третье лицо: Администрация муниципального образования город-курорт Анапа
о признании приказа недействительным,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – доверенность;
от третьего лица: ФИО2 – доверенность;
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Поляна», г. Москва (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо), о признании недействительным Приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 680 от 05.05.2022 г. «О резервировании земель для государственных нужд Краснодарского края в целях увеличения площади особо охраняемой природной территории регионального значения прибрежного природного комплекса «Анапское взморье» в части 40 земельных участков, принадлежащих заявителю (кадастровые номера с учетом уточненных требований от 01.08.2023 г.)
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена администрация муниципального образования город-курорт Анапа.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2023 г. к рассмотрению принято заявление заинтересованного лица о пропущенном сроке на обжалование.
В судебном заседании 07.12.2023 г. представитель заявителя заявил ходатайство о передаче дела в суд общей юрисдикции.
По мнению заявителя, арбитражный суд не компетентен в рассмотрении настоящего спора, поскольку в рассматриваемом случае, обжалуемый приказ о резервировании земель для государственных нужд по своей правовой природе относится к нормативным правовым актам, устанавливает правовой режим земельных участков, перечисленных в Приложении № 2 к Приказу № 680 от 05.05.2022 г., ограничивает хозяйственную деятельность для неопределенного круга лиц на рассматриваемой территории, рассчитан на неоднократное применение.
При вынесении настоящего определения, суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление Пленум ВС РФ N 50) предусмотрено, что существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (п. 3).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. № 17-П и от 31 марта 2015 г. № 6-П).
Основным критерием, отличающим нормативный правовой акт от ненормативного правового акта, является наличие в акте норм права. При определении нормативности правового акта следует руководствоваться Постановлением Пленума ВС РФ № 50.
Пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ № 50 определены признаки, характеризующие нормативный правовой акт:
- принятие (издание) правового акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;
- наличие в акте правовых норм (правил поведения), направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений;
- правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц; - правовой акт рассчитан на неоднократное применение.
Только наличие всех вышеуказанных признаков в правовом акте позволяет сделать вывод о его нормативности.
При этом, в настоящем деле общество просит признать незаконным приказ министерства № 680 от 05.05.2022 г., в котором четко определен перечень земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Таким образом, обжалуемый обществом приказ не относится к неопределенному кругу лиц и не носит нормативный характер.
В связи с чем, настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде как заявление об оспаривании ненормативного правового акта.
В связи с чем, в удовлетворении ходатайства заявителя о передаче дела на
рассмотрение суда общей юрисдикции надлежит отказать.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Пятнадцатого арбитражного
апелляционного суда от 08.08.2019 г. по делу № А32-53823/2018.
Руководствуясь ст.ст. 39, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении ходатайства заявителя о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции отказать.
Определение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья О.В. Кирий