АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дело № А33-13913/2007 к 8 |
г. Красноярск
рассмотрев заявление Федеральной налоговой службы о процессуальном правопреемстве в деле по требованию кредитора к должнику
в деле по заявлениюФедеральной налоговой службы
о признании должника– сельскохозяйственного производственного кооператива «Зыковский» (с. Зыково Красноярского края) – банкротом,
при участии:
от Федеральной налоговой службы: Бипперта А.А., доверенность от 09.12.2009;
от Фонда социального страхования РФ: Ворошилова В.И., доверенность от № 137 от 30.12.2008,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Медведевой О.И.,
установил:
решением арбитражного суда от 20.05.2008 сельскохозяйственный производственный кооператив «Зыковский» (далее – СПК «Зыковский»; должник) признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 15.05.2009; конкурсным управляющим должника утвержден Зубенко Н.В.
В арбитражный суд поступило требование государственного учреждения – Красноярского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации о включении задолженности по капитализированным платежам в сумме 2 639 490,52 руб. в реестр требований кредиторов должника.
Определением от 22.08.2008 требование кредитора - государственного учреждения – Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 2 639 490,52 руб. включено в реестр требований кредиторов должника – СПК «Зыковский» - в третью очередь.
От Федеральной налоговой службы (далее – уполномоченный орган) поступило заявление, в котором в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган просит заменить кредитора должника – государственное учреждение – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - на Федеральную налоговую службу.
Представитель конкурсного управляющего в своих возражениях на заявление уполномоченного органа считает, что в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве следует отказать в связи с тем, что Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» за Фондом социального страхования Российской Федерации признано право на самостоятельное требование к должнику – страхователю (в рамках дела о банкротстве последнего) о капитализации платежей, выплачиваемых ФСС Российской Федерации застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и взыскании соответствующей капитализированной суммы; данная позиция подтверждается сложившейся практикой (определение ВАС РФ от 18.09.2008 № 9881/2008, постановление ФАС ЗСО от 17.08.2009 № Ф04-1921/2008 (12455-А75-38).
Определением от 05.11.2009 рассмотрение ходатайства отложено в настоящее судебное заседание.
В судебное заседание 15.12.2009 представитель конкурсного управляющего не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Представитель уполномоченного органа поддержал заявление о правопреемстве в полном объёме. Представитель Фонда пояснил, что возражений против заявления о замене нет, что отражено в письменных пояснениях, ранее направленных в материалы дела.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Следовательно, правопреемство является переходом прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому и может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований.
В качестве основания правопреемства уполномоченный орган в заявлении ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 663 от 12.08.2009), согласно которому Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом по представлению требований по обязательным платежам и денежным обязательствам (в том числе – по выплате капитализированных платежей) в делах о банкротстве, а также на Соглашение «О взаимодействии между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам урегулирования задолженности по обязательным и капитализированным платежам» от 16.07.2007 № ММ-25-19/7/02-43-1789@, которым обеспечивается и координируется взаимодействие территориального налогового органа с исполнительными органами Фонда по делам о банкротстве.
Вместе с тем, данные документы не являются основанием для перехода прав и обязанностей по требованию Фонда социального страхования Российской Федерации к Федеральной налоговой службе.
Исходя из Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, а также выводов, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей», Фонд вправе самостоятельно обратится с требованием к должнику-страхователю, признанному банкротом, о включении в реестр капитализированных платежей.
Поскольку Фонд социального страхования Российской Федерации реализовал свое право на обращение в арбитражный суд с требованием о включении капитализированных платежей в реестр требований кредиторов должника, и определение от 22.08.2008 по делу № А33-13913/2007 к 8 вступило в законную силу, заявление уполномоченного органа о процессуальном правопреемстве удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о замене кредитора в деле по требованию Фонда социального страхования Российской Федерации о включении в реестр требований кредиторов должника 2 639 490,52 руб. отказать.
На определение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья | О. И. Медведева |