АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
15 | апреля | 2009 г. | Дело № А33-520/2005 |
г. Красноярск
рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального «Управление капитального строительства», г Шарыпово,
в деле по иску общества с ограниченной ответственностью «Стройдеталь» г. Шарыпово,
к Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства» г. Шарыпово,
о взыскании,
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 13.04.2009,
Протокол судебного заседания вела судья Шишкина И.В.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Стройдеталь» обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному учреждению «Управление капитального строительства» о взыскании 2 457 668 руб. 30 коп. долга за выполненные работы по договору подряда № 6 от 01.07.2003 и 317 746 руб. 21 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Истец заявил ходатайство об отказе от иска в части процентов в сумме 317 746 руб. 21 коп. Ходатайство судом рассмотрено, отказ от иска в части принят судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в данной части определением от 23.03.2005 прекращено.
Решением от 28.03.2005 иск удовлетворен, с муниципального учреждения «Управление капитального строительства» в пользу ООО «Стройдеталь» взыскано 2 457 668,30 руб. долга, в доход федерального бюджета 23 788,34 руб. государственной пошлины.
Определением от 13.12.2007 произведена замена взыскателя – ООО «Стройдеталь» на ООО «Тибр».
Определением от 11.02.2008 удовлетворено заявление ООО «Тибр» о выдаче дубликата исполнительного листа, выдан исполнительный лист № 245 274.
27.02.2009 МУ «Управление капитального строительства» обратилось в арбитражный су с заявлением об отсрочке исполнения решения суда на срок до 31.12.2011.
Определением от 04.03.2009 назначено рассмотрение заявления на 25.03.2009.
Определением от 25.03.2009 рассмотрение заявления отложено на 15.04.2009.
Взыскатель и судебный пристав-исполнитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
От взыскателя поступил отзыв на заявление, в котором ООО «Тибр» возражает против предоставления отсрочки исполнения судебного акта, ссылаясь на следующее: обязательство уплатить взысканную решением суда сумму возникли у должника в 2003 году, однако до настоящего времени должник и главный распорядитель (администрация г. Шарыпово) не предпринимали никаких действий для оплаты долга; рассматриваемые обязательства не являются новыми и должны были быть произведены из доходов 2003 г. или последующих годов; должник не представил доказательств добросовестного поведения в виде намерений погашения кредиторской задолженности и выполнения решения суда, а также поведения с учетом принципов сбалансированности, реалистичности бюджетного процесса; порядок исполнения судебных актов установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности – на денежные средства субсидиарного должника; при наличии субсидиарного должника отсутствие у учреждения денежных средств нельзя считать основанием для предоставления последнему рассрочки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя должника, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно статье 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Заявление об отсрочке исполнения судебного акта мотивировано учреждением следующим:
- согласно решению о городском бюджете на 2003 год, утв, Решением Шарыповского городского Совета депутатов от 27.12.2002. № 24-132, источником финансирования задолженности являлась деятельность, финансируемая за счет средств бюджета муниципального образования города Шарыпово из краевого бюджета на реализацию подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства от 22.01.02. № 33 (не относящаяся к выплатам периодического характера);
- в связи с отсутствием соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) в бюджете муниципального образования города Шарыпово на 2009 год и плановый период 2010-2011 г.г., средств, на лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (согласно справки территориального отдела казначейства администрации Красноярского края по г. Шарыпово и Шарыповскому району об отсутствии лицевого счета от 12.02.2009. № 02-03/9) для полного исполнения исполнительного документа, должник в соответствие с п. 4 ст. 242.5. Бюджетного кодекса РФ «28» января 2009 года направил запрос-требование в Финансовое управление Администрации города Шарыпово о необходимости выделения Муниципальному учреждению «Управление капитального строительства» дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) в целях исполнения исполнительного документа;
- 30 января 2009 года в адрес Муниципального учреждения «Управление капитального строительства» Финансовым управлением представлена следующая информация: согласно п. 4 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, за исключением закона (решения) о бюджете. В соответствие с ч. 3 ст. 1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городе Шарыпово, утв. решением Шарыповского городского Совета депутатов от 22.04.2008. № 30-327 (в ред. решения от 02.12.2008. № 38-389) проект решения о бюджете города составляется сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Согласно ст. 1 Решения Шарыповского городского Совета депутатов от 23.12.08. № 40-423 «О бюджете города Шарыпово на 2009 г. и плановый период 2010-2011 годов» общий объем расходов бюджета города по годам составляет: в 2009 г. - 954303,0 тыс. руб.; в 2010 г. - 1014031,7 тыс.руб.; в 2011 г. - 1135596,7 тыс.руб. при общем прогнозируемом объеме доходов: в 2009 г. - 939304,8 тыс. руб.; в 2010 г. - 1004782,9 тыс. руб.; в 2011 г. - 1129736,0 тыс.руб.рублей. Дефицит бюджета города составляет: в 2009 г. - 14998,2 тыс. руб.; в 2010 г. - 9248,8 тыс.руб.; в 2011 г. - 5860,7 тыс.руб.;
- согласно п. 1 ст. 5 Решения Шарыповского городского Совета депутатов от 23.12.08 № 40-423 «О бюджете города Шарыпово на 2009 г. и плановый период 2010-2011 годов» размер расходов бюджета города на социальные нужды (здравоохранение, образование, культуру, строительство дорог и жилья, развитие социальной сферы, национальную оборону, правоохранительную деятельность, городские пассажироперевозки, жилищно-коммунальное хозяйство) составляет: в 2009 году - 911367,0 тыс.рублей, в 2010 году -948154,8 тыс.руб., в 2011 году - 1039011,2 тыс.руб., т.е. 95,5%, 95,8% и 96,1% соответственно от общего объема расходов бюджета;
- при этом, доходы бюджета и источники на покрытие дефицита не позволяют в полном объеме обеспечить финансирование принятых на период 2009-2011 г.г. городских целевых программ социальной направленности, что подтверждается положениями приложения № 12 к Решению Шарьшовского городского Совета депутатов от 23.12.08. № 40-423, и в полном объеме не обеспечивают финансирование городских целевых программ, указанных в приложении № 11 к Решению Шарьшовского городского Совета депутатов от 23.12.08. № 40-423;
- недостаточность доходных источников бюджета муниципального образования города Шарыпово, сказывается на том, что органы местного самоуправления города Шарыпово не имеют возможности полностью исполнять (посредством принятия и финансирования городских целевых программ), вытекающие из положений ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по: обеспечению малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями; созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа, профилактике терроризма и экстремизма; предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организации мероприятий по охране окружающей среды; организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера; организации и осуществлению мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений и др.;
- размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из краевого бюджета составляет 166387,300 рублей (ст. 4 Решения Шарьшовского городского Совета депутатов от 23.12.08. № 40-423, приложение № 4). Источником финансирования дефицита бюджета города (для выполнения существующих обязательств) в соответствии со ст. 1 Решения Шарыповского городского Совета депутатов от 23.12.08. № 40-423 и приложения № 1 к данному решению являются заемные средства: в 2009 г. - 18000000 руб.; в 2010 г. - 27000000 руб.; в 2011 г. -32000000 руб.;
- таким образом, исполнение решения в период с 28.01.2009 г. (дата поступления запроса требования) по 31.12.2011 года приведет: к росту дефицита бюджета города и недофинансированию, третьих лиц, являющихся непосредственными бюджетополучателями; к нарушению принципа сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ), означающему, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета, к нарушению принципа достоверности бюджета, означающему надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 Бюджетного кодекса РФ). Сущность которого применительно к расходованию бюджетных средств подразумевает соответствие планируемых затрат действительно необходимым для развития общественно-территориальных образований мероприятиям, расчету и закреплению расходов в соответствии с их реальными финансовыми возможностями. Иными словами, в бюджет должны быть внесены только те расходы, которые необходимы и могут быть произведены с учетом сложившейся социально-экономической обстановки;
- к нарушению предписаний п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
- условия для выделения бюджетных ассигнований на принятие нового вида расходного обязательства - исполнение решения, в 2010, 2011 финансовых годах, согласно Прогноза социально-экономического развития муниципального образования города Шарыпово на период на 2009 - 2011 г.г., согласованного органами государственной власти Красноярского края, Решения Шарыповского городского Совета депутатов от 23.12.08. № 40-423 «О бюджете города Шарыпово на 2009 г. и плановый период 2010-2011 годов», отсутствуют; дополнительных поступлений в бюджет города в 2009 году исходя из Прогноза социально-экономического развития муниципального образования города Шарыпово на период на 2009 - 2011 г.г., согласованного органами государственной власти Красноярского края, Решения Шарыповского городского Совета депутатов от 23.12.08. № 40-423 не предвидится; сокращение бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета в 2009 году осуществить невозможно, поскольку, это приведет к неизбежному сокращению финансирования социальных расходов.
- к нарушению п. 4 ст. 6 Закона Красноярского края от 10.07.2007 N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» согласно которому муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, каким согласно справки финансового управления Администрации города Шарыпово от 30.01.09. № 72 является муниципальное образование город Шарыпово, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами края к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления;
- предоставление отсрочки исполнения судебного акта на срок до 31.12.2011 года позволит предусмотреть в бюджете города на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 г.г. бюджетные ассигнования на исполнение Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.03.2005., поскольку, согласно Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования города Шарыпово до 2017 года, в 4 квартале 2011 года планируется ввести в строй первую очередь производства поликристаллического кремния, что позволит получить дополнительный источник доходов в бюджет муниципального образования города Шарыпово в виде налога на доходы физических лиц в размере 7488000 рублей (выписка из Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования города Шарыпово до 2017 года, приложение № 5 к комплексной программе прилагаются).
В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации не содержится указаний относительно того, какие обстоятельства могут вызвать отсрочку исполнения судебного акта. Арбитражный суд в каждом конкретном случае на основе представленных доказательств определяет обоснованность заявления должника об отсрочке исполнения судебного акта, которое должно быть мотивированным, а также учитывает реальность получения должником денежных средств после даты, на которую учреждение просит предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Заявитель в подтверждение доводов заявления представил документы о размерах дефицита бюджета, дотаций, решения Шарыповского городского Совета по вопросам утверждения бюджета города на 2003 год, на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов, декларацию о намерениях компании Группа «Нитол», выписку из комплексной программы социально-экономического развития г. Шарыпово на 2017 год.
Данными документами подтверждается, что бюджет г. Шарыпово является дефицитным.
Вместе с тем, изз материалов дела следует, что решение суда о взыскании с ответчика в пользу истца 2 457 668,30 руб. долга вступило в законную силу 29.04.2005.
С момента вступления решения суда в законную силу прошло четыре года, доказательства принятия мер должником к исполнению решения суда отсутствуют, заявитель не представил доказательств того, что вопрос о включении в бюджет муниципального образования г. Шарыпово данного обязательства ставился МУ «Управление капитального строительства» перед Финансовым управлением администрации г. Шарыпово при разработке бюджета на 2006, 2007, 2008-2011 годы и этот вопрос не был решен при принятии бюджетов на данные годы.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пункту 1.1 устава МУ «Управление капитального строительства», учреждение является муниципальным учреждением, создано администрацией г. Шарыпово и осуществляет функции единого заказчика-застройщика по управлению и обеспечению технического надзора за капитальным строительством, в соответствии с титульными списками, а также на муниципальных объектах, финансируемых за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, по инвестиционному жилищному строительству.
В силу пункта 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действовавшего в период до изменения данной статьи Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ) Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Пунктом 7.1 устава учреждения определено, что финансирование учреждения осуществляется за счет отчислений на его содержание от объема выполненных работ, за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и инвесторов.
Пунктом 8.6 устава учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Заявитель не представил доказательств того, что им не получался доход от приносящей доход деятельности за период 2005 -2008 годы, либо отсутствует возможность получения такого дохода на протяжении 2008 - 2011 годов и направления полученных средств на исполнение решения суда.
Согласно заявлению учреждение просит предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до 21.12.2011 год, ссылаясь на отсутствие в трехлетнем бюджете г. Шарыпово денежных средств для выплат по решению суда по настоящему делу. Возможность получения денежных средств в виде бюджетного финансирования для исполнения решения суда в 2012 году заявитель обосновывает тем, что согласно Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования города Шарыпово до 2017 года, в 4 квартале 2011 года планируется компанией «Нитол» ввести в строй первую очередь производства поликристаллического кремния, что позволит получить дополнительный источник доходов в бюджет муниципального образования города Шарыпово в виде налога на доходы физических лиц в размере 7 488 000 рублей.
В доказательство указанных доводов заявитель представил выписку из Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования город Шарыпово до 2017 года, в которой указано, что в апреле 2008 года компания «Нитол» обратилась в администрацию г. Шарыпово о выделении земельного участка в районе промышленной зоны Ашпыл для строительства завода по производству поликристаллического кремния. Проект предусматривает строительство завода поликристаллического кремния, для строительства завода была предложена площадка на территории промышленной зоны «Ашпыл»; производство планируется вводить в срой очередями 1 очередь – 4 кв. 2011 года с объемом инвестиции 20 млрд. руб., численность персонала около 600 человек, всего общий объем инвестиций – 600 млрд. руб., общая численность работающих - 1500 чел., срок окончания строительства – 2016 год; на выделенном участке проведена геодезическая съемка строительной площадки, заключен договор на производство геологических изысканий, получены технические условия.
Таким образом, в настоящее время строительство завода еще не начато, неизвестны результаты геодезических изысканий (которые могут быть как положительные, так и отрицательные), отсутствует проект строительства, доказательства наличия у указанного инвестора финансовой возможности инвестировать строительство завода в срок до конца 2011 года. Возможное получение дополнительного дохода в виде налога на доходы физических лиц от деятельности завода не означает автоматически, что данные средства будут направлены Советом депутатов города при утверждении бюджета г. Шарыпово на 2012 год именно на уплату взысканной решением суда суммы.
Следовательно, предоставление отсрочки на указанных заявителем срок не может быть произведено судом при неопределенности в вопросе получения дополнительных доходов муниципальным образованием за счет данного источника.
Исполнение судебного решения, по смыслу статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и согласно практике Европейского Суда по правам человека, является неотъемлемой частью судебного разбирательства.
Таким образом, предусмотренное Европейской Конвенцией право каждого на справедливое судебное разбирательство, включает в себя не только право на обращение в суд, детально прописанное право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, но и право на исполнение решения суда. Данные принципы составляют и конституционное положение, гарантирующее каждому судебную защиту его прав и свобод на территории Российской Федерации (ч.1 ст.46 Конституции РФ).
В своем Постановлении от 29.09.2005г. по делу «Рейнбах против Российской Федерации» Европейский Суд по правам человека прямо указал, что «…государство обязано организовать работу своей правовой системы таким образом, чтобы обеспечить координацию между различными органами государственной власти, ответственными за исполнение судебных решений и обеспечить гарантию исполнения судебных решений в разумный срок независимо от изменений, происходящих в национальном законодательстве. Заявитель возложил бы на себя непосильное бремя, если бы ему пришлось следовать за каждым таким изменением и направлять исполнительный лист из одного компетентного органа государственной власти в другой».
Неисполнение решение суда на протяжении четырех лет свидетельствует о фактической отсрочке его исполнения в течение данного времени.
При предоставлении отсрочки до 2012 года срок неисполнения решения суда фактически составит 7 лет, что противоречит вышеуказанным нормативным актам.
При таких обстоятельствах предоставление отсрочки исполнения решения существенно затрагивает и ущемляет интересы взыскателя.
На основании вышеизложенного, учитывая неопределенность в возможности исполнения судебного акта в 2012 году, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 184, 185, 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда от 28.03.2005 по делу № А33-520/2005 отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего определения в апелляционной инстанции.
Судья | И.В. Шишкина |