О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении требования в реестр
«14» мая 2009 года | Дело № А33-10705/2008 к80 |
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шевцовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании требование кредитора в деле по заявлению открытого акционерного общества «ФИО1 Финанс Ко.» (г. Воронеж), общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Топливное Обеспечение Аэропортов» (г.Москва), общества с ограниченной ответственностью «Финсервис» (п. Быково Раменского района Московской области) о признании должника открытого акционерного общества «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (Красноярский край, Емельяновский район) банкротом,
при участии в судебном заседании:
от кредитора: ФИО2 – дов. от 25.03.2009;
от должника: ФИО3 – дов. от 12.12.2008;
при ведении протокола судебного заседания судьёй Т. В. Шевцовой,
установил:
определением от 12.12.2008 в отношении открытого акционерного общества «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» введена процедура наблюдения сроком до 06.04.2009; временным управляющим должника утвержден ФИО4.
«Шелл Компани Турции Лимитед» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании требований кредитора обоснованными в сумме 49 203 930,56 руб. и включении задолженности в сумме 49 203 930,56 руб. в реестр требований кредиторов должника.
Определением арбитражного суда от 31.03.2009 судебное разбирательство по рассмотрению обоснованности требования отложено на 06.05.2009 в 16 час. 30 мин.
В судебное заседание явились представители должника и кредитора. Временный управляющий в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в его отсутствие.
Должник в судебном заседании 31.03.2009 представил в материалы дела письменный отзыв, возражал против заявленного требования, считал требование кредитора необоснованным, поскольку все представленные кредитором расписки в получении топлива (приложения № 7 и № 9 к требованию) подписаны не генеральным директором ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», а неустановленным лицом.
Кредитор представил письменные возражения на отзыв должника, считает доводы должника необоснованными, по следующим основаниям:
- сторонами согласованы адреса электронной почты, с которой поступают заявки на поставку топлива;
- в расписках факт получения авиационного топлива подтверждается подписями командиров экипажей либо уполномоченных лиц, полномочия указанных лиц следуют из обстановки и предусмотрены Воздушным кодексом;
- кроме того, у сторон сложились длящиеся отношения и топливо частично оплачено.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 17 час. 20 мин. 06.05.2009 до 14 час. 14.05.2009. Сведения о перерыве размещены на портале Высшего Арбитражного суда РФ и сайте Арбитражного суда Красноярского края.
Кредитор уточнил предмет заявленного требования и уменьшил сумму задолженности с учетом перерасчета неустойки по состоянию на 12.12.2008, просит включить в реестр требований кредиторов задолженность в размере 48 855 939,36 руб., в том числе 48 051 980,43 руб. – основной долг и 803 958,93 руб. - неустойка. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление принято арбитражным судом.
С учетом дополнительно представленных доказательств должник возражений по требованию не имеет.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения обоснованности требования, обстоятельства.
Сторонами заключено Соглашение об общих условиях продажи авиационного топлива компанией «Шелл» (в редакции от апреля 2004 года), согласно которому поставки осуществляются в соответствии с предусмотренным расписанием рейсов воздушных судов, «воздушное судно» покупателя означает собственное, арендованное или эксплуатируемое покупателем или от его имени воздушное судно.
10.05.2007 сторонами заключено Соглашение о поставках авиационного топлива компанией «Шелл» №2709/ПТ-07. Согласно пункта 3 указанного Соглашения продавец продает и поставляет или обеспечивает поставку, а покупатель покупает и принимает или обеспечивает приемку согласно всем требованиям покупателя, если не предусмотрено иное, авиационное топливо, указанное в разделе 2 общих условий в аэропортах, перечисленных в приложении А, исключительно для использования покупателем, если иное не будет согласовано покупателем и продавцом, во все воздушные суда, для которых покупателю требуется топливо.
В указанном пункте соглашения сторонами согласованы официальные адреса электронной почты для корреспонденции между сторонами соглашения:
- для должника: belyanin@krasair.ru , workerl@krasair.ru,ipops@krasair.ru;
- для кредитора: dmitry.kushlyansky@shell.com, serkan.ergin@shell.com.
Пунктом 4 Соглашения предусмотрено, что оплата производится в течение 14 дней после еженедельно выставляемого счета – фактуры продавца.
Пунктом 6.2 Соглашения об общих условиях продажи авиационного топлива компанией «Шелл», в редакции от апреля 2004 года, предусмотрено, что если покупатель не оплачивает какую-либо счет-фактуру в надлежащий срок, продавец вправе начислить проценты по ставке «Либор» плюс два процента от суммы задолженности по оплате в конце каждого месяца в соответствии с ежемесячной выпиской по счету.
С 16.07.2008 по 12.12.2008 уполномоченные лица должника подавали заявки на поставку авиационного топлива посредством направления требований о поставке с адресов электронной почты, предусмотренных статьей 3 Соглашения, на адреса электронной почты уполномоченных лиц кредитора, также указанных в статье 3 соглашения.
Фактическое предоставление кредитором должнику авиационного топлива по соглашению в период с 16.07.2008 по 12.08.2008:
- в аэропорту Салоники, Греция подтверждается представленными в материалы дела расписаниями полетов, заявками на поставку топлива и расписками в получении топлива на сумму 206 035,85 долларов США;
- в аэропорту Афины Греция - расписаниями полетов, заявками на поставку топлива и расписками в получении топлива на сумму 146 590,06 долларов США, а также таможенными справками;
- в аэропорту Ираклион Греция - расписаниями полетов, заявками на поставку топлива и расписками в получении топлива на сумму 23 651,07 долларов США, а также таможенными справками;
- в аэропорту Ганновер Германия - расписаниями полетов, заявками на поставку топлива, отчетами аэропортов и расписками в получении топлива на сумму 431 831,53 долларов США;
- в аэропорту Франкфурт Германия - расписаниями полетов, заявками на поставку топлива, справками аэропорта о заправках и расписками в получении топлива на сумму 147 083,4 долларов США;
- в аэропорту Анталия Турция - расписаниями полетов, заявками на поставку топлива, сводной загрузочной ведомостью, подтверждением аэропорта об осуществлении рейса и расписками в получении топлива на сумму 765 189,76 долларов США.
Факт получения авиационного топлива подтверждается подписями уполномоченных представителей должника в расписках, а именно командира воздушного судна либо уполномоченного им члена экипажа.
Для оплаты поставленного авиационного топлива должнику выставлены счета – фактуры на общую сумму 1 720 381,67 долларов США, с учетом курса ЦБ РФ в размере 27,9310 руб. на дату введения наблюдения в размере 48 051 980,43 руб.
10.09.2008 кредитором должнику направлено требование об оплате долга, доказательства оплаты в материалы дела не представлено.
Кроме того, кредитором должнику начислена неустойка, предусмотренная пунктом 6.2 Соглашения об общих условиях продажи авиационного топлива компанией «Шелл» (в редакции от апреля 2004 года) на сумму долга в размере 1 720 381,67 долларов США на день введения процедуры наблюдения за период с августа 2008 года по 11.12.2008 с учетом ставки ЛИБОР в августе в размере 2,67503, в сентябре в размере 3,03625, в октябре в размере 3,93524, в ноябре в размере 2,15063 и в декабре в размере 2,02393 плюс 2%, неустойка начислена в размере 28 783,75 долларов США, по курсу ЦБ РФ на дату введения наблюдения в размере 803 958,93 руб. Доказательств оплаты неустойки в указанной сумме должником не представлено.
Кредитор просит задолженность в размере 48 855 939,36 руб., в том числе 48 051 980,43 руб. – основной долг и 803 958,93 руб. - неустойка включить в реестр требований кредиторов.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы кредитора и должника, арбитражный суд пришёл к следующим выводам:
По пункту 5 статьи 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее Закон о банкротстве) к регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Поскольку международный договор между Российской Федерацией и объединенным королевством Великобритании и северной Ирландии отсутствует применению подлежит законодательство Российской Федерации.
По статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры и иные сделки, предусмотренные законом, действия юридических лиц.
Основанием возникновения денежных обязательств должника в сумме 48 051 980,43 руб. является Соглашение о поставке авиационного топлива от 10.05.2007.
Отношения по поставке регулируется параграфом 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Факт поставки авиационного топлива по соглашению на сумму 48 051 980,43 руб. подтвержден представленными в материалы дела расписаниями полетов, заявками на поставку топлива, расписками в получении топлива, подписанными капитанами воздушных судов должника, авиамеханиками и бортинженерами, справками таможни и справками аэропортов.
Согласно части 1 статьи 58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна вправе принимать решения на слив топлива, а также любые меры, которые он посчитает необходимыми для обеспечения безопасного завершения полета воздушного судна.
На основании Приказа МГА СССР от 08 апреля 1985 года №77 «Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР» командир воздушного судна несет ответственность за безопасный исход каждого полета, а также за соответствие указанного в бортовом журнале остатка топлива его фактическому наличию (п. 2.4.4.). Второй пилот обязан контролировать состояние и готовность воздушного судна, проверять перед вылетом закрытие заправочных горловин, несет ответственность за безопасный исход полета воздушного судна, если командир по каким-либо причинам не может выполнять свои обязанности в полете (п. 2.4.6. - 2.4.8. Приказа МГА СССР от 08 апреля 1985 года №77). Бортинженер (бортмеханик) подчиняется командиру воздушного судна- и вышестоящим прямым командирам; несет ответственность за закрытие заправочных горловин (п. 2.4.15, 2.5.16 Приказа МГА СССР от 08 апреля 1985 года №77).
На основании Наставлений по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 20.06.1994 № ДВ-58 разрешение на заправку баков воздушного судна топливом и маслом может выдавать член экипажа воздушного судна, на которого возложены функции оперативного контроля и наблюдения за снаряжением воздушного судна и его подготовкой к полету. Перед вылетом бортинженер (бортмеханик, пилот) обязан проверить количество заправленного топлива (п. 5.1.7). Заправка воздушного судна ГСМ производится с разрешения должностного лица, под ответственностью которого воздушное судно находится (п.5.1.3), то есть с разрешения командира воздушного судна или второго пилота либо лица, на которого командиром воздушного судна возложены соответствующие функции.
В силу п. 9.1.15. Приказа МГА СССР от 08 апреля 1985 года №77 «Об утверждении и введении в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР» техническое обслуживание воздушных судов в иностранных аэропортах осуществляет инженер представительства Аэрофлота, а там, где он не предусмотрен, - , бортинженер (авиатехник) самолета; расчет заправки авиатопливом, коммерческой загрузки и центровки воздушного судна, выполняющего международный рейс из зарубежного аэропорта, выполняется экипажем.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность членов экипажа воздушного судна следить за безопасностью полета воздушного судна, а также за обеспечением воздушного судна топливом. При подписании документов в связи с принятием или сливом авиатоплива доверенность у членов экипажа не требуется.
По пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочие представителя может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.). Таким образом, суд приходит к выводу, что расписки в получении авиационного топлива подписаны надлежащими лицами.
Доказательств оплаты задолженности в сумме 48 051 980,43 руб. должником не представлено, следовательно, требование в указанной сумме обосновано.
Кроме того, кредитором должнику начислена неустойка за несвоевременную оплату поставленного авиационного топлива по соглашению за период с августа 2008 года по 12.12.2008 в сумме 803 958,93 руб.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 6.2 Соглашения об общих условиях продажи авиационного топлива компанией «Шелл», в редакции от апреля 2004 года предусмотрено, что если покупатель не оплачивает какую-либо счет-фактуру в надлежащий срок, продавец вправе начислить проценты по ставке «Либор» плюс два процента от суммы задолженности по оплате в конце каждого месяца в соответствии с ежемесячной выпиской по счету. Кредитором на сумму долга в размере 1 720 381,67 долларов США на день введения процедуры наблюдения за период с августа 2008 года по 12.12.2008 с учетом ставки ЛИБОР плюс 2% начислена неустойка в размере 28 783,75 долларов США, по курсу ЦБ РФ на дату введения наблюдения в размере 803 958,93 руб. Расчет неустойки произведен верно, требование о включении неустойки в указанной сумме в реестр требований кредиторов обосновано.
По статье 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Сообщение временного управляющего о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 27.12.2008 № 238. Требование кредитором заявлено 26.01.2009, следовательно, срок заявления требования кредитором соблюден, требование в сумме 48 855 939,36 руб. подлежит включению в реестр.
Руководствуясь статьей 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
Включить требование «Шелл Компани Турции Лимитед в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» в третью очередь в сумме 48 855 939,36 руб., в том числе основной долг – 48 051 980,43 руб. и пени и штрафы – 803 958,93 руб.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение месяца после истечения срока на обжалование настоящего определения в апелляционной инстанции.
Судья | Т. В. Шевцова |