ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-20393/09 от 25.02.2010 АС Красноярского края

224/2010-31198(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу

25 февраля 2010 года

Дело № А33-20393/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена 25 февраля 2010 года.

В полном объеме определение изготовлено 25 февраля 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района Красноярского края

к администрации Мотыгинского района Красноярского края

об отмене постановления главы Мотыгинского района Красноярского края № 293-п от 05.08.2009

с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района Красноярского края,

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Сорокиной Т.В., на основании доверенности от 25.01.2010 № 01, предъявившей паспорт,

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района Красноярского края (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Мотыгинского района Красноярского края (далее – администрация, ответчик) об отмене постановления главы Мотыгинского района Красноярского края № 293-п от 05.08.2009.

Представители заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (почтовые уведомления №№ 66000045222883, 66000045222906 от 02.02.2010), в судебное заседание не явились. Заявителем ко дню судебного заседания представлены письменные пояснения по делу.

Представитель ответчика отзыв на заявление не представил, в судебном заседании пояснил, что с требованием заявителя не согласен.

В силу пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района Красноярского края является юридическим лицом, зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401507490.


Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника финансово- экономического управления администрации Мотыгинского района Красноярского края от 21.04.2009 № 40, в целях осуществления финансового контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов в Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района проведена внеплановая тематическая проверка за период работы Комитета с 01.01.2006 по 01.04.2009.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 04.06.2009, в соответствии с которым финансово-экономическим управлением администрации Мотыгинского района Красноярского края проверена деятельность Комитета, в том числе: правильность ведения бухгалтерского учета объектов имущества муниципальной казны в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, не произведенных активов и материальных запасов; движение и местонахождение объектов муниципальной казны; законность приобретения и продажи объектов муниципальной казны; выборочная инвентаризация объектов муниципальной казны; поступление платежей по арендной плате объектов муниципальной казны; соблюдение порядка распределения целевого использования субсидии на реализацию мероприятий программы подготовки к работе в зимних условиях.

В результате проверки выявлено и в акте проверки зафиксированы следующие нарушения:

- бухгалтерский учет объектов имущества муниципальной казны ведется не в соответствии с инструкцией по бюджетному учету от 30.12.2008 № 148н;

- отсутствует ведение квартальных оборотных ведомостей по движению муниципальной собственности;

- ведение Реестров муниципальной собственности не соответствует Положению «О реестре муниципальной собственности» от 22.02.2000 № 75;

- не создана структура банка данных Реестров муниципальной собственности;

- не разработан порядок и условия приватизации муниципального имущества;

- не разработан порядок планирования приватизации муниципального имущества; - не разработан порядок подведения итогов продажи муниципального имущества;

- не разработан порядок заключения с покупателями договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены;

- не заведены журналы приема предложений на продажу муниципального имущества посредством публичного предложения, приема заявок на продажу муниципального имущества на аукционе.

Акт проверки направлен в Комитет и получен последним 09.06.2009, согласно проставленному штемпелю Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района.

В связи с представленными Комитетом финансово-экономическому управлению администрации Мотыгинского района разногласиями по акту проверки, срок внеплановой тематической проверки распоряжением главы администрации Мотыгинского района от 03.07.2009 № 233-р продлен до 10.07.2009.

05.08.2009 главой администрации Мотыгинского района Красноярского края вынесено постановление № 293-п «О результатах тематической проверки в Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района за период с 01.01.2006 по 01.04.2009», согласно которому председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района Кузьмину А.В. поручено устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения в период с 01.09.2009 по 01.11.2009.

Комитет, считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, участвующего в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.


В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется судом, а также арбитражным судом путем признания недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или органа местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из совокупности названных норм закона следует, что требования заявителя, направленные на защиту его прав и законных интересов, должны быть обусловлены фактическим нарушением прав и интересов Комитета в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального


образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 13 статьи 37 Устава Мотыгинского района Глава района осуществляет от имени администрации района в соответствии с решениями районного Совета правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района.

На основании подпункта «б» пункта 1 статьи 40 Устава Мотыгинского района администрация района, в том числе распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности района.

В соответствии со статьей 41 Устава Мотыгинского района органы администрации района, управления, комитеты, отделы, образуются для реализации полномочий, возлагаемых на администрацию района. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах, утверждаемыми Главой района и финансируются за счет средств районного бюджета.

В силу статьи 52 Устава Мотыгинского района Глава района в пределах своей компетенции и компетенции администрации района издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно- правовой формы, органами местного самоуправления и гражданами, а также распоряжения по вопросам организации деятельности администрации района.

Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района, Комитет является структурным подразделением администрации Мотыгинского района, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.

Комитет в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, решениями Мотыгинского районного Совета депутатов, Уставом Мотыгинского района, постановлениями и распоряжениями администрации района, другими нормативными актами и настоящим Положением (пункт 1.2 Положения).

Комитет представляет интересы администрации района в рамках компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации, Уставом района, другими нормативными правовыми актами и Положением о Комитете (п. 6.1 Положения).

Комитет подчинен и подотчетен администрации Мотыгинского района, несет обязанность за выполнение возложенных на него задач (пункт 1.3 Положения). Глава администрации района назначает на должность и освобождает от должности председателя Комитета (п. 7.2 Положения).

При выполнении целей, функций и задач Комитет обязан, в том числе, в установленном порядке отчитываться о результатах своей деятельности перед главой района, Мотыгинским районным Советом депутатов.

Из изложенного выше следует, что Комитет по управлению муниципальным имуществом при осуществлении функций, возложенных на него действующим законодательством и Уставом, представляет интереса администрации.


Таким образом, Комитет, являясь структурным подразделением администрации района, в своей деятельности подотчетен, в том числе главе администрации района, который, в свою очередь, для осуществления государственного финансового контроля поручил проведение проверки деятельности Комитета соответствующему органу - финансово-экономическому управлению, которое создано при администрации Мотыгинского района.

Заявитель ссылается на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении финансового контроля и финансово-бюджетного надзора.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ссылки заявителя на нарушение при проведении проверки требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются необоснованными, так как действие указанного Закона на проверки, предметом которых являются правильность ведения бухгалтерского учета объектов имущества муниципальной казны в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, не произведенных активов и материальных запасов; движение и местонахождение объектов муниципальной казны, законность приобретения и продажи объектов муниципальной казны, выборочная инвентаризация объектов муниципальной казны; поступление платежей по арендной плате объектов муниципальной казны, соблюдение порядка распределения целевого использования субсидии на реализацию мероприятий программы подготовки к работе в зимних условиях, не распространяется.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление главы администрации Мотыгинского района содержит предписание, адресованное председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом Мотыгинского района, совершить определенные действия, а именно: внести дополнение в Положение «О районной казне» в соответствии с инструкцией по бюджетному учету; привести бухгалтерский учет объектов имущества муниципальной казны в соответствии с инструкцией по бюджетному учету от 30.12.2008 № 148н; внести дополнение в Положение «О реестре муниципальной собственности от 22.02.2000 № 75» о ведение квартальных оборотных ведомостей по движению муниципальной собственности; привести ведение Реестров муниципальной собственности в соответствии с Положением «О реестре муниципальной собственности» от 22.02.2000 № 75; создать структуру банка данных Реестров муниципальной собственности; разработать порядок и условия приватизации муниципального имущества; разработать порядок планирования приватизации муниципального имущества; разработать порядок подведения итогов продажи муниципального имущества; разработать порядок заключения с покупателями договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены; завести журнал приема предложений продажу муниципального имущества посредством публичного предложения и журнал приема заявок на продажу муниципального имущества на аукционе. В указанном постановлении указаны сроки, в течение которых Комитет должен устранить, выявленные нарушения и привести документацию в соответствии с действующим законодательством.

Указанное постановление также содержит срок, в течение которого финансово- экономическому управлению необходимо провести проверку по устранению выявленных нарушений.


При этом, в названном Постановлении отсутствует указание на возможность применения к Комитету мер принуждения со стороны администрации в случае неисполнения указанного постановления.

Постановление также не содержит предписаний в адрес Комитета, влекущих в случае его неисполнения неблагоприятные последствия для его экономической деятельности.

Доказательств того, что неисполнение постановления до настоящего времени привело к каким-либо неблагоприятным последствиям, Комитет не представил.

Кроме того, в материалы дела представлен акт от 06.11.2009 о проверке по устранению выявленных нарушений, из содержания которого следует, что Комитетом большая часть нарушений устранена.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спор между Комитетом и администрацией не носит экономический характер, поскольку не связан с нарушением прав и законных интересов Комитета в экономической сфере, а вытекает из правоотношений подчиненности структурного подразделения вышестоящему органу - администрации муниципального района при осуществлении возложенных на Комитет задач по эффективному управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, урегулирование которых Арбитражный процессуальный кодекс РФ не предусматривает.

Суд полагает, что деятельность органа местного самоуправления в части решения вопросов местного значения не подпадает под понятие иной экономической деятельности, признаки которой (получение дохода) обозначены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 14-п от 22.07.2002 по делу о проверке положений Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с названным Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральными законами.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организации данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что заявитель не доказал осуществление Комитетом предпринимательской и иной экономической деятельности при решении вопросов местного значения в сфере контроля за управлением муниципальным имуществом, суд пришел к выводу о том, что данный спор неподведомственен арбитражному суду.

Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для прекращения производства по делу.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по делу № А33-20393/2009 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района


Красноярского края к администрации Мотыгинского района Красноярского края об отмене постановления главы Мотыгинского района Красноярского края № 293-п от 05.08.2009.

Возвратить Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района Красноярского края из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 23.07.2009 № 385.

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления определения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

Е.В. Севастьянова



2 А33-20393/2009

3 А33-20393/2009

4 А33-20393/2009

5 А33-20393/2009

6 А33-20393/2009

7 А33-20393/2009