ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-22392/2022 от 10.10.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о продлении срока  оставления искового заявления без движения

10 октября 2022 года

Дело № А33-22392/2022

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Медведевой О.И. при рассмотрении вопроса о принятии к производству искового заявления Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (ИНН 2466187446, ОГРН 1172468071148), г. Красноярск,

к акционерному обществу «Красноярский электровагоноремонтный завод»                        (ИНН 2460083169, ОГРН 1072460002515), г. Красноярск,

о запрете эксплуатации котельной, перераспределении нагрузки

установил:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу «Красноярский электровагоноремонтный завод» о запрете до наступления отопительного периода 2022-2023 гг. эксплуатировать котельную энергосилового цеха по адресу: г. Красноярск, ул. Профсоюзная, 39, с перераспределением нагрузки на ТЭЦ-2 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

Определением от 02.09.2022 исковое заявление оставлено без движения; истцу предложено в срок до 03.10.2022 устранить обстоятельства, послужившие основанием оставления искового заявления без движения, представив в суд:

- копию свидетельства о государственной регистрации истца в качестве юридического лица (с 11.01.2021 - вместо свидетельства о государственной регистрации представляется лист записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50007, утвержденной Приказом ФНС России от 06.11.2020 N ЕД-7-14/794@);

- Положение о Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края (в подтверждение компетенции на обращение с иском);

- Выдержки из Схемы теплоснабжения г. Красноярска (актуализированной), подтверждающие обстоятельства, изложенные в иске;

- пояснения о нормах материального права, предусматривающих избранный способ защиты, исходя из обстоятельств дела (ГК РФ, Закона об охране окружающей среды), с учетом неуказания их в иске;

- пояснения с указанием конкретных сроков и этапов осуществления переключения спорной котельной к централизованным сетям ТЭЦ-2;

- первичные документы, подтверждающие наличие технической возможности переключения спорной котельной (кроме приложенного к иску письма АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» от 06.07.2022);

- доказательства наличия у ответчика самостоятельной возможности произвести перераспределение нагрузки по спорной котельной;

- доказательства осуществления ответчиком действий, свидетельствующих о продолжении причинения вреда в связи с нарушением природоохранной деятельности и возможности возникновения нового вреда, а также носящих неустранимый характер и не влекущих противоречия общественным интересам (Постановление Пленума ВС РФ № 40 от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»);

- обоснование требования о прекращении эксплуатации спорной котельной, а не ограничения или приостановления ответчиком деятельности с ее использованием, исходя из обстоятельств дела и Постановления Пленума ВС РФ № 40 от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»);

- определиться с требованием в части перераспределения нагрузки по спорной котельной на ТЭЦ-2 либо обосновать одновременное заявление требований о запрете эксплуатации котельной и перераспределении нагрузки по ней;

- уточнение просительной части иска в указании конкретной даты запрета эксплуатации спорной котельной (с учетом наступления отопительного сезона в г. Красноярске с 18.09.2022) и сроков перераспределения нагрузки по ней на ТЭЦ-2, исходя из обстоятельств дела и имеющейся технической возможности.

03.10.2022 истцом частично устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, а также заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому в целях реализации мероприятий, предлагаемых для переключения потребителей в сроки, предусмотренные актуализированной Схемой теплоснабжения г. Красноярска на 2023 год, истец просит акционерное общество «Красноярский электровагоноремонтный завод»:

- с целью строительства ЦТП (для полного замещения котельной в 2024 году) - до 31.12.2022 обеспечить возможность размещения ЦТП (центрального топливного пункта) на территории котельной энергосилового цеха, расположенной по адресу: г. Красноярск,                   ул. Профсоюзная, 39, а также технические условия на подключение к сетям                          акционерного общества «Красноярский электровагоноремонтный завод»;

- с целью строительства парогенератора - до 31.12.2022 обеспечить возможность размещения парогенератора на территории производственной площадки акционерного общества «Красноярский электровагоноремонтный завод», расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Профсоюзная, 39, а также технические условия для подключения к сетям паропровода  акционерного общества «Красноярский электровагоноремонтный завод»;

- до 31.12.2023 - предоставить точку техприсоединения к централизованным тепловым сетям  и обеспечить доступ для переключения в точке  присоединения.

В качестве норм материального права, обосновывающих данное уточнение, помимо норм, регулирующих вопросы охраны окружающей среды, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края указывает Закон о теплоснабжении и ссылается на актуализированную Схему теплоснабжения г. Красноярска на 2023 год, утвержденную Приказом Минэнерго РФ № 841 от 22.08.2022.

Кроме того, Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края представлен в материалы дела ответ Департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска без даты и номера, где на обращение Министерства сообщается об актуализации вышеуказанной Схемы, которая размещена на сайте Администрации города.

В данном ответе также указано о мероприятиях по замещению котельной акционерного общества «Красноярский электровагоноремонтный завод», предусмотренных Схемой (книга 16, стр. 7-11), наличии Соглашений об исполнении до 2033 года Схемы теплоснабжения г. Красноярска теплоснабжающими организациями г. Красноярска, которые размещены на сайте Администрации города.

При этом Департамент городского хозяйства Администрации города Красноярска также информирует Министерство о переносе на 2024 год полного замещения котельной акционерного общества «Красноярский электровагоноремонтный завод» в соответствии со Схемой (стр. 91, книга «Утверждаемая часть»).

По результатам рассмотрения ходатайства Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края об уточнении исковых требований, исходя из всех имеющихся в материалах дела документов в их совокупности, суд приходит к выводу о невозможности принятия данного уточнения, исходя из следующего.     

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.

Согласно пункту  25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», по смыслу части 1 статьи 49 АПК РФ, не допускается одновременное изменение предмета и основания иска, являющееся, по существу, предъявлением нового требования. Соблюдение данного запрета проверяется арбитражным судом вне зависимости от наименования представленного истцом документа (например, уточненное исковое заявление, заявление об уточнении требований).

С учетом изложенных норм и позиции Верховного Суда Российской Федерации уточнение исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных требований, которые не были заявлены истцом в исковом заявлении. Такое требование может быть заявлено самостоятельно. 

Из материалов дела следует, что изначально Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось к акционерному обществу «Красноярский электровагоноремонтный завод»со следующим  требованием:

- запретить до наступления отопительного периода 2022-2023 гг. эксплуатировать котельную энергосилового цеха по адресу: г. Красноярск, ул. Профсоюзная, 39, с перераспределением нагрузки на ТЭЦ-2 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

Данное требование основывалось на факте нарушения ответчиком природоохранного законодательства при эксплуатации спорной котельной, невыполнением мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; целью иска являлось устранение в дальнейшем такого воздействия со стороны спорной котельной.

При этом в ходатайстве об уточнении иска от 30.09.2022 Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края требует обязать ответчика обеспечить возможность размещения ЦТП, парогонератора на его территории, а также предоставить точку техприсоединения к централизованным сетям, обеспечив доступ для переключения в точке присоединения, что свидетельствует о заявлении дополнительных требований, основанных на иных обстоятельствах.

Кроме того, актуализированной Схемой теплоснабжения г. Красноярска на 2023 год предусмотрены мероприятия по замещению котельной акционерного общества «Красноярский электровагоноремонтный завод», а также перенос на 2024 год полного замещения данной котельной; имеются Соглашения об исполнении до 2033 года Схемы теплоснабжающими организациями г. Красноярска, что подтверждается также ответом Департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска.

Следовательно, заявление истцом, не обладающим соответствующей компетенцией, требований о выполнении ответчиком мероприятий, фактически дублирующих предусмотренные актуализированной Схемой теплоснабжения г. Красноярска на 2023 год, противоречит действующему законодательству, регулирующему вопросы теплоснабжения, неравнозначно изначально заявленному требованию и не может служить изначальному волеизъявлению истца, направленному на устранение нарушений природоохранного законодательства.

Фактически вновь заявленные истцом требования входят в компетенцию Департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска, что подтверждается также сложившейся судебной практикой, когда Департамент выходит с исками о выполнении необходимых мероприятий по утвержденной Схеме теплоснабжения к организациям, участвующим в такой Схеме. Требование же предоставить точку техприсоединения к централизованным тепловым сетям, обеспечив доступ для переключения в точке  присоединения, вообще регулируется иными нормами права и может быть заявлено только заявителем при технологическом присоединении его объектов к сетям теплоснабжающей организации, а не Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края со ссылкой на такую возможность.

При таких обстоятельствах исковое заявление Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края рассматривается, исходя из изначально заявленного требования:

- запретить акционерному обществу «Красноярский электровагоноремонтный завод» до наступления отопительного периода 2022-2023 гг. эксплуатировать котельную энергосилового цеха по адресу: г. Красноярск, ул. Профсоюзная, 39, с перераспределением нагрузки на ТЭЦ-2 АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

При  этом суд  учитывает, что у истца  имеются другие способы защиты  нарушенного права, исходя из его компетенции, а также полномочий, прав и обязанностей ответчика и иных лиц (Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, общества с ограниченной  ответственностью «Сибирская генерирующая  компания»).

В соответствии с частью 1 статьи 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сроки, назначенные арбитражным судом, могут быть им продлены. 

Поскольку, исходя из первоначально заявленных требований, обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, истцом устранены не в полном объеме, суд считает необходимым продлить срок оставления иска без движения.

Руководствуясь статьями 118, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Продлить срок для устранения обстоятельств, послуживших основаниями для оставления искового заявленияМинистерства экологии и рационального природопользования Красноярского края без движения.

  2. Предложить истцу устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, представив в канцелярию Арбитражного суда Красноярского края, расположенную по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. Ленина, 1, до 11.11.2022, следующие документы:

- пояснения с указанием конкретных сроков и этапов осуществления переключения спорной котельной к централизованным сетям ТЭЦ-2;

- первичные документы, подтверждающие наличие технической возможности переключения спорной котельной (кроме приложенного к иску письма АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» от 06.07.2022);

- доказательства наличия у ответчика самостоятельной возможности произвести перераспределение нагрузки по спорной котельной;

- доказательства осуществления ответчиком действий, свидетельствующих о продолжении причинения вреда в связи с нарушением природоохранной деятельности и возможности возникновения нового вреда, а также носящих неустранимый характер и не влекущих противоречия общественным интересам (Постановление Пленума ВС РФ № 40 от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»);

- обоснование требования о прекращении эксплуатации спорной котельной, а не ограничения или приостановления ответчиком деятельности с ее использованием, исходя из обстоятельств дела и Постановления Пленума ВС РФ № 40 от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»);

- определиться с требованием в части перераспределения нагрузки по спорной котельной на ТЭЦ-2 либо обосновать одновременное заявление требований о запрете эксплуатации котельной и перераспределении нагрузки по ней;

- уточнение просительной части иска в указании конкретной даты запрета эксплуатации спорной котельной (с учетом наступления отопительного сезона в г. Красноярске с 18.09.2022) и сроков перераспределения нагрузки по ней на ТЭЦ-2, исходя из обстоятельств дела и имеющейся технической возможности;

- определиться с надлежащим способом защиты нарушенного права, исходя из имеющейся компетенции, обстоятельств дела и требований действующего законодательства, либо с целесообразностью заявления настоящего иска, исходя из его предмета и основания.  

3. Разъяснить истцу, что обязанность по устранению обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения, считается исполненной, если документы поступили непосредственно в арбитражный суд не позднее срока, установленного в пункте 2 настоящего определения.

Адрес для корреспонденции: 660049, г. Красноярск, ул. Ленина, 1 (факс: 8 (391) 226-59-34, https://my.arbitr.ru/). При переписке обязательно ссылаться на номер настоящего дела.

Помощниксудьи Симак Виктория Николаевна, тел. 226-58-52,

Секретарь судебного заседания Корниенко Дарья Владимировна, тел. 226-58-52.

В случае неустранения в установленный срок обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения, исковое заявление и приложенные к нему документы на основании статьи 129 АПК РФ будут возвращены истцу.

Судья

О.И. Медведева