АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении в реестр требований кредиторов
23 июня 2016 года
Дело № А33-25091-3/2015
Красноярск
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 16 июня 2016 года.
В полном объёме определение изготовлено 23 июня 2016 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Дубец Е.К., рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы (в лице МИФНС №12 по Красноярскому краю) о включении в реестр требований кредиторов
в деле по заявлению Сухорукова Игоря Станиславовича (19.08.1973 г. р., уроженец
г. Ташкента УзССР, ИНН 245600828170, СНИЛС 03367457969, г. Назарово, ул. Арбузова,
д. 129, кв. 12) о признании себя банкротом,
при участии в судебном заседании:
от Федеральной налоговой службы: Гридневой Н.В., представителя по доверенности от 03.09.2016 №135,
должника: Сухорукова И.С.,
финансового управляющего: Паршина Ю.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семикиной Ю.В.,
установил:
Сухоруков Игорь Станиславович (19.08.1973 г. р., ур. г. Ташкента УзССР, ИНН 245600828170, СНИЛС 03367457969, г. Назарово, ул. Арбузова, д. 129, кв. 12) обратился в арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом. Заявитель предлагает утвердить финансового управляющего из числа членов некоммерческого партнерство «Межрегиональная Северо-Кавказская Саморегулируемая организация Профессиональных Арбитражных управляющих «Содружество» (355000, Ставропольский край, г. Ставрополь, проспект Кулакова, д. 9 «б»).
Заявление принято к производству суда. Определением от 25.11.2015 возбуждено производство по делу о банкротстве.
Решением от 28.12.2015 Сухоруков Игорь Станиславович (19.08.1973 г. р., уроженец
г. Ташкента УзССР, ИНН 245600828170, СНИЛС 03367457969, г. Назарово, ул. Арбузова,
д. 129, кв. 12) признан банкротом, в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина до 21 июня 2016 года. Финансовым управляющим имуществом должника утвержден Паршин Юрий Олегович.
Сообщение финансового управляющего о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в газете «КоммерсантЪ» №5 от 16.01.2016.
16.03.2016 (направлено в электронном виде 15.03.2016) в Арбитражный суд Красноярского края поступило требование Федеральной налоговой службы (в лице МИФНС №12 по Красноярскому краю) о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 8 400 000 рублей.
Определением от 21.03.2016 требование Федеральной налоговой службы (в лице МИФНС №12 по Красноярскому краю) принято к производству, установлен срок для предъявления возражений относительно заявленного требования.
30.03.2016 в материалы дела от Федеральной налоговой службы поступило уточнение требования, согласно которому уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов должника требование в размере 8 350 000 рублей.
11.04.2016 в материалы дела поступил отзыв финансового управляющего имуществом должника - Паршина Юрия Олеговича – согласно которому финансовый управляющий указывает на то, что 24.07.2015 Назаровским районным судом должнику назначен штраф в размере 3 000 000 рублей. 22.09.2015 постановлением апелляционной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда приговор Назаровского городского суда от 24.07.2015 был изменен, должнику назначен штраф в размере 8 400 000 рублей. Вместе с тем, согласно информации, полученной от должника, постановлением Президиума Красноярского краевого суда от 01.03.2016 постановление апелляционной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 22.09.2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. 05.04.2016 апелляционная коллегия по уголовным делам Красноярского краевого суда оставила в силе приговор Назаровского городского суда от 24.07.2015, согласно которому должнику назначен штраф в размере 3 000 000 рублей. Также финансовый управляющий указывает, что должником была произведена частичная оплата в размере 50 000 рублей, таким образом, задолженность перед уполномоченным органом составляет 2 950 000 рублей.
Определением от 05.05.2016 требование назначено к рассмотрению в судебном заседании на 16.06.2016.
Уполномоченным органом в материалы дела представлено письменное уточнение размера заявленных требований, в соответствии с которым просит уменьшить размер заявленного требования по штрафу до 2 950 000 руб.
Представитель Федеральной налоговой службы настаивала на требовании с учетом уточнения.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнение требования принято судом, дело рассматривается с учетом уточнения.
Представитель Федеральной налоговой службы пояснила, что на момент предъявления требования судебный акт отсутствовал, был получен ранее.
Финансовый управляющий представил копию судебного акта, подтверждающего размер задолженности перед бюджетом.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Решением от 28.12.2015 Сухоруков Игорь Станиславович признан банкротом, в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина.
Пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве определено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
При этом в силу пункта 2 статьи 100 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом. Согласно пункту 2 статьи 28 Закона о банкротстве, Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети «Интернет».
Во исполнение статьи 28 Закона о банкротстве принят Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» (далее - Приказ № 178).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.3 Приказа № 178 сведения, содержащиеся в Реестре сведений о банкротстве, размещаются в сети «Интернет» по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.
Сообщение об обращении кредитора с требованием о включении в реестр требований кредиторов задолженности размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 01.04.2016 (№ 1006244).
Согласно пункту 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
Срок на предъявление возражений истек, возражения на требование кредитора на дату вынесения определения не поступили.
Согласно пункту 5 статьи 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым не поступили возражения, при наличии доказательств уведомления кредиторов о получении таких требований рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве.
На основании статьи 4 Закона о банкротстве, размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Закона о банкротстве.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (в последующей редакции) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
В пункте 22 Постановления от 22.06.2006 №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации обратил внимание судов, что уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок). При этом, в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
В силу пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25, пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В силу статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Уполномоченный орган обратился с требованием о включении в реестр требований кредиторов 2 950 000 руб. штрафа. В обоснование заявленного требования ссылается на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 05.04.2016 по делу № 22-1811/2016.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 24 июля 2015 года Назаровским городским судом должник осужден по части 6 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 000 руб.
Приговором установлено, что вменяемое преступление совершено в период с 28.12.2014 по 19.01.2015.
22 сентября 2015 года постановлением апелляционной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда приговор Назаровского городского суда от 24.07.2015 был изменен, должнику назначено наказание в виде штрафа в размере 8 400 000 руб. Размер неуплаченного штрафа составлял 8 350 000 руб.
постановлением Президиума Красноярского краевого суда от 01 марта 2016 года, рассмотревшим дело в кассационном порядке, постановление апелляционной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 22.09.2015 - отменено, материалы уголовного дела направлены в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
05 апреля 2016 года апелляционная коллегия по уголовным делам Красноярского краевого суда повторно рассмотрела дело в апелляционном порядке и оставила приговор Назаровского городского суда от 24.07.2015, согласно которому должник был осужден по части 6 статьи 290 Уголовного кодекса РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 000 руб. - без изменения.
Согласно статьям 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, в том числе для судов, рассматривающих дела о банкротстве.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Должником частично оплачен штраф на сумму 50 000 руб.
Поскольку должником не исполнено денежное обязательство перед кредитором, установленное вступившим в законную силу решением суда, доказательства погашения задолженности в материалы должником, финансовым управляющим в большем размере не представлены, суд пришел к выводу об обоснованности требования в сумме 2 950 000 руб.
Согласно разъяснениям данным в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» Судам при применении данной нормы необходимо учитывать, что в силу статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством для целей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), бюджетным законодательством Российской Федерации (в связи с предоставлением бюджетного кредита юридическому лицу, выдачей государственной или муниципальной гарантии и т.п.).
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. По смыслу этой нормы текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Вместе с тем, Закон о банкротстве устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
Исходя из положений пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве, текущими являются только обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве (после даты принятия заявления о признании должника банкротом); обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).
Статьей 2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона № 296-ФЗ существенно расширен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнес налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Квалификация требования об уплате штрафа зависит от даты совершения правонарушения.
Указанный вывод сделан Высшим Арбитражным Судом в Постановлении от 03.07.2012 № 2941/12 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Приговором установлено, что вменяемое преступление совершено в период с 28.12.2014 по 19.01.2015, дело о банкротстве возбуждено 25.11.2015, следовательно, требование уполномоченного органа не является текущим, подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает обоснованным требование Федеральной налоговой службы обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника – Сухорукова Игоря Станиславовича - в размере 2 950 000 рублей штрафа.
Руководствуясь статьями 100, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
О П Р Е Д Е Л И Л:
включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов должника – Сухорукова Игоря Станиславовича - в размере 2 950 000 рублей штрафа.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.К. Дубец