ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-13563/2021 от 27.10.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о признании заявления должника о признании себя банкротом обоснованным,

о введении процедуры реструктуризации долгов

03 ноября 2021 года

Дело № А33-13563/2021

 Красноярск

Резолютивная часть определения вынесена «27» октября 2021 года.

В полном объеме определение изготовлено «03» ноября 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кобельковой Д.С. , рассмотрев в судебном заседании обоснованность заявления Яньковой (Зверевой) Натальи Сергеевны (06.10.1979 года рождения, место рождения: гор. Барнаул Алтайского края, адрес регистрации: пгт. Кедровый Красноярского края, ул. Мира, д. 3, кв. 43, ИНН 224901648762, СНИЛС 051-137-013 00) о признании себя несостоятельной (банкротом),

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брюхановой И.Д.,

установил:

Янькова (Зверева) Наталья Сергеевна (далее – заявитель, должник) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя несостоятельной (банкротом), введении процедуры реализации.

Заявитель просит утвердить финансового управляющего из числа Ассоциации арбитражных управляющих саморегулируемой организации «Центральное агентство арбитражных управляющих» (ИНН 7731024000, ОГРН 1107799028523, 119017, г. Москва 1-й Казачий переулок, д. 8, стр. 1) (далее – Ассоциация СРО «ЦААУ»).

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

Определением от 03.06.2021 требование оставлено судом без движения до 28.06.2021.

Определением от 06.07.2021 заявление принято к производству суда, судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявления откладывалось.

К дате заседания в материалы дела поступили дополнительные документы от должника, в том числе, доказательства оплаты суммы вознаграждения арбитражному управляющему. На основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы приобщаются судом к материалам дела.

При рассмотрении заявления судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Янькова (Зверева) Наталья Сергеевна поставлена на учет в налоговом органе в качестве физического лица с присвоением ИНН 224901648762, согласно представленной справке из электронного ресурса по состоянию на 26.05.2021 в ЕГРИП не содержится сведений о должнике, как об индивидуальном предпринимателе.

Как следует из представленных в материалы дела сведений об обязательствах, размер предполагаемой задолженности заявителя на момент обращения в арбитражный суд составляет 1 226 902,73 руб., указаны следующие кредиторы:

1) публичное акционерное общество «Сбербанк России» по кредитным договорам от 28.12.2017 № 92998295, от 28.01.2020 № 65617;

2) публичное акционерное общество «Почта Банк» по кредитному договору от 23.10.2019 № 47926920.

Наличие задолженности в размере, превышающем 500 000 руб., подтверждено представленными в материалы дела справками об остатке задолженности, выданными банками.

В соответствии с описью имущества от 26.05.2021 недвижимое, движимое имущество, иное имущество, виды которого указаны в описи, у заявителя отсутствуют. Заявитель зарегистрирована по месту жительства на основании договора социального найма жилого помещения от 01.10.2016 № 546/8/16.

В настоящее время заявитель трудоустроена, работодатель – КГБОУ «Кедровый кадетский корпус». В материалы дела представлены справки о доходах и суммах налога физического лица за 2018 – 2021 год, в соответствии с которыми общая сумму дохода заявителя составила:

- в 2018 году – 180 291,05 руб. (сумма налога – 20 162 руб.);

- в 2019 году – 281 838,74 руб. (сумма налога – 34 065 руб.);

- в 2020 году – 278 830,52 руб. (сумма налога – 34 064 руб.);

- за период с января по март 2021 года – 53 990,68 руб. (сумма налога – 6 473 руб.).

Ранее заявитель состояла в браке, супруг – Яньков Виталий Николаевич. Свидетельством о расторжении брака от 02.12.2010 серии I-БА № 806123 подтверждена государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда Мирового судебного участка № 135 Емельяновского района.

При этом на иждивении заявителя находится несовершеннолетний ребенок – Янькова Анастасия Витальевна 23.07.2006 года рождения (свидетельство о рождении от 17.08.2006 серии I-БА № 766978).

Заявителем указано на отсутствие совершавшихся за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о своем банкротстве, сделок на сумму свыше трехсот тысяч рублей.

Должником на депозитный счет Арбитражного суда Красноярского края перечислены денежные средства в размере 25 000 рублей (чек-ордер от 22.10.2021, операция № 4948) для выплаты вознаграждения финансовому управляющему (платежное поручение о зачислении денежных средств на депозит от 25.10.2021  № 123937).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии со статьей 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой Х Закона о банкротстве, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 213.3 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.

Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 2 данной статьи).

Гражданин при обращении с заявлением о банкротстве указывает на наличие признаков банкротства, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», пункты 1 и 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве устанавливают специальные по отношению к статье 213.3 Закона правила обращения самого должника в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.

Согласно пункту 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» указано, что при реализации должником права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом на основании пункта 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве учитывается наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, и признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества у должника (пункт 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве). Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет.

Как указано в пункте 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве, под неплатежеспособностью гражданина в данном случае понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

- гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

- более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;

- размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;

- наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Если же имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе, доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.

При этом в указанном случае наличие свидетельствующих о неплатежеспособности обстоятельств устанавливается в целях признания направления гражданином заявления обоснованным.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается представленными в материалы дела документами.

Как следует из заявления, общая сумма предполагаемой кредиторской задолженности гражданина составляет 1 226 902,73 руб., при этом задолженность в размере, превышающем 500 000 руб., подтверждена представленными в материалы дела справками банков. 

В соответствии с описью имущества от 26.05.2021 недвижимое, движимое имущество, иное имущество, виды которого указаны в описи, у заявителя отсутствуют. Заявитель зарегистрирована по месту жительства на основании договора социального найма жилого помещения от 01.10.2016 № 546/8/16.

Заявитель трудоустроена, на основании представленных в материалы дела справок о доходах и суммах налога физического лица за 2018 – 2021 год средний размер ежемесячного дохода заявителя с учетом удержанного налога составляет 16 000 руб.

Учитывая, что наличие задолженности в размере, превышающем 500 000 руб., подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, задолженность не погашена до настоящего времени, суд приходит к выводу, что гражданин прекратил расчеты с кредиторами, размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования.

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, наличия у должника не погашенной более трех месяцев задолженности по денежным обязательствам; отсутствия доказательств погашения данной задолженности на момент судебного заседания; отсутствия достаточных доказательств, опровергающих презумпции неплатежеспособности должника, суд приходит к выводу об обоснованности заявления.

Должник просит ввести в отношении него процедуру реализации имущества гражданина, минуя процедуру реструктуризации долгов.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства с учетом следующего.

Исходя из системного толкования положений статей 213.2 и 213.6 Закона о банкротстве, по общему правилу при признании заявления о признании должника банкротом обоснованным судом должна быть введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Положения законодательства о банкротстве предусматривают, что дело о банкротстве гражданина должно начаться с восстановительной процедуры, в частности, процедуры реструктуризации долгов гражданина, то есть Закон о банкротстве устанавливает презумпцию введения процедуры реструктуризации долгов.

Пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве установлено, что план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:

гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;

гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;

план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 31, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым. План реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.

Вместе с тем, положениями Закона о банкротстве не предусмотрено, что в случае введения реструктуризации требования кредиторов должны быть погашены в полном объёме либо должна быть погашена их большая часть. График погашения задолженности подлежит определению исходя из размера задолженности кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника (в случае направления соответствующих требований и признания их обоснованными), при этом кредиторы имеют право частично простить долги гражданину (предоставить скидку с долга).

Иными словами, план реструктуризации не ограничивается полным удовлетворением требований кредиторов в установленные сроки, поскольку может считаться исполненным и в случае стабилизации финансового состояния должника в степени, позволяющей исполнение периодических платежей в соответствии с условиями исполнения обязательств, согласованными с кредиторами.

Не запрещено (исходя из субъектного состава правоотношений с участием гражданина, находящегося в процедурах банкротства) прощение части долга, списание штрафных санкций, установление моратория на начисление процентов в конкретные периоды времени со стороны кредитных организаций, как это принято в банковской практике, в целях создания добросовестному заемщику благоприятного режима погашения долга. План реструктуризации может предусматривать снижение кредитного бремени для добросовестного заемщика с соблюдением баланса прав и законных интересов учетом интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).

Отсутствие условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве, препятствующих возможности утверждения по итогам процедуры реструктуризации плана реструктуризации, на стадии проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом, не установлено.

В материалы дела не представлены доказательства того, что должник имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в сфере экономики, считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; признавался банкротом в течение пяти предшествующих лет, в отношении него утверждался план реструктуризации долгов в течение восьми предшествующих лет.

При этом ходатайство заявителя о введении процедуры реализации не мотивировано, не содержит указание на наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости немедленного введения процедуры реализации.

План реструктуризации долгов подлежит рассмотрению и утверждению судом в судебном заседании после предъявления конкурсными кредиторами требований в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве. Право на представление проекта плана реструктуризации долгов гражданина принадлежит как должнику, так и конкурсным кредиторам. Решение об утверждении плана реструктуризации долгов может быть принято в ходе первого собрания кредиторов на коллегиальной основе (пункт 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

С учетом изложенного, принятие судом решения по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина основывается, прежде всего, на решении первого собрания кредиторов.

Вопросы, связанные с разработкой плана реструктуризации задолженности, его одобрением, относятся к компетенции кредиторов. Утверждение плана реструктуризации долгов – к компетенции суда.

Отведение кредиторам ведущей роли в определении процедуры банкротства должника соответствует общим положениям законодательства о несостоятельности (банкротстве) и обусловлено необходимостью первоочередной защиты их имущественных прав и законных интересов по отношению к интересам должника, допустившего свою несостоятельность.

Исходя из плана реструктуризации, кредиторы вправе рассчитывать на предполагаемые по обстоятельствам его составления будущие доходы неплатежеспособного должника, а также на его имущество. При этом будущие источники покрытия долгов определяются в долгосрочной (три года, по общему правилу) перспективе, установленной законодателем с расчетом на обеспечение добросовестного должника временными рамками для изменения в сторону улучшения своего имущественного положения. Закон о банкротстве не содержит конкретных требований к содержанию мероприятий, предусматриваемых планом реструктуризации. И в этом аспекте кредиторы и должник свободны в формулировании его содержания с учетом конкретных обстоятельств дела, жизненного опыта гражданина, его профессионального и образовательного уровня, трудоспособности, состава имущества и т.д.

Учитывая вышеизложенное, само по себе направление заявителем не мотивированного ходатайства о введении реализации не может являться основанием для введения таковой.

Как установлено судом, заявитель трудоустроена, средний размер дохода после выплаты налогов составляет 16 000 руб., заявитель обеспечена жильем на основании договора социального найма.

В материалы дела представлены сведения о наличии у заявителя несовершеннолетнего ребенка 2006 года рождения, вместе с тем, само по себе наличие ребенка основанием для введения процедуры реализации не является.

Так, пунктом 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации обязанность обеспечивать содержание несовершеннолетних детей возложена на обоих родителей.

Согласно представленным сведениям, у ребенка заявителя имеется отец – бывший супруг заявителя. Сведений о неспособности бывшего супруга осуществлять содержание ребенка, уход за ребенком в установленной законом части не представлено.

Кроме того, суд разъясняет заявителю, что исходя из положений статьи 2 Закона о банкротстве, целью проведения процедуры банкротства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника. Применяемые в деле о банкротстве процедуры направлены на удовлетворение требований кредиторов должника и не могут быть использованы в ущерб их интересам. Иной подход дискредитировал бы принцип равенства кредиторов, баланс интересов сторон и право на достойную жизнь должника.

Закрепленные в законодательстве о несостоятельности граждан положения предусматривают достижение двух целей при помощи процедур банкротства: как максимальное удовлетворение требований кредиторов в короткие сроки, так и социально-реабилитационные цели, направленные на освобождения добросовестного лица, испытывающего временные затруднения, от неисполнимых обязательств. При этом положения Закона о банкротстве в системном их толковании направлены на обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.

Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела доказательств не следует невозможность для заявителя, действующего добросовестно, в целях действительного исполнения принятых на себя обязательств (включая частичное исполнение), осуществлять поиск потенциального трудоустройства, иного приносящего доход вида деятельности.Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Указанные же заявителем обстоятельства не могут быть признаны доказательствами необходимости немедленной реализации имущества гражданина, а также доказательствами возможности получения кредиторами более полного удовлетворения своих требований путем введения в отношении должника процедуры реализации имущества.

Согласно пункту 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан, в том числе принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства. В силу пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона.

Механизм выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства установлен Временными правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что арбитражным управляющим исследуются документы за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства, в том числе - договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника.

Согласно пункту 8 Правил в ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что по результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя, в том числе: расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину) (пп. «ж»); обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов) (пп. «з»).

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости проведения финансовым управляющим анализа сделок должника, за три года до возбуждения дела о несостоятельности должника с документальным обоснованием изложенных выводов о наличии или отсутствии оснований для их оспаривания по правилам главы III.1 Закона о банкротстве и Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом арбитражный суд разъясняет финансовому управляющему, что право на подачу заявления об оспаривании сделки должника-гражданина возникает с даты введения реструктуризации долгов гражданина (пункт 2 статьи 213.32 Закона о банкротстве). Если исковая давность по требованию о признании сделки недействительной пропущена по вине арбитражного управляющего, то с него могут быть взысканы убытки, причиненные таким пропуском, в размере, определяемом судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности (пункт 32 постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Таким образом, реальное имущественное положение должника будет определено финансовым управляющим при проведении всех мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве. В связи с чем, на стадии проверки обоснованности заявления о признании гражданина банкротом преждевременно делать вывод о невозможности удовлетворения требований кредиторов должника путем реструктуризации долгов, исходя из размера требований кредиторов и срока реализации плана реструктуризации долгов, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению на дату составления проекта плана реструктуризации долгов, который определен пунктом 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве. При этом, в целях проведения проверки реального имущественного состояния должника и потенциала конкурсной массы должника для последующего удовлетворения требований его кредиторов, суд учитывает необходимость выполнения финансовым управляющим анализа сделок должника, а также выполнение мероприятий по установлению достоверного объема требований кредиторов.

Введенная в законодательство процедура реструктуризации долгов позволяет учесть интересы как должника, так и его кредиторов. При составлении плана кредиторы рассчитывают на будущие доходы неплатежеспособного должника, которыми он способен рассчитаться с ними.

Невозможность представления плана реструктуризации долгов либо нецелесообразность (невозможность) его утверждения должна быть установлена в ходе процедуры реструктуризации с учетом мнения финансового управляющего, конкурсных кредиторов и должника.

Основания для признания гражданина банкротом и введения процедуры реализации имущества должника установлены пунктом 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве, как то: гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве; арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина; производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях, установленных пунктом 3 статьи 213.29 или пунктом 7 статьи 213.31 Закона о банкротстве; в иных случаях, предусмотренных Закона о банкротстве.

Анализ приведенных оснований позволяет прийти к выводу, что реализация имущества должника становится актуальной при отсутствии плана реструктуризации либо при неустранимых разногласиях между заинтересованными лицами по поводу его содержания (например, не получено одобрение собрания кредиторов), нарушены условия погашения долгов согласно плану реструктуризации, что привело к его отмене по ходатайству собрания кредиторов. То есть, в случаях бесперспективности реструктуризации как таковой.

Бесперспективность реструктуризации не может быть констатирована судом в отсутствие доказательств имущественного состояния должника.

Основные принципы гражданско-правовых отношений, в которые вступил гражданин, принимая кредиты от разных банков, займы от кредиторов и т.п., состоят в необходимости надлежащего исполнения обязательств, недопустимости одностороннего отказа в их исполнении, несении ответственности за нарушение обязательств (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На стадии реструктуризации долгов, должник, чью добросовестность суд, руководствуясь статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, вправе и обязан принять меры к поиску вариантов погашения своих долгов доступными в сложившейся ситуации способами, обязан достичь с кредиторами соглашения о балансе взаимных интересов.

Банкротство граждан, по смыслу Закона о банкротстве, является механизмом нахождения компромисса между должником, обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения, и его кредиторами, а не способом избавления от накопленных долгов.

Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45, в силу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, а также если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних (абзац шестой статьи 213.18 Закона о банкротстве).

Указанные разъяснения высшей судебной инстанции касаются содержания плана реструктуризации и ориентируют арбитражный суд на проверку его обоснованности с учетом объективных факторов и не нарушения прав третьих лиц на стадии утверждения плана реструктуризации, а не на стадии проверки обоснованности заявления о несостоятельности гражданина.

Суд также учитывает, что в пункте 13 рекомендаций Научно-Консультативного Совета при Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа от 19.09.2019 указано, что по общему правилу в качестве первой процедуры банкротства подлежит применению реструктуризация долгов гражданина. Введение процедуры реализации имущества гражданина по ходатайству должника, минуя процедуру реструктуризации долгов, возможно в исключительных случаях с учетом конкретных обстоятельств дела, к которым отсутствие или недостаточность у гражданина на дату проверки обоснованности заявления о признании его банкротом дохода не относится.

Суд разъясняет заявителю, что трудоспособный гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, тем не менее, должен принимать все возможные меры к получению доходов с целью погашения своих долгов: новое трудоустройство, повышение квалификации, изменение специализации, переход на более скромный уровень потребления (в части автотранспорта, жилья и др.), что может быть урегулировано именно условиями плана реструктуризации.

Исходя из положений статьи 2 Закона о банкротстве, целью проведения процедуры банкротства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника. Применяемые в деле о банкротстве процедуры направлены на удовлетворение требований кредиторов должника и не могут быть использованы в ущерб их интересам. Иной подход дискредитировал бы принцип равенства кредиторов, баланс интересов сторон и право на достойную жизнь должника.

Закрепленные в законодательстве о несостоятельности граждан положения предусматривают достижение двух целей при помощи процедур банкротства: как максимальное удовлетворение требований кредиторов в короткие сроки, так и социально-реабилитационные цели, направленные на освобождения добросовестного лица, испытывающего временные затруднения, от неисполнимых обязательств. При этом, положения Закона о банкротстве в системном их толковании направлены на обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что должником не представлены доказательства необходимости немедленной реализации имущества гражданина, а также доказательств возможности получения кредиторами более полного удовлетворения своих требований путем введения в отношении должника процедуры реализации имущества.

Кроме того, следует отметить, что в силу статьи 213.24 Закона о банкротстве процедура реструктуризации долгов гражданина может быть прекращена практически в любое время, поскольку реализация имущества должника вводится судом как в случае не представления плана реструктуризации, так и в случае отмены арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.

В связи с чем, должник либо финансовый управляющий не лишены права обратиться в суд первой инстанции с мотивированным ходатайством о прекращении процедуры реструктуризации долгов гражданина и открытии в отношении него процедуры реализации имущества должника.

Более того, суд считает необходимым отметить, что при введении на стадии рассмотрения обоснованности заявления, исключительно процедуры реализации имущества без введения восстановительной процедуры – реструктуризации долгов, может возникнуть ситуация при которой в последующем открытие процедуры реализации имущества утратит свою целевую направленность. Так, подобная ситуация возникнет в случае появления у должника в будущие периоды источников покрытия долгов (трудоустройство с получением достойного источника дохода, получение наследства и пр.), при которых должник в полном объеме может погасить кредиторскую задолженность и как следствие восстановить свою платежеспособность. В связи с чем, суд в силу абзаца 7 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве должен будет прекратить производство по делу. Данные выводы подтверждаются судебной практикой: постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.12.2016 № Ф02-6862/2016 по делу № А33-29681/2015 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 № 302-ЭС17-850).

Таким образом, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из вышеназванных положений действующего законодательства и соответствующих разъяснений, а также из конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина.

Изложенная правовая позиция нашла отражение в судебной практике: постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 по делу А33-23697/2018, от 19.06.2019 по делу А33-33068/2018, от 30.05.2019 по делу А33-5249/2019, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.03.2019 № Ф10-779/2019 по делу № А64-5642/2018, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.04.2019 № Ф04-960/2019 по делу № А45-18614/2018, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.01.2019 № Ф04-4309/2018 по делу № А45-7737/2018, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.01.2019 № Ф03-5791/2018 по делу № А73-13986/2017, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 06.03.2019 № Ф-10-603/2019 по делу № А62-4951/2018, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.01.2019 № Ф04-3651/2018 по делу № А27-25222/2017.

Закон о банкротстве устанавливает презумпцию введения процедуры реструктуризации долгов.

Исключительных случаев, как того требует пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», судом не установлено.

С учетом вышеизложенного, ходатайство должника о введении процедуры реализации имущества гражданина подлежит отклонению.

Согласно пункту 4 статьи 213.6 Закона о банкротстве в определении арбитражного суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должны содержаться указания на утверждение финансового управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой утвержден финансовый управляющий).

В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

Согласно разъяснениям пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», если в заявлении одновременно указаны кандидатура финансового управляющего, а также наименование и адрес саморегулируемой организации, суд принимает заявление к производству и запрашивает у данной саморегулируемой организации кандидатуру финансового управляющего для утверждения в деле о банкротстве должника.

Должник предлагает утвердить финансового управляющего имуществом должника из числа членов АССОЦИАЦИЯ СРО «ЦААУ».

В соответствии с пунктом 54 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в судебном акте об утверждении арбитражного управляющего помимо фамилии, имени и отчества арбитражного управляющего должны быть также указаны данные, позволяющие его индивидуализировать (идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих (абзац десятый пункта 3 статьи 29 Закона о банкротстве) либо в реестре арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих (абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 22 Закона о банкротстве) и т.п.), сведения о наименовании саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, и почтовый адрес в Российской Федерации, по которому все заинтересованные лица могут направлять ему корреспонденцию в связи с его участием в данном деле о банкротстве.

В материалы дела от АССОЦИАЦИИ СРО «ЦААУ» поступили сведения о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего Ляшкевич Дарьи Викторовны требованиям статей 20, 20.2 Закона о банкротстве с приложением протокола выбора, заявления о согласии быть утвержденным финансовым управляющим имуществом должника.

Поскольку кандидатура Ляшкевич Дарьи Викторовны, согласно представленным документам, соответствует требованиям статьей 20 и 20.2 Закона о банкротстве, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Ляшкевич Дарья Викторовна (ИНН 246518909887, регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих – 447, адрес для направления корреспонденции: 660000, г. Красноярск, а/я 25425) подлежит утверждению финансовым управляющим имуществом должника.

С целью выплаты вознаграждения финансовому управляющему на депозитный счёт Арбитражного суда Красноярского края внесены денежные средства в сумме 25 000 руб., что подтверждается чек-ордером от 22.10.2021, операция № 4948) для выплаты вознаграждения финансовому управляющему (платежное поручение о зачислении денежных средств на депозит от 25.10.2021  № 123937).

Согласно пункту 3 статьи 213.9 Закона о банкротстве вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Сумма вознаграждения составляет 25 000 рублей. Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

Заявителем также представлены сведения о нахождении на иждивении несовершеннолетнего ребенка  2016 года рождения.

 В силу пункта 2 статьи 213.6 Закона о банкротстве при вынесении арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом, введении реструктуризации его долгов или признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина арбитражный суд привлекает к участию в рассмотрении дела о банкротстве гражданина орган опеки и попечительства в случае, если в рамках рассматриваемого дела затрагиваются права несовершеннолетнего лица либо права лица, признанного судом недееспособным. В силу статьи 40 АПК РФ арбитражный суд вправе привлечь орган опеки и попечительства к участию в деле одновременно с вынесением определения о принятии заявления о признании должника банкротом к производству.

Учитывая вышеизложенное, на основании статьи 213.6 Закона о банкротстве, в целях соблюдения в деле о банкротстве прав детей, к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка в лице Отдела опеки и попечительства по поселку Кедровый (660910, Красноярский край, поселок Кедровый, Гвардейская улица, 4).

Кроме этого, арбитражный суд разъясняет должнику, что согласно пункту 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» целью положений пункта 3 статьи 213.4, пункта 6 статьи 213.5, пункта 9 статьи 213.9, пункта 2 статьи 213.13, пункта 4 статьи 213.28, статьи 213.29 Закона о банкротстве в их системном толковании является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.

В случае, когда на должника возложена обязанность представить те или иные документы в суд или финансовому управляющему, судами при рассмотрении вопроса о добросовестности поведения должника должны учитываться наличие документов в распоряжении гражданина и возможность их получения (восстановления).

Если при рассмотрении дела о банкротстве будет установлено, что должник не представил необходимые сведения суду или финансовому управляющему при имеющейся у него возможности либо представил заведомо недостоверные сведения, это может повлечь неосвобождение должника от обязательств (абзац третий пункта 4 статьи 213.28 Закона).

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» (часть 2 статьи 184, статья 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 32, 45, 213.6, 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении ходатайства должника о введении процедуры реализации имущества отказать.

Признать заявление Яньковой (Зверевой) Натальи Сергеевны (06.10.1979 года рождения, место рождения: гор. Барнаул Алтайского края, адрес регистрации: пгт. Кедровый Красноярского края, ул. Мира, д. 3, кв. 43, ИНН 224901648762, СНИЛС 051-137-013 00) о своём банкротстве обоснованным и ввести в отношении должника процедуру реструктуризации долгов.

Утвердить финансовым управляющим имуществом должника Ляшкевич Дарью Викторовну. Утвердить финансовому управляющему вознаграждение в размере 25 000 рублей единовременно за проведение процедуры реструктуризации долгов гражданина.

Назначить дело к судебному разбирательству на25.03.2022 в 10 час 30 мин. в помещении суда по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д. 1, зал № 302.

Привлечь к участию в деле о банкротстве Отдел опеки и попечительства по поселку Кедровый (660910, Красноярский край, поселок Кедровый, Гвардейская улица, 4).

Обязать финансового управляющего в срок, предусмотренный законом, направить сведения о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина оператору Единого федерального реестра сведений о банкротстве для включения их в указанный реестр, а также направить указанные сведения для опубликования в газете «КоммерсантЪ». Доказательства опубликования и включения представить в арбитражный суд.

В соответствии со ст. 213.8 и п. 5 ст. 213.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ финансовому управляющему определить дату проведения первого собрания кредиторов и уведомить об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы и иных лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» право на участие в собрании кредиторов.

Обязать финансового управляющего не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, развернутый письменный анализ наличия признаков фиктивного и (или) преднамеренного банкротства (ст. 196 и ст. 197 УК РФ), анализ кредитных досье должника на предмет предоставления должником достоверных сведений при получении кредитов (займов); анализ сделок должника с документальным обоснованием; протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов гражданина, с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 213.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ, и платежные реквизиты для перечисления суммы вознаграждения по итогам процедуры.

Предложить должнику, кредитору или уполномоченному органу не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.

Разъяснить что, с даты вынесения настоящего определения наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Настоящее определение подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить лицам, участвующим в деле о банкротстве, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десяти дней после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Обжалование настоящего определения не приостанавливает его действие.

Судья

Д.С. Кобелькова