ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-10341/2021 от 26.04.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об обеспечении иска

26 апреля 2021 года

Дело № А33-10341/2021

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Тимергалеевой О.С., рассмотрев заявление департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска об обеспечении иска

в деле по иску департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «КРАСРЕЧТРАНС» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об изъятии объекта незавершенного строительства,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю;

- департамента градостроительства администрации города Красноярска,

без извещения лиц, участвующих в деле,

установил:

департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «КРАСРЕЧТРАНС» (далее – ответчик):

- об изъятии объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10%, по адресу: <...>, путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1299 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства»;

- об обязании направить в адрес истца разрешительную (разрешения на строительство), проектную и техническую документацию в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366 в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 26.04.2021 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и департамент градостроительства администрации города Красноярска.

Одновременно с исковым заявлением департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратился к суду с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде запрета обществу с ограниченной ответственностью «Красречтранс» осуществлять сделки по отчуждению, передаче в залог, иному распоряжению имуществом – на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10 %, адрес: <...>; запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать какие-либо регистрационные действия по регистрации сделок и прав на имущество – объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10 %, адрес: <...>.

Рассмотрев заявление о принятии обеспечительных мер арбитражный суд полагает, что оно подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять срочные временные меры, направленные на обеспечение заявленных требований или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительной мерой может быть наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц либо запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» предусмотрено, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Одновременно с исковым заявлением департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратился к суду с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде запрета обществу с ограниченной ответственностью «Красречтранс» осуществлять сделки по отчуждению, передаче в залог, иному распоряжению имуществом – на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10 %, адрес: <...>; запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать какие-либо регистрационные действия по регистрации сделок и прав на имущество – объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10 %, адрес: <...>.

В качестве обоснования необходимости принятия обеспечительных мер истец указал, что в случае удовлетворения исковых требований указанные действия ответчика затруднят или вообще сделают невозможным исполнение принятого судом судебного акта ответчиком, поскольку последний не будет являться субъектом зарегистрированного права на объект недвижимости, что повлечет за собой необходимость обращения с иным исковым заявлением к иному лицу.

Предметом заявленного истцом иска является требования:

- об изъятии объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10%, по адресу: <...>, путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1299 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства»;

- об обязании направить в адрес истца разрешительную (разрешения на строительство), проектную и техническую документацию в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366 в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 33 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в целях обеспечения нахождения имущества во владении ответчика в период судебного спора о праве на это имущество суд по ходатайству истца может принять обеспечительные меры, в частности, запретить государственному регистратору изменять запись в Едином государственном реестре прав о праве на это имущество.

Поскольку объект с кадастровым номером 24:50:0300306:366, в отношении которого заявлены обеспечительные меры, является предметом спора по настоящему делу, действия по регистрации сделок со спорным объектом сделают невозможным исполнение судебного акта по настоящему делу.

При указанных обстоятельствах заявленная департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обеспечительная мера в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать какие-либо регистрационные действия по регистрации сделок и прав на имущество – объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10 %, адрес: <...>, связана с предметом искового заявления, соразмерна ему и обеспечивает фактическую реализацию целей обеспечительных мер, установленных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данные обстоятельства являются достаточными для принятия судебного акта об удовлетворении заявления истца об обеспечении иска в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать какие-либо регистрационные действия по регистрации сделок и прав на имущество – объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10 %, адрес: <...>.

Вместе с тем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о принятии обеспечительной меры в виде запрета обществу с ограниченной ответственностью «Красречтранс» осуществлять сделки по отчуждению, передаче в залог, иному распоряжению имуществом – на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10 %, адрес: <...>, поскольку ограничение предоставленного собственнику законом права распоряжения принадлежащим ему имуществом без достаточных на то предусмотренных законом оснований ущемляет права собственника данного имущества, а также ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (пункт 2 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 1 статьи 1).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (пункт 2 статьи 1 названного закона).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (пункт 3 статьи 1 названного закона).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 4 статьи 1 названного закона).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 статьи 1 названного закона).

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (пункт 6 статьи 1 названного закона).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (пункт 7 статьи 1 названного закона).

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требование департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о принятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать какие-либо регистрационные действия по регистрации сделок и прав на имущество – объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10 %, адрес: <...>, является обоснованным и достаточным с учетом фактической реализации целей обеспечительных мер, избранного способа защиты и действующего правового регулирования сделок с недвижимостью.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявление о принятии обеспечительных мер подлежит частичномуудовлетворению.

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» (часть 2 статьи 184, статья 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 90-93, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

заявление департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о принятии обеспечительных мер удовлетворить частично.

Запретить Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать какие-либо регистрационные действия по регистрации сделок и прав на имущество – объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300306:366, степень готовности 10 %, адрес: <...>.

В остальной части заявления департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение месяца после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Подача жалобы на определение о принятии обеспечительных мер не приостанавливает исполнение этого определения.

Судья

О.С. Тимергалеева