233/2011-69357(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е | ||
27 мая 2011 года | Дело № А33-12756/2010 к 4 | |
Красноярск |
Резолютивная часть определения объявлена 20 мая 2011 года.
В полном объеме определение изготовлено 27 мая 2011года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Вахитова Р.С., рассмотрев заявление конкурсного управляющего ГУП УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю о признании недействительным собрания кредиторов в части
в деле по заявлению ликвидируемого должника – государственного унитарного предприятия учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании себя банкротом,
при участии в судебном заседании: от конкурсного управляющего - ФИО1, представителя по доверенности от 19.05.2011; от уполномоченного органа - ФИО2, представителя по доверенности от 17.11.2010; от собственника имущества должника – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае - ФИО3, представителя по доверенности №04- 3335 от 18.03.2011,
при составлении протокола судебного заседания секретарем Козловым Д.В.,
установил:
государственное унитарное предприятие учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю (далее по тексту – должник) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом как ликвидируемого должника.
Определением от 08.09.2010 заявление принято к производству арбитражного суда.
Решением арбитражного суда от 22.11.2010 ликвидируемый должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре сроком до 15.05.2011, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО4.
Сообщение конкурсного управляющего о признании должника банкротом опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 04.12.2010 № 225.
В арбитражный суд поступило заявление конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю о признании решения собрания кредиторов должника от 28.02.2011 в части решения по дополнительному вопросу «Расторгнуть срочные трудовые договоры с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию» недействительным.
Определением арбитражного суда от 19.04.2011 заявление принято к производству, рассмотрение заявления назначено на 16.05.2011.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен до 14 часов 30 минут 20.05.2011 по адресу: <...>, зал №545.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, явившиеся в судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены под расписку, иные лица, участвующие в деле о
банкротстве, о времени и месте судебного заседания извещены посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad).
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
По инициативе конкурсного управляющего было созвано собрание кредиторов, которое состоялось 28.02.2011 г. в 16:00 часов в г. Красноярске.
На собрании присутствовал уполномоченный орган, имеющий 100 % голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, который до регистрации участников собрания кредиторов заявил ходатайство о внесении в повестку дня собрания кредиторов трех дополнительных вопросов, среди которых вопрос: «Расторгнуть срочные трудовые договоры с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию». По итогам голосования по вопросу о включении в повестку собрания кредиторов трех дополнительных вопросов, единогласно принято решение об их включении. По третьему дополнительному вопросу «Расторжение срочных трудовых договоров с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию», единогласно принято решение: «Расторгнуть срочные трудовые договоры с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию» (бюллетень 5.3).
Полагая, что решение по третьему дополнительному вопросу принято с нарушением пределов компетенции собрания кредиторов и нарушает права конкурсного управляющего, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения собрания кредиторов Государственного (унитарного) предприятия Учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста от 28.02.2011 в части решения по дополнительному вопросу «Расторгнуть срочные трудовые договоры с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию» недействительным.
Уполномоченный орган представил в материалы дела письменный отзыв, в котором указал на следующее:
- собрание кредиторов ликвидируемого должника, состоявшееся 28.02.2011г., правомочно, а принятые решения на собрании кредиторов не противоречит действующему законодательству Российской Федерации;
- конкурсный управляющий не обоснованно ссылается на п. 3 ст.24 Закона о банкротстве, так как процедура конкурсного производства в отношении ликвидируемого должника введена 22 ноября 2010 года и в действующей редакции Закона о банкротстве статья 24 утратила силу (Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ);
- арбитражный управляющий ФИО4 при подаче заявления был обязан в порядке указанной нормы права представить доказательства произведенных судебных расходов, насколько был велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим, невозможностью выполнения арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекались специалисты, необходимости для выполнения таких функций специальных познаний, имеющихся у специалиста;
- из представленного отчета конкурсного управляющего ФИО4 о своей деятельности от 25.02.2011 г. видно, что для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника (конкурсной массы), привлечены следующие специалисты: ООО «Правовые технологии» в лице генерального директора ФИО5, ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» в лице директора ФИО6;
- конкурсный управляющий в таблице «Сведения о работниках должника» указывает, что в ходе процедуры конкурсного производства было разработано временное штатное расписание и по срочным трудовым договорам были приняты следующие работники должника: ФИО7 – исполнительный директор; ФИО8 – главный бухгалтер;
Октябрьский М.Л. – главный инженер (по совместительству); Миронова Е.Н. – инспектор отдела кадров (по совместительству); Анишин А.В. – бухгалтер (по совместительству);
- конкурсному управляющему ФИО12 на собрании кредиторов 28.02.2011 г. вручено письмо от уполномоченного органа вх № 60-ек, в котором уполномоченный орган просит представить до 10.03.2011 г. мотивированное заключение, о необходимости привлечения специалистов в лице фирм ООО «Правовые технологии» и ООО «Консалтинг и антикризисное управление», а также пояснение необходимости заключения срочных трудовых договоров с исполнительным директором ФИО7, главным бухгалтером ФИО8, главным инженером (по совместительству) ФИО9, инспектором отдела кадров (по совместительству) ФИО10, бухгалтером (по совместительству) ФИО11, однако запрашиваемая информация не представлена.
Представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия с заявлением конкурсного управляющего не согласен, представил в материалы дела письменный отзыв, в котором указал на следующее:
- у конкурсного управляющего не было препятствий заключить гражданско-правовые договора с привлеченными для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве лицами, с оплатой их деятельности за счет средств должника. Однако в ходе процедуры конкурсного производства было разработано временное штатное расписание и по срочным трудовым договорам были приняты работники должника, что противоречит нормам Закона о банкротстве;
- конкурсным управляющим ликвидируемого должника Государственного унитарного предприятия учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю не представлено доказательств необходимости и обоснованности привлечения в процедуре конкурсного производства, целью которого является соразмерное удовлетворение требований кредиторов лиц, с которыми ранее были заключены срочные трудовые договора.
- решение собрания кредиторов от 28.02.2011 в части решения по дополнительному вопросу «Расторгнуть срочные трудовые договора с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию» правомерно и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Конкурсный управляющий представил в материалы дела письменные пояснения в подтверждение обоснованности привлечения специалистов, в которых указал на следующее:
- с учетом специфики процедуры конкурсного производства, в должностные обязанности главного бухгалтера входит: организация бухгалтерского учета и контроля за расходованием денежных средств должника, ведение реестра текущих платежей в соответствии со ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г., организация учета имущества, поступающих на основной счет должника денежных средств, а также своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением; контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств; правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения; взаимодействие с банком на предмет соблюдения очередности исполнения платежных поручений в соответствии со ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г.; составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы; оказание методической помощи конкурсному управляющему по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности;
- в должностные обязанности бухгалтера входит: осуществлять операций по приему и выписке счетов-фактур в строгом соответствии с установленными нормативными документами, правилами, вести журналы их регистрации; ежемесячно по оформленным в соответствии с установленным порядком счетам-фактурам составлять книги покупок и книги продаж по налогу на добавленную стоимость, сверять их с бухгалтерским учетом; готовить
соответствующие документы по встречным проверкам налоговых органов; вести оперативную работу с юридическими лицами по выверке расчетов;
- должник владеет большим объемом ТМЦ и объектов основных средств, закрепленных за Государственным унитарным предприятием УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю на праве хозяйственного ведения. Указанные объекты и расположены по местам хранения на следующих территориях: Красноярский край, Енисейский район, г.Енисейск; Красноярский край, Енисейский район, п. Шишмарево; Красноярский край, Енисейский район, п. Епишино, Согласно данных бухгалтерского учета Государственного унитарного предприятия учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России на балансе должника числятся следующие квартиры: 3-х комнатная квартира, расположенная по адресу: <...>; жилой дом, расположенный по адресу: <...> комннатная квартира, расположенная по адресу: <...>;
- в должностные обязанности исполнительного директора входит: общее руководство текущей эксплуатационной деятельностью Государственного унитарного предприятия учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю; обеспечение выполнения текущих договорных обязательств; представление интересов Государственного унитарного предприятия учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю в отношениях с юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и управления всех уровней; представление интересов должника во взаимоотношениях с органами регистрации имущества по передаче Жилфонда, принадлежащего на праве хозяйственного ведения Государственному унитарному предприятию учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю;
- в должностные обязанности инспектора отдела кадров входит: формирование документов, подлежащих обязательному архивному хранению; анализ и обработка поступающей в адрес конкурсного управляющего корреспонденции; оказание помощи бухгалтеру при подборе и копировании документов по требованиям МИФНС № 6 по Красноярскому краю; организация контроля за документооборотом, ведение журналов регистрации корреспонденции, доверенностей, приказов;
- согласно полученному ответу из Управления обеспечения организационно- контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх. № 02-05-03/4603 от 27.12.2010 г.) Государственное унитарное предприятие учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России эксплуатирует следующие опасные производственные объекты:
1. И30-00009-005 Производственная площадка нижний склад-3. Красноярский край, Енисейский район, Енисейский район, п. Епишино. Тип 33. Признаки 2.3;
2. ИЗО-00009-006 Производственная площадка межнавигационный склад-3. Красноярский край, Енисейский район, п. Епишино. Тип: 33 Признаки: 2.3;
3. И30-00009-007 Участок дизельная электростанция-3. Красноярский край, Енисейский район, п. Епишино. Тип: 33. Признаки: 2.2;
4. ИЗО-00009-011 Производственная площадка нижний склад-2. Красноярский край, Енисейский район, п. Шишмарево. Тип: 33. Признаки: 2.3;
5. ИЗ 0-00009-012 Производственная площадка межнавигационный склад хранения древесины-2. Красноярский край, Енисейский район, п. Шишмарево. Тип: 33. Признаки: 2.3;
6. ИЗ 0-00009-013 Участок дизельная электростанция-2. Красноярский край, енисейский район, п. Шишмарево. Тип: 33. Признаки 2.2;
7. ИЗ 0-00009-014 Производственная площадка отгрузки готовой продукции. Красноярский край, Енисейский район, г. Лесосибирск. Тип: 33. Признаки: 2.3;
8. ИЗО-00009-016 Участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом. 663130, Красноярский край, Енисейский район, г. Лесосибирск, ст. Промышленная. Тип: 32. Признаки: 2.1;
9. И30-00009-017 Участок транспортирования опасных веществ автомобильным
транспортом. 663130, Красноярский край, Енисейский район, г. Лесосибирск, ст.
Промышленная. Тип: 32. Признаки: 2.1.
- по информации, полученной от председателя ликвидационной комиссии ФИО13, часть опасных производственных объектов была передана на баланс ФБУ ОИУ-2 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, однако не снята с учета в Ростехнадзоре;
- в должностные обязанности главного инженера входит: контроль за соблюдением правил и норм по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор; обеспечение своевременной подготовки технической документации (чертежей, спецификаций, технических условий, технологических карт); взаимодействие с органами Ростехнадзора, Гостехнадзора, ГИБДД на предмет регистрации объектов, принадлежащих Государственному унитарному предприятию УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю; обеспечение бесперебойной работы объектов, принадлежащих Государственному унитарному предприятию учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю, и переданных по договорам в аренду;
- в связи с большим объемом ТМЦ и объектов основных средств, закрепленных за Государственным унитарным предприятием УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю на праве хозяйственного ведения и расположенных по местам хранения на следующей территории: Красноярский край, Енисейский район, г.Енисейск; Красноярский край, Енисейский район, п. Шишмарево; Красноярский край, Енисейский район, п. Епишино, наличием в составе основных средств должника опасных производственных объектов, а также для организации правильного учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, своевременной подготовки бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности должника с целью предоставления её в установленные законодательством сроки в соответствующие органы, организации и проведения кассовых операций, подготовки бухгалтерских заключений для выработки позиции конкурсного управляющего о целесообразности взыскания дебиторской задолженности и передачи данных заключений для подготовки юридического заключения о порядке взыскания указанной дебиторской задолженности, осуществления функций управления и контроля за эксплуатационной деятельностью предприятия в процедуре конкурсного производства, конкурсному управляющему для выполнения мероприятий, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г., а также иными нормативно-правовыми актами, регулирующими обязанности руководителя юридического лица, необходимы следующие штатные работники: главный бухгалтер, бухгалтер, исполнительный директор, главный инженер и инспектор отдела кадров.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица, участвующие в процессе по делу о банкротстве, возражения на заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным не представили.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее по тексту - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий,
утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
При этом в силу п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника -унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества в соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Абзацем 4 пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" судам предписано учитывать, что сохранение штатных единиц и заполнение вакансий из их числа в процедуре конкурсного производства допускаются лишь в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Конкурсный управляющий ФИО4 не доказал необходимость привлечения исполнительного директора, главного бухгалтера, главного инженера, инспектора отдела кадров, бухгалтера для обеспечения возложенных на него обязанностей, а также не доказал, что заключение трудовых договоров с работниками в процедуре конкурсного производства оправданно с точки зрения целей конкурсного производства.
Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Учитывая, что трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает ряд гарантий для работника (оплату больничного, отпуска и т.д.), суд соглашается с доводами собственника имущества должника – унитарного предприятия, что заключение срочных трудовых договоров влечет дополнительные расходы ликвидируемого должника в процедуре конкурсного производства и не соответствует цели конкурсного производства.
Таким образом, трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий для работника, что может явиться существенным финансовым бременем для предприятия- должника.
Из изложенного следует, что заключение конкурсным управляющим трудовых договоров для заполнения вакантных мест в процедуре конкурсного производства допускается лишь в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами.
Конкурсный управляющий ФИО4 не представил доказательств, подтверждающих заключение конкурсным управляющим трудовых договоров для заполнения вакантных мест в процедуре конкурсного производства в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами.
Кроме того, должник не осуществляет производственной или иной деятельности, требующей привлечение дополнительных работников.
Привлечение привлеченных лиц должно осуществляться арбитражным управляющим на основании норм Закона о банкротстве с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в пункте 2 статьи 20.7, положений пунктов 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг.
Указанные положения о лимитах распространяются на услуги любых лиц (относящихся к категориям как специалистов, так и обслуживающего персонала), привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей.
Принятие на работу специалистов по срочным трудовым договорам позволяет конкурсному управляющему избегать лимитов, установленных статьей 20.7 Закона о банкротстве, что противоречит цели конкурсного производства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявление конкурсного управляющего необоснованно, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 15, 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
в удовлетворении заявления отказать.
На определение может быть подана апелляционная жалоба не позднее четырнадцатидневного срока со дня его вынесения в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья | Р.С. Вахитов |
2 А33-12756/2010
3 А33-12756/2010
4 А33-12756/2010
5 А33-12756/2010
6 А33-12756/2010
7 А33-12756/2010