ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-13913/07 от 15.12.2009 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело № А33-13913/2007 к 8

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Медведевой О.И.,

рассмотрев заявление Федеральной налоговой службы о процессуальном правопреемстве в деле по требованию кредитора к должнику

в деле по заявлениюФедеральной налоговой службы

о признании должника– сельскохозяйственного производственного кооператива «Зыковский»  (с. Зыково Красноярского края) банкротом,

при участии:

от Федеральной налоговой службы: Бипперта А.А., доверенность от 09.12.2009;    

от Фонда социального страхования РФ: Ворошилова В.И., доверенность от № 137 от 30.12.2008,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Медведевой О.И.,

установил:  

решением арбитражного суда от 20.05.2008 сельскохозяйственный производственный кооператив «Зыковский» (далее – СПК «Зыковский»; должник) признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 15.05.2009; конкурсным управляющим должника  утвержден Зубенко Н.В.

В арбитражный суд поступило требование государственного учреждения – Красноярского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации о включении задолженности по капитализированным платежам в  сумме 2 639 490,52 руб. в реестр требований кредиторов должника.

Определением от 22.08.2008 требование кредитора - государственного учреждения – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в размере  2 639 490,52 руб. включено в реестр требований кредиторов должника –  СПК «Зыковский» - в третью очередь.

От Федеральной налоговой службы (далее – уполномоченный орган)  поступило заявление, в котором  в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган просит  заменить кредитора должника – государственное  учреждение – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - на Федеральную налоговую службу.

Представитель конкурсного управляющего  в своих возражениях на заявление уполномоченного органа считает, что в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве следует отказать в связи с тем, что Постановлением Пленума  Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» за Фондом социального страхования Российской Федерации признано право на самостоятельное требование к должнику – страхователю (в рамках дела о банкротстве последнего) о капитализации платежей, выплачиваемых ФСС Российской Федерации застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и взыскании соответствующей капитализированной суммы; данная позиция подтверждается сложившейся практикой (определение ВАС РФ от 18.09.2008 № 9881/2008, постановление ФАС ЗСО от 17.08.2009 № Ф04-1921/2008 (12455-А75-38).

Определением от 05.11.2009 рассмотрение ходатайства отложено в настоящее судебное заседание.

В судебное заседание 15.12.2009 представитель конкурсного управляющего не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.

Представитель уполномоченного органа поддержал заявление о правопреемстве в полном объёме. Представитель Фонда пояснил, что возражений против заявления о замене нет, что отражено в письменных пояснениях, ранее направленных в материалы дела.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Следовательно, правопреемство является переходом прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому и может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований.

В качестве основания правопреемства уполномоченный орган в заявлении   ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 663 от 12.08.2009), согласно которому Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом по представлению  требований по обязательным платежам и денежным обязательствам (в том числе – по выплате капитализированных платежей) в делах о банкротстве, а также  на Соглашение «О взаимодействии между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам урегулирования задолженности по обязательным и капитализированным платежам» от 16.07.2007 № ММ-25-19/7/02-43-1789@, которым обеспечивается и координируется взаимодействие территориального налогового органа с исполнительными органами Фонда по делам о банкротстве.

Вместе с тем, данные документы не являются основанием для перехода прав и обязанностей по требованию Фонда социального страхования Российской Федерации к Федеральной налоговой службе.

Исходя из Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, а также выводов, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей», Фонд вправе самостоятельно обратится с требованием к должнику-страхователю, признанному банкротом, о включении в реестр капитализированных платежей.

Поскольку Фонд социального страхования Российской Федерации реализовал свое право на обращение в арбитражный суд с требованием о включении капитализированных платежей в реестр требований кредиторов должника, и определение от 22.08.2008 по делу № А33-13913/2007 к 8 вступило в законную силу, заявление уполномоченного органа о процессуальном правопреемстве удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  48, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о замене кредитора в деле по требованию Фонда социального страхования Российской Федерации о включении в реестр требований кредиторов должника  2 639 490,52  руб. отказать.

На определение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья

О. И. Медведева