ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-12732-38/17 от 26.02.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 марта 2021 года

Дело № А33-12732-38/2017

Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании «26» февраля 2021 года.

В окончательной форме определение изготовлено «04» марта 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Двалидзе Н.В., рассмотрев заявление конкурсного управляющего ФИО1 об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО «Завод полупроводникового кремния» в редакции конкурсного управляющего

в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НИКС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Москва) о признании открытого акционерного общества «Завод полупроводникового кремния» (ИНН <***>, ОГРН <***>, Красноярский край, г. Железногорск) несостоятельным (банкротом),

в присутствии в судебном заседании:

представителя уполномоченного органа: ФИО2, по доверенности от 20.01.2021 года, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой К.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «НИКС» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением со следующими требованиями: признать открытое акционерное общество «Завод полупроводникового кремния» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - должник) несостоятельным (банкротом).

Заявление принято к производству суда определением от 15.06.2017, судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом назначено на 05.07.2017.

Решением арбитражного суда от 12.07.2017 (резолютивная часть решения объявлена 05.07.2017) заявление общества с ограниченной ответственностью «НИКС» о признании должника - открытого акционерного общества «Завод полупроводникового кремния» банкротом признано обоснованным; ликвидируемый должник открытое акционерное общество «Завод полупроводникового кремния» признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство по упрощённой процедуре. Конкурсным управляющим должником утверждён ФИО3.

Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 22.07.2017 № 132, размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 06.07.2017 за номером № 1920314.

Определением арбитражного суда от 27.01.2019 (резолютивная часть определения объявлена 22.01.2019) в рамках обособленного спора № А33-12732-30/2017 ФИО3 освобождён от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником; конкурсным управляющим утверждён ФИО1.

Срок конкурсного производства в отношении должника продлен.

В Арбитражный суд Красноярского края 08 декабря 2020 года поступило заявление конкурсного управляющего ФИО1 об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО «Завод полупроводникового кремния» в редакции конкурсного управляющего.

Определением арбитражного суда от 16.12.2021 заявление принято к производству арбитражного суда, дело назначено к рассмотрению.

Рассмотрение дела откладывалось.

При рассмотрении дела судом принято уточнение заявителя в части представленной редакции положения, об утверждении которой заявитель просит в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле,извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения иразмещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» дела о несостоятельности (банкротстве) (далее Закон о банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 60 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражный суд выносит определение.

Предметом рассматриваемого заявления является ходатайство конкурсного управляющего имуществом должника об утверждении положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника ОАО «Завод полупроводникового кремния в уточненной редакции в порядке разрешения разногласий.

Основанием для обращения с рассматриваемым ходатайством послужила необходимость определения дальнейшей продажи имущества и возникновение неразрешенных между конкурсным управляющим, уполномоченным органом и конкурсным кредитором разногласий.

Согласно пункту 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018), при несогласии кредитора с содержанием принятого на собрании (комитете) кредиторов локального акта (например, плана внешнего управления, положения о продаже имущества должника, порядка и условий замещения активов и т.п.) суд самостоятельно квалифицирует заявление исходя из характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства.

Анализ представленных документов, в том числе решений собраний кредиторов по поставленным на голосование вопросам по порядку продажи имущества должника, учитывая доводы конкурсного управляющего, уполномоченного органа, конкурсного кредитора, позволили прийти к выводу о наличии действительных разногласий между кредиторами и конкурсным управляющим. Данное обстоятельство в силу положений приведенного пункта обзора судебной практики дает возможность суду квалифицировать самостоятельно заявленные требования исходя из характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства. При этом учитывая поступление в материалы дела разных редакций положений в отсутствие идентифицирующих характеристик (реквизитов редакций положения о продаже), принимая во внимание приведенные в текстовом формате предложения кредиторов о дальнейшем порядке продажи имущества должника, арбитражный суд приходит к выводу о необходимости разрешения вопроса о формировании положения учитывая специфику предприятия.

За основу предложенного проекта судом с учетом принятого уточнения взят представленный конкурсным управляющим посредством электронной почты проект Предложения о продаже имущества ОАО «ЗПК»», поступивший 08.12.2020 с учетом корректировок.

В обоснование обращения в арбитражный суд с заявлением, конкурсный управляющий указывает на наличие разногласий. Так, имущество, включенное в конкурсную массу, в полном объеме не реализовано. Торговые процедуры, предусмотренные ранее утвержденным положением о продаже имущества должника ОАО «Завод полупроводникового кремния», порядка дальнейшей реализации не предусматривают. В связи с чем, конкурсным управляющим в повестку дня собрания кредиторов 02.12.2020 включен вопрос «Об утверждении положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника ОАО «Завод полупроводникового кремния». По итогам подсчета голосов, принято решение не утверждать представленное положение о продаже.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения конкурсного управляющего в арбитражный суд с заявлением об утверждении положения о порядке дальнейшей продажи имущества должника.

Пунктом 18 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов арбитражный управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного названным Законом для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Начальная цена продажи предприятия на повторных торгах устанавливается на десять процентов ниже начальной цены продажи предприятия, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом на первоначальных торгах.

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 названного Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах. Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что после признания первых торгов несостоявшимися (незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов), проводятся повторные торги, затем в случае, если и они признаны несостоявшимися, или часть имущественных лотов не реализована, управляющий переходит к продаже имущества должника посредством публичного предложения. Порядок реализации имущества должника на публичном предложении определен с учетом возникших разногласий судом при рассмотрении дела А33-12732-29/2017, а также дела А33-12732-35/2017.

Проведение исчерпывающего перечня торговых процедур, установленных статьей 110 Закона о банкротстве, не исключает возможности дальнейшего продолжения продажи имущества должника, кредиторы должника, уполномоченный орган и конкурсный управляющий полагают целесообразным продолжение продажи имущества должника для цели пополнения конкурсной массы. Конкурсный управляющий пояснил о наличии интересантов по вопросу приобретения имущества должника ОАО «Завод полупроводникового кремния».

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности продолжения торговых процедур в отношении имущества должника.

С учетом замечаний и предложений суда и кредиторов, управляющим представлен в материалы дела доработанный проект положения о продаже имущества должника ОАО «Завод полупроводникового кремния».

По представленному уточненному проекту в материалы дела представлены возражения кредиторов.

От уполномоченного органа представлены возражения с предложением корректировки.

Представитель ООО «Ресурс» представил в материалы дела письменные пояснения, согласно которым просит утвердить положение в редакции управляющего. При этом, позиция уполномоченного органа и ФГУП «ГХК» о безосновательном отклонении проекта продажи, расценена кредитором как злоупотребление правом.

Рассматривая доводы уполномоченного органа о внесении изменений в представленный проект положения, арбитражный суд приходит к следующему выводу.

Представитель уполномоченного органа заявил о необходимости указания в объявлении дополнительной информации, касающейся возможности приобретения имущества «под разбор» с указанием количества металла, кирпича в реализуемых объектах.

В качестве обоснования такого предложения приведены доводы о том, что такое указание будет способствовать большему привлечению интересантов на торги, то есть лиц, как имеющих интерес к недвижимости, так и в приобретении имущества «под разбор» с целью извлечения прибыли за счет последующей реализации или для собственных нужд стройматериалов.

При рассмотрении дела судом установлено, что первоначально предложения конкурсного управляющего сводились к формированию лотов в один или два имущественных лота, что представляется крайне неэффективным и мало достижимым цели конкурсного производства - это максимальное удовлетворение требований кредиторов должника. Данный вывод основан на значительном количестве имущества, его территориальной удаленности, цене имущества в размере 1 014 104 814 руб., отсутствием потенциальных покупателей к приобретению имущества за период его реализации в ходе конкурсного производства.

Так, при открытии конкурсного производства в отношении ликвидируемого должника в решении от 12.07.2017 судом установлено, что большая часть имущества (более 90%), принадлежащего должнику представлена недвижимым имуществом: производственными зданиями (корпуса очистки хлоридов, газодымовая камера, газоотчистка склада, корпуса водородного восстановления, насосная перекачка, насосная склада хлорсиланов, склад хлористого кальция, водопроводкабельные сети, внутренние автодороги, паропровод, резервуары, железнодорожный тупик, объекты незавершенного строительства и т.д.). Недвижимое имущество расположено как под землей, так и на поверхности земли. Все имущество должника находится на территории Промзоны ФГУП «ГХК» ЗАТО г. Железногорска, допуск на которую строго ограничен. Закрытое административной образование город Железногорск относится к категории закрытых объектов, проезд на которую осуществляется через пропускной пункт, то есть также имеет ограниченный доступ. Специфика деятельности и местонахождение имущества существенно ограничивают спрос на имущество. Из постановления судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 31.05.2017, следует, что исполнительное производство возбуждено в 2014 году, мероприятия исполнительного производства, проводимые в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не дали возможность обеспечить погашение задолженности по исполнительному производству за счет значительного количества объектов имущества должника, что по существу говорит о низкой ликвидности такого имущества и низкой степени оборачиваемости активов, не позволяющих обеспечить покрытие задолженности от сумм реализации от такого имущества. Кроме того, ОАО «Завод полупроводникового кремния» является опасным производственным объектом.

Согласованные ранее порядки продажи имущества не привели к реализации имущества в полном объеме.

Осуществленный порядок продажи имущества должника показал, что интереса к покупке лотов в предложенном к реализации виде, не имеется.

Целью конкурсного производства в соответствии с абзацем 16 статьи 2 Закона о банкротстве является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. На достижение указанной цели направлены все мероприятия конкурсного производства, в том числе проведение инвентаризации, оценки имущества должника, предъявление требований об оплате третьим лицам (путем взыскания задолженности, истребования имущества и т.д.), обращение с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, предъявление исков о взыскании убытков и т.д.

Реализация имущества должника, порядок формирования имущественных лотов, публикация и ее содержание, могут как затруднить порядок продажи, так и напротив, способствовать более активному привлечению потенциальных покупателей для реализации имущества должника.

В рассматриваемом случае имущество должника - акционерного общества «Завод полупроводникового кремния» представлено полуразрушенными, разукомплектованными объектами, завод как единый имущественный комплекс не относится к категории объектов, представляющих имущественную ценность, он никогда не функционировал согласно той цели, которая была заложена при его создании; более трех лет на территории объекта не ведется даже какая-то побочная производственная, хозяйственная деятельность. По существу имущество должника - это удаленный от промышленных, экономических центров объект, по содержанию заброшенный, ветхий, полуразрушенный имущественный комплекс, имеющий низкую экономическую привлекательность, что показало многолетнее исполнительное производство и неудачные попытки реализации в период конкурсного производства. Значительная цена имущества и продажа его единым лотом, показали неэффективность такой реализации, что способствует затягиванию процедуры банкротства в отношении должника и наращиванию текущих обязательств.

С учетом изложенного, доводы уполномоченного органа о необходимости корректировки объявления представляются разумными, представленное положение следует дополнить пунктом 1.8 «Сообщение о продаже имущества должника помимо сведений, содержащихся в статье 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» должно содержать сведения о возможном приобретении имущества «под разбор», об ориентировочном количестве металла, кирпича в реализуемых объектах».

Начальная цена имущества, выставляемого на торги согласно представленным документам и позиции заявителя и уполномоченного органа, определяется равной цене отсечения, определенной на последних торгах в форме публичного предложения. Основания для корректировки данного положения судом не усмотрены, равно как и основания для проведения новой оценки по предложению уполномоченного органа. Проведение новой оценки повлечет за собой увеличение сроков проведения процедуры несостоятельности, и росту текущих обязательств. При этом проведение такой работы не приведет к увеличению покупательской способности. В связи с чем, доводы уполномоченного органа о проведении переоценки, судом отклоняются.

Пункт 2.3 положения о продаже с учетом предложений уполномоченного органа подлежит изложению в следующей редакции: «Дата первого дня приема заявок - 1 (первый) рабочий день с момента размещения сообщения о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Период первого интервала действия цены - 5(пять) календарных дней. Периоды последующих интервалов действия цены - 5 (пять) календарных дней.

Время приема заявок с 09.00 по 18.00 местного времени.

По окончании каждого интервала, цена снижается на установленный шаг снижения. Величина снижения начальной цены (шаг снижения) - 5 процентов от начальной цены продажи имущества путем публичного предложения в рамках настоящего положения.

Торги проводятся до достижения цены, равной 15% от начальной цены продажи на настоящих торгах».

Корректировке подверглись интервал действия цены с 3 дней, он увеличен до 5 календарных дней. Время приема заявок с 10.00 по 17.00 изменено на интервал с 09.00 по 18.00. Цена отсечения подлежит определению на уровне 15%, а не 5% как предложено управляющим, или на уровне 16%, как указано уполномоченным органом.

Пункт 2.4 Положения подлежит исключению с учетом внесенных корректировок в пункт 2.3 положения. Определения интервала и шага снижения достаточно для определения хода торгов.

С учетом внесенных изменений в пункт 2.3, пункт 2.11, подлежит изложению в следующей редакции: «Минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество (цена отсечения) составляет 15 (пятнадцать) процентов от начальной цены продажи в рамках настоящего положения. В случае отсутствия предложений на приобретение имущества в период проведения торгов, дальнейший порядок распоряжения имуществом регламентируется Законом о банкротстве».

Предложения уполномоченного органа о необходимости корректировки редакции положения в части пункта 3.6, судом отклоняются, поскольку такие изменения не влияют на содержание пункта. Иное изложение формулировок с аналогичным смыслом, не является основанием для изменения. Идея, заложенная в предложении уполномоченного органа, соответствует положению редакции управляющего.

В отношении иных положений положения о продаже имущества должника, возражения не поступили, проверив их на соответствие Закону о банкротстве, суд не усматривает противоречий.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу об утверждении положения о продаже имущества ОАО «ЗПК» в порядке разрешения разногласий.

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» (часть 2 статьи 184, статья 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 32, 60, 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

Разрешить разногласия между конкурсным управляющим открытым акционерным обществом «Завод полупроводникового кремния» и конкурсными кредиторами, уполномоченным органом по вопросу порядка дальнейшей реализации имущества открытого акционерного общества «Завод полупроводникового кремния».

Утвердить Положение о продаже имущества открытого акционерного общества «Завод полупроводникового кремния», в редакции конкурсного управляющего, поступившей в материалы дела 07.12.2020 с учетом следующих корректировок:

1)Дополнить Положение пунктом 1.8 «Сообщение о продаже имущества должника помимо сведений, содержащихся в статье 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» должно содержать сведения о возможном приобретении имущества «под разбор», об ориентировочном количестве металла, кирпича в реализуемых объектах».

2)Пункт 2.3 Положения о продаже имущества открытого акционерного общества «Завод полупроводникового кремния» изложить в следующей редакции:

«Дата первого дня приема заявок - 1 (первый) рабочий день с момента размещения сообщения о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Период первого интервала действия цены - 5(пять) календарных дней. Периоды последующих интервалов действия цены - 5 (пять) календарных дней.

Время приема заявок с 09.00 по 18.00 местного времени.

По окончании каждого интервала, цена снижается на установленный шаг снижения. Величина снижения начальной цены (шаг снижения) - 5 процентов от начальной цены продажи имущества путем публичного предложения в рамках настоящего положения.

Торги проводятся до достижения цены, равной 15% от начальной цены продажи на настоящих торгах».

3)Пункт 2.4 Положения исключить.

4) Пункт 2.11 Положения изложить в следующей редакции: «Минимальная цена предложения, по которой может быть продано имущество (цена отсечения) составляет 15 (пятнадцать) процентов от начальной цены продажи в рамках настоящего положения. В случае отсутствия предложений на приобретение имущества в период проведения торгов, дальнейший порядок распоряжения имуществом регламентируется Законом о банкротстве».

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.В. Двалидзе