ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-11088/08 от 29.12.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отложении судебного разбирательства

29 декабря 2008 года

Дело № А33-11088/2008

Красноярск

       Судья Арбитражного суда Красноярского края  Хорошева Н.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «Богучанжилкомхоз», с. Богучаны Богучанского района

к Администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района, п.Таежный Богучанского района

о взыскании 670 693 руб. 70 коп.

при участии:

ФИО1, представителя истца по доверенности от 02.10.2008,

ФИО2, представителя ответчика по доверенности от 22.12.2008.

установил: общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «Богучанжилкомхоз» обратилось в Арбитражный суд Красноярского краяс исковым заявлением к Администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района о взыскании                                      615 640 руб. 49 коп. задолженности  за жилищно-коммунальные  услуги. 

Определением от 29.08.2008 исковое заявление оставлено без движения.

Определением от 24.09.2008 исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края, назначено предварительное судебное заседание.

20.10.2008 в предварительном  судебном  заседании в соответствии со                                                     статьей 49 АПК РФ арбитражным судом  принято уточнение  исковых требований                                  истец  просил  взыскать 670 693 руб. 70 коп. задолженности  за жилищно-коммунальные   услуги с 01.07.2006 по 30.09.2008.

Определением от 20.10.2008 дело назначено к судебному разбирательству.

Определением от 19.11.2008 судебное разбирательство по делу отложено для представления дополнительных доказательств.

10.12.2008  в судебном  заседании в соответствии со статьей 49 АПК РФ арбитражным судом  принято уменьшение  исковых  требований  до суммы 633 343 руб. 25 коп. задолженности за жилищно-коммунальные  услуги в связи с частичной  оплатой и наличием  одного  договора  социального  найма.

Определением от 10.12.2008 судебное  разбирательство  по делу  отложено на 22.12.208 для  представления  дополнительных  доказательств.

22.12.2008 в судебном  заседании стороны  подписали  соглашение  по фактическим  обстоятельствам, согласно которому решили для  начислений жилищно-коммунальных услуг принимать следующие  данные:

Ф.И.О.

кол-во

жильцов (чел.)

общая  площадь

(кв.м.)

1. ФИО3

3

53

2. ФИО4

4

57

3. ФИО5

4

56,5

4. ФИО6

6

42

5. ФИО7

5

52

6. ФИО8

6

42

7. ФИО9

6

53

8. ФИО10

3

36

9. ФИО11

2

50

      В соответствии с частью 2  статьи 70 АПК РФ арбитражным судом  приняты признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения  обстоятельства в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

      Пунктом 5 названной статьи Кодекса установлено, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном настоящей статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.

22.12.2008  в судебном  заседании истец заявил об увеличении исковых требований  до суммы 744 478 руб. 52 коп. долга за период с 01.07.2008 по 30.11.2008. Истец  представил новый расчет  задолженности и документы в его обоснование, в том числе: сводные ведомости  по  лицевым счетам граждан-жильцов, акты о проживании с участием жильцов, выписки  из похозяйственных книг, финансово-лицевые счета и другие  документы.

22.12.2008  в судебном  заседании истец  настаивал на исковых требованиях, с учетом последнего увеличения.

Исковые требования основаны на следующих обстоятельствах:

- администрация Таежнинского сельсовета Богучанского района является собственником жилых помещений, расположенных на территории Таежнинского сельсовета;

- с 01.07.2006 потребители, проживающие в жилых помещениях, принадлежащих Таежнинскому сельсовету, покупают коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение) и жилищные услуги (вывоз мусора и т.д.);

- в настоящее время существует задолженность по оплате  за коммунальные и жилищные услуги по нескольким жилым помещениям, погасить которую ответчик  отказывается;

- согласно ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ собственник жилого  помещения несет бремя содержания  жилого помещения и общего имущества  дома;

- п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ предусмотрена обязанность  собственника жилого  помещения по внесению платы за жилое  помещение и коммунальные  услуги с момента  возникновения права  собственности на жилое  помещение.

Истцом представлены дополнительные письменные пояснения по иску:

- истец имеет право взыскивать суммы по иску за коммунальные услуги за ООО «Богучанские тепловые сети» на основании договора № 96 от 01.07.2006; за ООО «Водные ресурсы» на основании договора № 94 от 27.03.2006;

- за найм согласно договору № 07/32 -Н-УК с Администрацией Таежнинского сельсовета;

- за жилищные услуги – по договорам управления;

- структура жилищной  услуги определяется  собственниками на общем собрании при выборе  способа  управления;

- согласно ст. 154 ЖК РФ к коммунальным услугам  относятся услуги  по холодному, горячему  водоснабжению, водоотведению, электроснабжению  и отоплению (п. 4);

- согласно п. 1 пп. 2 в плату за содержание  и ремонт включаются  оплата за:

услуги  по управлению жилым домом;

содержанию и текущему  ремонту общего имущества в многоквартирном  доме.

В плату  за содержание и текущий ремонт собственники  включают также услуги по вывозу  твердых бытовых отходов.

- основанием  для  определения стоимости  отопления является  реестр квартир с указанием площади, представленный ответчиком, другие услуги – основания  ордера, акты.

В судебном  заседании и в отзыве на иск с учетом дополнительного правового обоснования ответчик отклонил исковые  требования  на основании следующего:

- в апреле 2006 года администрация Таежнинского сельсовета на основании распоряжения администрации Богучанского района от 13.04.2006 № 50-р по акту приема - передачи от 24.04.2006 приняла в собственность жилые помещения, в том числе спорные, без объектов внутридомовой  инженерной инфраструктуры;

- теплопотребляющих установок непосредственно присоединенных к сетям поставщика тепла и горячей воды, не имеют. Технологически получение тепловой энергии и горячей воды возможно напрямую от сетей теплоснабжающей организации по внутридомовым сетям к квартирам жильцов многоквартирного дома. Данное обстоятельство  дает основание сделать вывод, что фактическими потребителями услуг являются жильцы домов, которые оплачивают потребление названных услуг, как усматривается из извещений об оплате, обществу с ограниченной ответственностью «Богучанжилкомхоз» на основании установленных тарифов;

- администрация не ведет учет о количестве тепловой энергии, горячей и холодной воды, поставленной истцом в муниципальные жилые дома, не взимает с них плату;

- одним из условий социального найма жилого помещения: наниматель заключает самостоятельно договор на предоставление коммунальных услуг, горячее водоснабжение и теплоснабжение и т.д. с обслуживающей организацией (на примере договора  № 16 от 02.05.2006, остальные 9 семей вселились в жилые помещения на основании ордеров);

- администрация  не может  быть исполнителем  коммунальных услуг для  граждан, проживающих в жилых домах муниципального фонда;

- согласно ч. 3 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору  социального  найма жилого помещения муниципального жилищного  фонда вносят плату за пользование  жилым  помещением (плату  за наем) наймодателю этого  жилого  помещения. Наймодателем (он же собственник) жилых помещений является  администрация;

- согласно п. 3.2.5. договора от 01.01.2007 № 07/32-Н-УК исполнитель – ООО УК «Богучанжилкомхоз» обязано в срок не позднее 10 рабочих дней после  окончания отчетного  месяца производить перечисление денежных средств за наем  жилья на счет заказчика - администрации Таежнинского сельсовета

- истец  необоснованно включает в сумму  иска  плату  за найм, которую  собирает  ответчик (платежи за найм жилья по расчету  истца после  уменьшения иска до 633 343, 25 руб. составили 19 680, 64 руб.), часть платежей по счетам-квитанциям об оплате  и чекам к ним за октябрь, ноябрь, декабрь 2008 наниматели-должники муниципальных жилых помещений внесли  в кассу истца (58 804, 81 руб. истец  также должен исключить из расчета);

- с введением в действие нового ЖК РФ упразднен ордер на занятие жилого  помещения, основанием для вселения  в жилое  помещение является  договор социального  найма, который  заключается на основании решения о предоставлении этого  помещения (ч. 3                                  ст. 57 ЖК РФ);

- в соответствии со ст. 47 ЖК РФ, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24.06.1983 на основании решения о предоставлении жилого  помещения в доме  государственного или  общественного жилищного  фонда исполнительный  комитет районного, городского, районного в городе, поселкового. Сельского Совета  народных депутатов выдает  гражданину  ордер, который  является единственным основанием для  вселения в предоставленное  жилое  помещение. Такими решениями  являлись постановления  совместных  заседаний профкома и администрации предприятий;

- в статье 52 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 (ред. От 21.03.2002, с изм. от 06.10.2003) «О местном  самоуправлении в Российской  Федерации» законодатель закрепил за поселковой, сельской администрацией  полномочия в области строительства, транспорта, связи, жилищного  хозяйства, коммунально-бытового обслуживания  и торговли. Поселковая, сельская  администрация в соответствии с пунктом 8 указанной  статьи распределяет в установленном  порядке муниципальный жилищный  фонд, ведет учет граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые  помещения в домах  муниципального  жилищного  фонда, решает вопросы  продажи  домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды  зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также  выдает ордера на заселение  жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;

- в советский  период жилищный  фонд учитывался государством по единой системе, установлен был государственный контроль за использованием  и сохранностью жилищного  фонда (ст. 26 ЖК РФ от 26.03.1984). В этот  период ст. 50 «Пользование жилыми помещениями», ст. 51 «Договор найма жилого  помещения. Заключение договора  найма жилого помещения», ст. 52 «Предмет договора найма жилого  помещения» старого Жилищного  кодекса не работали;

- Федеральный  закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного  кодекса Российской Федерации» не обязывает наймодателя перезаключать договоры  социального  найма с нанимателями, которые  вселились в жилые  помещения  на основании ордеров. Проверяя конституционность  положений законодательства по вопросам  приватизации жилфонда Конституционный Суд в постановлении от 15.06.2006 № 6-П указал,                                                  что федеральный  законодатель поставил граждан в неравное  положение, установив                                  в статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного  фонда в РФ» запрет на бесплатную передачу в собственность жилых  помещений, полученных по договорам социального  найма после 01.03.2005. Он также отметил, что единственным  различием в условиях  заключения договоров  социального  найма до и после 01.03.2005 является форма  административного  решения о предоставлении нуждающемуся  гражданину жилого  помещения: до 01.03.2005 оно  предоставлялось  на основании ордера, а после  этой  даты – на основании решения органа  местного  самоуправления. Далее в постановлении сказано, что данное  различие носит формально-юридический характер и не является  существенным, оно  не влияет на правовой режим  жилого  помещения, занимаемого  по договору социального  найма, и поэтому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 01.03.2005 правомочия по владению, пользованию и ограничению распоряжения жилыми  помещениями, занимаемыми  по  договору социального  найма, осуществляется  на единых условиях для  всех нанимателей жилых  помещений государственного  и муниципального жилищных фондов независимо  от времени  их предоставления;

- из приведенной правовой  позиции Конституционного Суда можно сделать вывод, что обязанность по внесению платы  за жилое  помещение и коммунальные услуги возникает не только  у нанимателя жилого  помещения по договору социального  найма с момента  заключения такого  договора, но и у нанимателя жилого помещения по ордеру с момента  вселения в предоставленное  жилое  помещение, так как не имеет значение время  предоставления жилого  помещения и у них единые условия по владению. Пользованию и распоряжению этим помещением;

- обязанность нанимателя  жилого  помещения  вносить плату  за жилое  помещение  и коммунальные  услуги вытекает  из пункта 5 части 3 статьи 67, части 11  статьи 155 ЖК РФ от 29.12.2004, из постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307;

- Администрация Таежнинского сельсовета – как орган местного  самоуправления несет расходы на содержание жилых помещений и коммунальные  услуги  до заселения жилых  помещений муниципального  жилищного  фонда (часть 3 статьи 153 ЖК РФ от 29.12.2004);

- из пункта 38 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 следует, что в соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся  в муниципальной собственности, несут расходы на содержание и ремонт общего имущества с учетом внесения платы  за содержание и ремонт  жилого помещения нанимателями жилых помещений муниципального  жилищного фонда;

Согласно пункту 11 указанного постановления Правительства РФ «содержание  общего  имущества»  включает в себя:

а) осмотр общего имущества;

б) освещение помещений общего пользования (в соответствии с письмом Минрегиона РФ от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 освещение  трактуется как  содержание и ремонт электросетей, то есть выполнение работ  по созданию условий для  подачи э/энергии);

в) обеспечение температуры и влажности в помещении общего пользования;

г) уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего  пользования;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых  отходов;

е) пожарная безопасность;

ж) содержание и уход  за элементами озеленения и благоустройства;

з) текущий  и капитальный ремонт, подготовка  к сезонной эксплуатации;

- согласно пункта 32 постановления Росстата от 27.10.2006 № 61 в жилищные услуги включаются:

«-оплата населением, проживающим в жилом  помещении государственного или  муниципального  жилищного  фонда по договору  социального  найма или договору  найма  жилых  помещений государственного или  муниципального жилищного  фонда, услуг за пользование жилыми помещениями (плата  за наем);

- оплата населением расходов по содержанию и ремонту  жилых помещений…;

- оплата  вывоза твердых  бытовых отходов;

- услуги разового характера».

- в соответствии со ст. 5 Федерального  закона от 29.12.2004 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного  кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения  в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части  тех прав и обязанностей, которые возникнут после  введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поэтому с ФИО12 в 2006 году был заключен  договор социального найма  жилого  помещения, а остальные 9 нанимателей  проживают на основании ордеров;

- на основании Закона Красноярского края от 26.05.2005 № 14-3414 «Об отнесении поселка Таежный Богучанского района к категории сельских населенных пунктов» с января 2006 года с января 2006 года в администрации Таежнинского сельсовета открыты похозяйственные книги, которые ведутся в сельских  администрациях.

Ответчик представил в материалы дела запрошенные судом копии ордеров, договор социального найма с ФИО12

Ответчик пояснил, что с другими жильцами договоры социального найма не заключались, так как у них основанием вселения в муниципальные квартиры были ордера, на основании которых они являются нанимателями, а наниматели должны оплачивать коммунальные услуги самостоятельно управляющей компании и при отсутствии отдельного договора социального найма. 

Истец считает, что наниматели самостоятельно должны оплачивать коммунальные услуги только с момента заключения договора социального найма, ордеров в отсутствие указанного договора недостаточно.

      В соответствии со статьей 163 АПК РФ  в судебном  заседании объявлен перерыв                                 до 11 час. 30 мин. 29.12.2008.

В связи с необходимостью дальнейшего исследования  доказательств, представления  дополнительных доказательств судебное  разбирательство по делу  следует отложить в соответствии со статьей 158 АПК РФ.

      Руководствуясь статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Отложить судебное разбирательство по делу на 20 января 2009 года,                                          в 12 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 16.

2. Истцу представить:

      - сведения о наличии долга  на дату  судебного заседания (проверить оплаты);

      - договоры  на управление  жилфондом  на 2006 год,

       - полные тексты  договоров с ООО «Жилье» на 2008 год  на управление (в деле отсутствует  договор  на управление по ул. Буденного, дом 14 на 2008 год);

       - уточнить количество проживающих жильцов (квартиросъемщик ФИО5);

       - документально подтвердить и пояснить суммы  доначислений в расчете.

3. Ответчику представить:

- договоры  на управление  жилфондом  на 2006 год,

       - доказательства оплаты жилищно-коммунальных услуг по условиям договоров на управление, подписанных главой администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района

       - уточнить количество проживающих жильцов (квартиросъемщик ФИО5).

4. Предложить сторонам знакомиться с информацией о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru/bras/).

Судья

Н.В. Хорошева