ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-19289/20 от 29.06.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа

29 июня 2020 года

Дело № А33-19289/2020

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. при рассмотрении заявления государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о выдаче судебного приказа на взыскание с лбщества с ограниченной ответственностью "ФЕНИКС" (ИНН <***>, ОГРН <***> ) 25 000 руб. штрафа,

установил:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) (далее по тексту – взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью " ФЕНИКС " (далее – должник) 25000 руб. штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года, начисленного на основании решений от 18.02.2020 №205S19200003023, от 01.04.2020 № 205S19200006464, от 01.04.2020 №205S19200006465.

В соответствии со статьей 229.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 настоящего Кодекса. Согласно статье 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ выдается по делам, в которых заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.

Основанием для обращения в суд с заявлением о выдаче приказа штрафа послужили, в том числе, решения управления от 01.04.2020 № 205S19200006464, от 01.04.2020 №205S19200006465, принятые по результатам проведенных камеральных проверок представленных должником 20.01.2020 сведений за сентябрь, октябрь 2019 года по форме СЗВ-М (дополняющая), необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Указанными решениями общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде финансовой санкции в сумме 1 000 руб. На основании указанных решений о привлечении страхователя к ответственности пенсионный фонд направил в адрес плательщика страховых взносов требования с предложением уплаты штрафа в срок до 26.05.2020. В связи с истечением срока для добровольного исполнения требований учреждение в соответствии с абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета. В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:

- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,

- представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона. В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, т.е. корректировать сведения, предоставляемые в фонд. Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н. Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения. Согласно пункту 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Пунктом 39 Инструкции установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 по делу № А73-910/2017, от 05.09.2018 по делам №№ А04-5748/2017, А04-5751/2017, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Самостоятельное выявление ошибок до их обнаружения Фондом является реализацией страхователем своего право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, что допускает не применять к субъекту финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается, что Управление Пенсионного Фонда просит суд взыскать со страхователя штраф, в том числе, за несвоевременное представление сведений путем представления дополняющей формы.

Вместе с тем, как указано выше, страхователь не лишен права представить уточненные (исправленные) сведения о застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Привлечение страхователя к ответственности по результатам представленной им дополняющей формы требует выяснения всех обстоятельств, касающихся причин представления недостоверных сведений, сроков их устранения и определения лица, выявившего нарушение.

При таких обстоятельствах из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве, в рамках рассмотрения которого надлежит установить наличие либо отсутствие состава вменяемого страхователю правонарушения, а также, при необходимости, решить вопрос об освобождении от ответственности.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что при рассмотрении арбитражным судом дел в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды освобождают страхователя от ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, при самостоятельном выявление ошибок до их обнаружения пенсионным фондом, что является реализацией страхователем своего право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, что подтверждено позицией Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-13334/2018, А33-20189/2018, А33-19307/2018.

Пунктом 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа в случае, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.

Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа, учитывая, что в рамках приказного производства не допускается частичное удовлетворение требований.

Руководствуясь статьей 127.1, пунктом 3 части 3 статьи 229.4, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Отказать в принятии заявления государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью «ФЕНИКС» суммы финансовой санкции за представление неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 11.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в размере 25 000 рублей.

2. Разъяснить взыскателю, что отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа препятствует повторному обращению в арбитражный суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям.

3. Разъяснить взыскателю, что настоящее определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Поскольку заявление и приложенные к нему документы поступили в арбитражный суд в электронном виде по сервису электронной подачи документов «Мой Арбитр», заявителю не подлежат возвращению документы на бумажных носителях.

Судья

Е.В. Болуж