АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
06 февраля 2018 года
Дело № А33-20805/2017
Красноярск
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 01.02.2018.
В окончательной форме определение изготовлено 06.02.2018.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шишкиной И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Красноярск)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН <***> , ОГРН <***>, г.Красноярск);
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (660021, <...>);
о признании незаконным бездействия,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Акционерного общества «Русал Красноярский алюминиевый завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 660111, <...>)
при участии:
от заявителя: Харисова Марина Ханифовна– представителя по доверенности от 17.11.2017,
от ответчика: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю - ФИО2 – представителя по доверенности от 16.10.2015 №20/2015,
от ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: ФИО3- представителя по доверенности от 13.12.2017,
от третьего лица: Акционерного общества «Русал Красноярский алюминиевый завод»: ФИО4, личность удостоверена паспортом, доверенность от 27.10.2016. ФИО5, личность удостоверена паспортом, доверенность от 28.12.2016,
при составлении протокола судебного заседания секретарем Трофимовой К.С.,
установил:
Администрация города Красноярска (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее – ответчик) с требованиями:
1. Признать незаконным бездействие ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», выразившееся в неисключении из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235, 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443, установленной на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2012 № 18, признанного незаконным по итогам рассмотрения дела № А33-11257/2012, и невнесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708;
2. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235, 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443, рассчитанные на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае, признанного в судебном порядке незаконным (дело № А33-11257/2012), и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708.
Заявление принято к производству суда. Определением от 07.09.2017 возбуждено производство по делу, на 27.09.2017 назначено предварительное судебное заседание, к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Акционерное общество «Русал Красноярский алюминиевый завод».
Протокольным определением от 27.09.2017 суд завершил предварительное судебное заседание и продолжил рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Определением от 27.09.2017 судебное заседание отложено на 24.11.2017.
Судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении предмета иска, согласно которому просит:
1. Признать незаконным бездействие ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», выразившееся в неисключении из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443, установленной на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2012 № 18, признанного незаконным по итогам рассмотрения дела №А33-11257/2012, и бездействие в виде невнесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708;
2. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443, рассчитанные на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае, признанного в судебном порядке незаконным (дело №А33-11257/2012), и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708.
Протокольным определением от 01.12.2017 судебное заседание отложено на 08.12.2017.
Администрация города Красноярска (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – ответчик):
- о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, выразившегося в неисключении из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443, установленной на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2012 № 18, признанного незаконным по итогам рассмотрения дела № АЗЗ-11257/2012, невнесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п.
- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443, рассчитанные на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае, признанного в судебном порядке незаконным (дело № АЗЗ-11257/2012), внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п.
Заявление принято к производству суда по делу № А33-27776/2017. Определением от 30.11.2017 возбуждено производство по делу.
Определением от 04.12.2017 арбитражный суд по делу № А33-27776/2017 объединил дело № А33-27776/2017 с настоящим делом с присвоением объединенному делу № А33-20805/2017.
С учетом объединения двух дел по настоящему делу рассматриваются следующие требования к двум ответчикам - Управлению Росреестра по Красноярскому краю и ФГБУ ФКП Росреестра:
1. Признать незаконным бездействие ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», выразившееся в неисключении из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443, установленной на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2012 № 18, признанного незаконным по итогам рассмотрения дела №А33-11257/2012, и бездействие в виде невнесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708;
2. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443, рассчитанные на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае, признанного в судебном порядке незаконным (дело №А33-11257/2012), и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708.
Протокольным определением от 16.01.2018 судебное заседание отложено на 01.02.2018.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю представило отзыв на заявление, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:
- решением от 03.04.2017 по делу № А33-11257/2012 Арбитражный суд Красноярского края признал незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2017 № 18 «Об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости» (далее — решение Комиссии), однако не установил последствий такого признания, также как и не определил действия, которые должно совершить ФГБУ «ФКП Росреестра» во исполнение указанного выше судебного решения. В мотивировочной части данного решения указано, что в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:169 снят с кадастрового учета, суд не может применить восстановительную меру в виде исключения установленной решением комиссии кадастровой стоимости указанного земельного участка из сведений государственного кадастра недвижимости. Решение от 03.04.2017 по делу №А33-11257/2012, признавая незаконным решение Комиссии, не признает недействительной кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235, 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442, 24:50:0400388:1443;
- орган регистрации прав, также как администрация г. Красноярска, не является лицом, уполномоченным на разъяснение указанного выше судебного решения;
- документов, которые являлись бы основанием для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235, 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442, 24:50:0400388:1443, в орган регистрации прав не поступало;
- в связи с вышеизложенным, у органа регистрации прав отсутствуют основания для исключения сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235, 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442, 24:50:0400388:1443 и определения в отношении данных земельных участков кадастровой стоимости, исходя из результатов государственной кадастровой Оценки, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края»;
- Федеральный Закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" утратил силу в части регулирования отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества в связи с вступлением в законную силу Федерального закона № 218-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). В силу п. 1, 5.1.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" указанным выше органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. На территории Красноярского края такие полномочия осуществляет Управление Росреестра по Красноярскому краю;
- в связи с чем, с 01.01.2017 у ФГБУ «ФКП Росреестра» отсутствуют полномочия по внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- 27.03.2013 сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169, установленной решением Комиссии, внесены в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, стоимость, установленная решением Комиссии, является кадастровой, а не рыночной, как утверждает заявитель;
- с момента внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края», утратила свою актуальность;
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:169 был преобразован путем раздела на несколько земельных участков. В результате раздела образовались земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1234 и 24:50:0400388:1235 (поставлены на государственный кадастровый учет 21.06.2013). Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была определена органом кадастрового учета с учетом положений Порядка и Методических указаний с использованием УПКС земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169, определенного путем деления кадастровой стоимости указанного земельного участка на его площадь (405 руб./кв.м.);
- 21.04.2014 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1234 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1365 и 24:50:0400388:1366. Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была определена органом кадастрового учета с учетом положений Порядка и Методических указаний с использованием УПКС земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1234, определенного путем деления кадастровой стоимости указанного земельного участка на его площадь (405 руб./кв.м.);
- 30.11.2016 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1366 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443. Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была определена органом кадастрового учета с учетом положений Порядка и Методических указаний с использованием УПКС земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1366, определенного путем деления кадастровой стоимости указанного земельного участка на его площадь (405 руб./кв.м.);
- в рассматриваемом случае ГКН содержал сведения о кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169, в связи с чем у Учреждения отсутствовали основания для определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков в соответствии с пунктом 2.1.3. Методических указаний, исходя из УПКС, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю представило отзыв на заявление, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:
- согласно решению Арбитражного суда Красноярского края от 03.04.2017 по делу №А33-11257/2012, суд признал незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2017 №18 «Об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости» (далее — решение Комиссии). Между тем, в мотивировочной части данного решения указано на то, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:169 снят с кадастрового учета, суд не может применить восстановительную меру в виде исключения установленной решением комиссии кадастровой стоимости указанного земельного участка из сведений государственного кадастра недвижимости. Кроме того, указанным решением не признана недействительной кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235, 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442, 24:50:0400388:1443;
- документы, которые являлись бы основанием для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235, 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442, 24:50:0400388:1443, в Управление не поступали;
- в связи с изложенным, у Управления отсутствуют основания для исключения сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235, 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442, 24:50:0400388:1443 и определения в отношении данных земельных участков кадастровой стоимости, исходя из результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением № 708-п.
Акционерное общество «Русал Красноярский алюминиевый завод» представило отзыв на иск, в котором считает требования Администрации г. Красноярска необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим оснвоаним:
- преобразование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169 было произведено в июле 2013 года, т.е. после установления его рыночной стоимости. Следовательно, стоимость образованных земельных участков была обоснованно определена с учетом положений п. 2.1.7 Методических указаний из расчета удельного показателя рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169, установленной решением Комиссии;
- в соответствии со статьей 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определения в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона. Таким образом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169, установленная решением Комиссии, с момента внесения ее в государственный кадастр недвижимости становится кадастровой стоимостью. В связи с чем, утверждение истца о допущенных нарушениях ответчиком не соответствуют действительности;
- суд при вынесении решения по делу № А33-11257/12 отказал Администрации города Красноярска в восстановлении кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708 «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края», в связи с чем, отсутствуют основания для пересмотра кадастровой стоимости спорных земельных участков. Решение суда не содержит указание о действиях, которые ответчик обязан совершить. Согласно пункту 3 статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных актов должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Следовательно, указание па способ защиты является обязательным требованием к резолютивной части решения. Судебный акт ответчиком не оспорен и вступил в законную силу, в связи с чем ссылка на данное решение несостоятельна. Ответчик не привел ни одной правой нормы, которая бы обязывала Ответчика совершить действия по исключению из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, образованных в результате раздела;
- изложенные администрацией города Красноярска доводы (ссылка на Методические указания, на Определение Верховною суда, в котором изложена правовая позиция, относительно удельного показателя кадастровой стоимости), свидетельствуют об оспаривании действий Ответчика, выразившиеся во внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в момент их образования. Эти требования являются новыми и не подлежат рассмотрению в рамках настоящего дела.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.04.2017 по делу № А33-11257/2012, в котором участвовали те же лица, установлены следующие обстоятельства:
«В соответствии со свидетельством 24ЕИ 023281 от 06.10.2008 открытое акционерное общество «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» является собственником земельного участка площадью 2 633 520,5 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0400388:169, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для использования в производственных целях, по адресу: <...>.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708 «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края» по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169 в размере 4 501 265 909,01 руб.
ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» (заказчик) и ЗАО «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» (исполнитель) подписан договор от 11.04.2012 № 12-83062/12/45.43-2/2012, по условиям которого обязуется оказать заказчику услуги по оптимизаций кадастровой стоимости земельных участков, используемых ОАО «РУСАЛ Красноярск», в соответствии с видом разрешенного использования, расположенных в г. Красноярск, перечень которых приведен в приложении № 3 к договору. В том числе: определение рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011, подготовка отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков и обеспечение проведения экспертизы этих отчетов, в том числе повторной, в саморегулируемой организации оценщиков (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, прохождение экспертизы в соответствующих саморегулируемых организациях); отчет об определении рыночной стоимости принимается Заказчиком только при условии положительного экспертного заключения на этот отчет; подготовка необходимых документов, запросов, пояснений или требований для рассмотрения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или другими уполномоченными государственными органами с целью установления кадастровой стоимости в размере рыночной.
Согласно отчету № 12-83062/12-1 об оценке рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер 24:50:0400388:169, расположенного по адресу: <...>, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 1 066 575 803 руб.
ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» 05.06.2012 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 02.07.2012 № 18 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169, с местоположением: Россия, <...> площадью 2 633 520,5 кв.м. в размере его рыночной стоимости – 1 066 575 803 руб., установленной в отчете закрытого акционерного общества «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» № 12-83062/12-1.»
Полагая, что данное решение противоречит требованиям статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», нарушает право муниципального образования город Красноярск на получение дохода в бюджет от уплаты земельного налога ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод», так как установленная Комиссией кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169 значительно меньше кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п, администрация города Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании данного решения Комиссии (дело № А33-11257/2012).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.04.2017 по делу №А33-11257/2012 заявление администрации города Красноярска удовлетворено, решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2012 № 18 «Об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости» признано незаконным.
Поскольку согласно информации по объектам недвижимости, содержащейся на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:169 снят с кадастрового учета 12.07.2013, суд по делу № А33011257/2012 не применил в решении восстановительную меру в виде исключения установленной решением комиссии от 02.07.2012 N 18 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169 из сведений государственного кадастра недвижимости и установления кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением оценочной экспертизы.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:169 преобразован путем раздела на несколько участков, в результате раздела образовались земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1234 и 24:50:0400388:1235, которые поставлены на кадастровый учет 21.06.2013.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1234 был разделен и из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1365 и 24:50:0400388:1366, которые поставлены на кадастровый учет 21.04.2014.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1366 был разделен на два участка, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443, которые поставлены на кадастровый учет 30.11.2016.
В настоящее время на кадастровом учете состоят 4 земельных участка с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443.
Земельный участок № 24:50:0400388:169 снят с кадастрового учета 12.07.2012, земельный участок № 24:540:0400388:1234 снят с кадастрового учета 23.06.2014, согласно выписке из ЕГРН от 10.10.2017, земельный участок № 24:540:0400388:1234 снят с кадастрового учета 10.04.2017 согласно выписок из ЕГРН от 10.10.2017 и от 09.10.2017.
Согласно выписке из ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1235, площадью 53200 кв.м., кадастровая стоимость участка составляет 21 546 000 руб. Дата присвоения кадастрового номера 21.06.2013.
Согласно выписке из ЕГРН от 10.10.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1365, площадью 4486 кв.м., кадастровая стоимость участка составляет 1 816 830 руб. Дата присвоения кадастрового номера 21.04.2014.
Согласно выписке из ЕГРН от 10.10.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1442, площадью 442 кв.м., кадастровая стоимость участка составляет 179 010 руб. Дата присвоения кадастрового номера 30.11.2016.
Согласно выписке из ЕГРН от 10.10.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1443, площадью 2 575 392 кв.м., кадастровая стоимость участка составляет 1 043 033 760 руб. Дата присвоения кадастрового номера 30.11.2016.
Орган кадастрового учета определил кадастровую стоимость указанных земельных участков при постановке их на кадастровый учет с использованием УПКС исходного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:169 в размере 405 руб. кв.м. исходя из решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 02.07.2012 № 18.
Заявление Администрации города Красноярска о признании незаконным бездействия органа кадастрового учета по настоящему иску мотивировано следующим:
- решение Комиссии от 02.07.2012 № 18 оспорено в Арбитражном суде Красноярского края в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ;
- учитывая, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.04.2017 по делу №А33-11257/2012 решение Комиссии от 02.07.2012 № 18 признано незаконным и не подлежит применению в силу п. 8 ст. 201 АПК РФ, оснований для учета кадастровой стоимости в соответствии с решением Комиссии по ст. 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в российской Федерации» не имеется. Таким образом, признанный решением суда незаконным ненормативный правовой акт применению не подлежит с 03.04.2017
- следовательно, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Росреестра по Красноярскому краю не имеют правовых оснований для учета кадастровой стоимости земельных участков исходя из стоимости, установленной решением Комиссии от 02.07.2012 № 18;
- согласно п. 2.1.17 приказа Министерства экономического развития и торговли РФ №222 от 12.08.2006 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка;
- Верховный Суд РФ в определении № 89-АПГ15-1 от 02.09.2015 указал, что исходя из положений статей 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности значения удельных показателей кадастровой стоимости определяются только в рамках утверждения результатов определения государственной кадастровой стоимости по итогам государственной кадастровой оценки;
- таким образом, кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков должна быть рассчитана ФКП исходя из удельного показателя стоимости преобразуемого земельного участка, т.е. в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края № 708-п от 22.11.2011;
- таким образом, ответчик должен был изначально внести в ГКН (в настоящее время -ЕГРН) сведения о кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края № 708-п от 22.11.2011 (исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка). Соответственно, в ЕГРН на текущий момент содержатся недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442 и 24:50:0400388:1443;
- сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (ЕГРН), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей. Муниципальное образование город Красноярск является получателем земельного налога, в связи, с чем занижение налоговой базы, рассчитываемой на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков, нарушает его права.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, при этом в силу пункта 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Вопрос о подведомственности спора решается по общим правилам разграничения компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, предусмотренным положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ; далее - Закон об оценочной деятельности) к подведомственности арбитражных судов были отнесены дела, связанные с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков, в том числе путем предъявления исков об установлении кадастровой стоимости объектов в размере, равном их рыночной стоимости.
Федеральным законом от 04 июня 2014 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения: в часть 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации введен пункт 8, согласно которому дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в качестве суда первой инстанции рассматриваются Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа.
Согласно статье 16 Федерального закона от 04 июня 2014 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" указанные выше законодательные изменения вступают в силу и действуют с 06 августа 2014 года.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившим в силу с 22 июля 2014 года, также были внесены изменения в главу III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом терминология статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", определяющая "суд" как юрисдикционный орган по рассмотрению указанных выше споров, была сохранена.
Изменения, направленные на исключение дел по спорам о результатах определения кадастровой стоимости из компетенции арбитражных судов, были внесены в части 1 и 5 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности статьей 3 Федерального закона N 143-ФЗ посредством замены слов "арбитражными судами" словом "судами".
Исходя из приведенной нормы, можно сделать вывод о том, что употребляя термин "суд", законодатель подразумевает именно "суд общей юрисдикции" в качестве надлежащего судебного органа по рассмотрению данных споров. Следовательно, в силу действующей редакции статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в ее системном толковании с положениям части 1 статьи 13 этого же закона, а также пункта 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с 06 августа 2014 года судебным органом, уполномоченным на рассмотрение и разрешение споров о результатах определения кадастровой стоимости, является суд общей юрисдикции, в качестве которого выступает Верховный Суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа независимо от субъектного состава заявителей и экономического характера осуществляемой деятельности.
Поскольку норма, устанавливающая подсудность дел по спорам об определении результатов кадастровой стоимости, была введена 06.08.2014, именно с этой даты дела указанной категории исключены из сферы ведения арбитражных судов.
Соответствующие изменения действовали до 15.09.2015, то есть, до вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии.
Статьей 248 указанного Кодекса предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В связи с изменением федерального законодательства Верховным Судом Российской Федерации даны разъяснения относительно практики применения норм материального и процессуального права при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, которые изложены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15.09.2015 по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статья 24.12 Закона об оценочной деятельности, глава 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Пунктом 2 постановления Пленума от 30.06.2015 г. N 28 установлено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Пунктом 3 постановления определено, что с такими требованиями заявитель обязан обращаться в верховный суд республики, краевой, областной суд, по месту нахождения заказчика государственной кадастровой оценки, либо органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценке.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством заявлений о пересмотре кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической (кадастровой) ошибки, а также по иным требованиям, направленным на изменение кадастровой стоимости. К недостоверным сведениям относится, в том числе и наличие к ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основании признанного судом недействительным решения Комиссии по определению результатов кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что ФГБУ ФКП Росреестра при постановке на кадастровый учет четырех спорных земельных участков, образованных путем раздела исходных участков, была определена их кадастровая в порядке абзаца 1 пункта 2.1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний», согласно которого в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В рассматриваемом случае требования заявителя направлены на внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400388:1235, 24:50:0400388:1365, 24:50:0400388:1442, 24:50:0400388:1443 путем оспаривания бездействия государственного органа кадастрового учета по неисключению из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости данных участков, установленной на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае от 02.07.2012 № 18, признанного незаконным по итогам рассмотрения дела № АЗЗ-11257/2012, невнесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п и об обязании совершить указанные действия.
Кроме того, Администрация г. Красноярска приводит в заявлении доводы и том? что орган кадастрового учета изначально при постановке образованных в результате раздела участков на кадастровый учет неправильно определил их кадастровую стоимость на основании решения Комиссии, поскольку следовало определить на основании Постановления Правительства Красноярского края № 708-п от 22.11.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
Довод Администрации г. Красноярска о том, что предметом спора является правомерность бездействия органа кадастрового учета по не изменению стоимости земельных участков, а не оспаривание кадастровой стоимости, не может поставить под сомнение тот факт, что рассматриваемый спор является спором об определении кадастровой стоимости указанных участков в определенный период времени.
В связи с этим результатом совершения вышеуказанных действий (по исключению существующей кадастровой стоимости и включению кадастровой стоимости исходя из государственной кадастровой оценки) является именно изменение кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Ссылка заявителя на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года (ответ на вопрос 4), является ошибочной.
Исходя из рассмотренного в Обзоре вопроса и данного на него ответа, прямо следует, что выводы по 4 вопросу Президиума Верховного Суда Российской Федерации относятся к требованиям, связанным с применением норм земельного и градостроительного законодательства, предъявление которых связано с оспариванием отказов органа государственной власти или органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также иные требования, связанные с применением норм земельного и градостроительного законодательства, т.е требования, которые не направлены на установление рыночной стоимости объекта недвижимости или на изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте.
Заявленные в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования фактически направлены именно на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости четырех земельных участков.
Согласно части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Администрация г. Красноярска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением 22.08.2017 (по настоящему делу) и 26.10.2017 (по делу №А33-27776/2017, объединенному с настоящим делом).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Заявитель не лишен права на судебную защиту путем обращения в суд общей юрисдикции.
Таким образом, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» (часть 2 статьи 184, статья 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу прекратить.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение месяца после его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
И.В. Шишкина