ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-39299/19 от 06.08.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о принятии к рассмотрению ходатайств ответчика и эксперта

Дело № А33-39299/2019

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовой Д.С. , рассмотрев в судебном заседании, с использованием систем веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме онлайн-заседания,

дело по иску муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Айтерика" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

-администрации города Норильска,

установил:

муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Айтерика" (далее – ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 957 961 руб. 10 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 7 477 руб. 34 коп.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 24.12.2019 возбуждено производство по делу.

Определением от 17.03.2020 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрацию города Норильска.

Определением от 23.10.2020 судебное разбирательство отложено на 17.12.2020, назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение эксперта поставлен вопрос:

- «Какова величина экономически обоснованной цены услуги (тарифа) на доступ к объектам для размещения сетей электросвязи диаметром до 17 мм, находящимся в хозяйственном ведении МУП «Коммунальные объединенные системы», согласно требованиям, установленным Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 и действующим законодательством Российской Федерации в 2019 году?». Проведение экспертизы поручено автономной некоммерческой организации по оказанию правовых и экспртных услуг «Экспертный центр», находящегося по адресу: г. Новосибирск, горский Микрорайон, д. 86, экспертам ФИО1, ФИО2.

04.12.020 от экспертной организации поступило ходатайство о продлении срока проведения экспертизы, учитывая, что материалы дела поступили в адрес эксперта 17.11.2020.

Определением от 13.07.2021 судебное разбирательство отложено на 22.09.2021, назначена повторная комиссионная судебная оценочная экспертиза. Проведение экспертизы поручить экспертам автономной некоммерческой организации «Санкт-петербургский институт независимой экспертизы и оценки», находящейся по адресу: 191036, <...>: ФИО3, имеющему высшее техническое образование (диплом ЛВМИ №527445), ученую степень кандидата технических наук (диплом № 057912), квалификацию эксперта и разрешение на проведение экспертиз (исследований). Стаж работы по специальности более 30 лет, в том числе опыт работы экспертом по электрическим сетям, электроустановкам, средствам генерации, преобразования и передачи и приемникам электроэнергии, а также руководителем подразделения организации в составе «Системного оператора ЕЭС». Квалификация подтверждается практическим опытом работы с современным оборудованием, исследовательскими работами, нормативной и патентной документацией. ФИО4, имеющей высшее образование (диплом СПб Политехнического университета № ВСГ 5721423, по специальности «Экономика и управление на предприятии энергетики»), квалификацию эксперта и разрешение на проведение экспертиз (исследований). Стаж работы по специальности более 18 лет, в том числе опыт работы экспертом в сфере энергетики: по определению экономической обоснованности расчётов расходов по статьям затрат для гарантирующих поставщиков и энергоснабжающих организаций, по определению экономически обоснованных тарифов на электроэнергию, сбытовой надбавки и расходов по статьям затрат гарантирующих поставщиков, по определению стоимости электрической энергии для конечных потребителей (с детализацией всех составляющих свободных нерегулируемых цен), по определению объема и стоимости услуг, оказанных населению, по оценке состояния и эффективности управления дебиторской задолженностью гарантирующих поставщиков. Квалификация подтверждается практическим опытом работы, исследовательскими работами, нормативной и патентной документацией.

Перед экспертами поставлен следующий вопрос:

- «Какова величина экономически обоснованной цены услуги (тарифа) на доступ к объектам для размещения сетей электросвязи диаметром до 17 мм, находящимся в хозяйственном ведении МУП «Коммунальные объединенные системы», согласно требованиям, установленным Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 и действующим законодательством Российской Федерации в 2019 году?»

03.08.2021 от ответчика поступило ходатайство о направлении в адрес экспертной организации актов совместного осмотра коллекторного хозяйства.

06.08.2021 от АНО «СИНЭО», в систему «Мой Арбитр», поступило ходатайство о продлении срока проведения экспертизы до 06.09.2021, о предоставлении дополнительной информации, а именно:

1. подтвердить (или опровергнуть) факты, отсутствующие в предоставленных материалах дела. Источниками информации по данным фактам является сайт МУП «Коммунальные объединенные системы», косвенные данные из присланных материалов арбитражного дела № А33-38528/2019:

-Установлено доминирующее положение МУП «Коммунальные объединенные системы» с объектами инфраструктуры, позволяющее данному хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. То есть, доказано, что МУП «Коммунальные объединенные системы» - является субъектом естественной монополии.

-Объектами инфраструктуры по рассматриваемому делу - являются коллекторы, доступ к которым предоставляет МУП «Коммунальные объединенные системы» с целью размещения в них линейно-кабельных сооружений связи и кабелей системы связи. Для МУП «Коммунальные объединенные системы» коллекторы - являются сопряженными объектами инфраструктуры, так как были созданы для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, но которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи.

-МУП «Коммунальные объединенные системы», как обладающий правом владельца инфраструктуры, за период бездоговорного пользования своим имуществом с 01.11.2018 по настоящее время выставляет претензию оператору связи АО "Норильск-телеком", использующим эти объекты инфраструктуры для задач электросвязи.

-МУП «Коммунальные объединенные системы» (в соответствие с данными, выложенными на сайт) реализует: регулируемые виды деятельности и коммерческие виды деятельности; деятельность, подпадающую под правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.

В соответствии с ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении": к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствие с ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об электроэнергетике", Статья 9 пункт 3: услуги по передаче электроэнергии являются регулируемым видом деятельности. Вышеперечисленные (а также иные) регулируемые виды деятельности (согласно данным ЕГРЮЛ) выполняет МУП «Коммунальные объединенные системы» используя коллекторы и получая за это оплату в соответствие с государственными утвержденными тарифами.

Согласно данным ЕГРЮЛ, полный список разрешенных регулируемых и коммерческих видов деятельности МУП «Коммунальные объединенные системы» включает: сбор и обработка сточных вод; производство электроэнергии; передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; распределение электроэнергии; торговля электроэнергией; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии): обеспечение работоспособности тепловых сетей; забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд; распределение воды для питьевых и промышленных нужд; строительство жилых и нежилых зданий; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; строительство местных линий электропередачи и связи; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха; производство прочих строительно-монтажных работ; работы столярные и плотничные; производство малярных работ; работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки деятельность трубопроводного транспорта деятельность Центрального Банка Российской Федерации (банка России); денежное посредничество прочее; аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной/ основе; управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе; инженерные изыскания в строительстве; испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ: анализ химических и биологических свойств материалов и веществ; испытания и анализ в области гигиены питания, включая ветеринарный контроль и контроль за производством продуктов питания; ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования;

МУП «КОС» для ряда видов деятельности из этого перечня использует коллекторы и получает за это оплату в соответствие с тарифами (заявленными на официальном сайте МУП «Коммунальные объединенные системы»): 1.          тарифы на регулируемые виды услуг:

1.1.Тарифы на водоотведение

1.2.Тарифы на транспортировку воды для потребителей муниципального образования г. Норильск

1.3.Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям МУП «КОС»

1.4.Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между МУП«КОС»и АО«НТЭК»

1.5.Тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям

1.6.Тарифы на технологическое присоединение к системе теплоснабжения

2.  тарифы на нерегулируемые виды услуг:

2.1.Тарифы на услуги химической лаборатории

2.2.Стоимость услуги посещения общественных туалетов

2.3.Услуги по отключению сетей потребителей, имеющих дебиторскую задолженность, и подключение потребителей к сетям после погашения дебиторской задолженности

2.4.Услуги по разработке, восстановлению документов

2.5.Предоставление доступа к инфраструктуре

2.6.Стоимость услуг на установку приборов учета (без учета стоимости материалов)

В соответствие с «Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи», в состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение своих обязанностей (именно «по доступу к инфраструктуре»), То есть, затраты МУП «Коммунальные объединенные системы» распределяются на:

-Затраты, по поддержанию и развитию инфраструктуры, выполняемые (в обязательном порядке) для долж'ного исполнения регулируемых услуг (оплачиваемых тарифами 1.1-1.6, из перечня тарифов на регулируемые виды услуг МУП «Коммунальные объединенные системы»).

-Затраты, выполняемые по поддержанию и развитию инфраструктуры, выполняемые в рамках обязательств по выполнению перечня коммерческих услуг (оплачиваемых тарифами 2.1-2.4,2.6 на нерегулируемые виды услуг МУП «Коммунальные объединенные системы»).

-Затраты, выполняемые в рамках обязательств по выполнению услуг доступа к инфраструктуре в соответствие с «правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи» (оплачиваемые тарифами 2.5 из нерегулируемых видов услуг МУП «Коммунальные объединенные системы»).

То есть, затраты, компенсируемые услугами по тарифам 1.1-1.6, 2.1-2.4,2.6 - не должны пересекаться с затратами, компенсируемые услугами по тарифам 2.5.

2. при наличии возможности предоставить дополнительную информацию, по отсутствующим данным в представленных материалах:

- В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 N 1284: Под "доступом к инфраструктуре" - понимается получение во временное пользование объектов инфраструктуры и (или) их части;

Под "пользователем инфраструктуры" - понимается лицо, заказывающее и (или) использующее доступ к инфраструктуре в целях размещения сетей электросвязи и (или) их отдельных элементов на основании возмездного договора о предоставлении доступа к инфраструктуре с владельцем инфраструктуры;

При этом, «временное пользование объектов инфраструктуры и (или) их части» (части пространства внутри коллекторов) не является арендой, так как невозможно однозначно установить объект аренды (= долю инфраструктуры, занятую кабелем связи). В перечне тарифов по « Предоставлению доступа к инфраструктуре» ( на сайте МУП «Коммунальные объединенные системы») указаны:

1.Предоставление доступа для размещения в коммуникационном коллекторе линейно-кабельных сооружений связи.

2.Предоставление доступа для размещения силовых кабелей, кабелей электросвязи, волоконно-оптическим кабелей

Таким образом, в соответствие с вышеприведенными формулировками тарифов МУП «Коммунальные объединенные системы», предполагается, что указаны именно (и только) «услуги доступа». Следовательно:

А) Просьба уточнить: какие именно услуги (выполняемые МУП «Коммунальные объединенные системы») включаются в понятие «доступ для размещения в коммуникационном коллекторе линейно-кабельных сооружений связи», «доступ для размещения кабелей электросвязи, волоконно-оптических кабелей»?

Б) Просьба уточнить: что понимается под «единицей измерения» в тарифе -
«1 п.м./месяц»?

- Поскольку, «линейно-кабельные сооружения связи» -являются точечным объектом. Это же подтверждает Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ, «О связи» :

27)сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.

28)средства связи - технические и программные средства (=эл оборудование), используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями; Следовательно, тариф оплаты (в рублях) за «1 погонный метр в месяц» - не соответствует понятию «доступу для размещения одиночного точечного объекта».

Вопрос: что в этой ситуации понимается под «единицей измерения» в тарифе - «1 п. м./месяц»?

В) Просьба уточнить: что включено в перечень услуг, выполняемых МУП «Коммунальные объединенные системы» в составе тарифа за «Предоставление доступа для размещения силовых кабелей, кабелей электросвязи, волоконно-оптическим кабеле» - «за 1 погонный метр, в месяц», в условиях, если доступ к этому «1 погонному метру» «в этот месяц» не потребуется.

Г) Просьба уточнить: что конкретно (какие именно услуги, выполняемые МУП «Коммунальные объединенные системы») понимаются под тарифом оплаты (в рублях) за «1 час» за «Предоставление информации по запросу пользователя инфраструктуры (обследование)»: час какого должностного сотрудника учитывается, какова производительность этого сотрудника по типовым операциям, по каким материалам производится обследование и с какой производительностью (дифференцированно по материалам в электронном виде, в бумажном виде, в натурном осмотре) производятся, и прочие уточняю щие параметры, необходимые для придания объективности субъективному тарифу «за 1 час»,

II. В материалах, присланных на экспертизу отсутствует распределение затрат МУП «Коммунальные объединенные системы» по статьям услуг (тарифы 1.1 - 2.6). Поэтому для ответа экспертов на поставленные вопросы, требуются затраты именно по услуге «Предоставление доступа к инфраструктуре» по рассматриваемым периодам с 2018 года по настоящее время. А поскольку тариф МУП «Коммунальные объединенные системы» - указан на месяц, следовательно затраты - указать в месяц, либо в год , но с указанием сроков их выполнения.

При этом, стандартной проблемой при подтверждении этой статьи расходов являются -заявленные исполнителем услуг затраты, но без подтверждения соответствия затрат именно по этой статье. Поэтому, для возможности подтверждения статьи расходов по услуге «Предоставление доступа к инфраструктуре» необходимо обоснование исполнителя затрат именно (и только) по этой позиции расходов, либо точная формулировка с указанием места, времени, конкретного назначения затрат, из которых бы явно следовала принадлежность затрат рассматриваемой статьи расходов.

III. В соответствие с разъяснениями ФАС России от 12 октября 2020 по применению «Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных ПП РФ от 29.11.2014 № 1284, с учетом сложившейся практики»: Владелец инфраструктуры (=МУП «Коммунальные объединенные системы») на своем официальном сайте должен раскрывать порядок формирования тарифов и (или) в СМИ, включая методические рекомендации, устанавливающие порядок формирования тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре, то есть последовательность действий или процедур по установлению тарифов, включая состав затрат, учитываемых при формировании тарифа.

На сайте МУП «Коммунальные объединенные системы» присутствуют Приказы КОС/124-п, КОС/115-п, КОС/75-п, КОС/72-п, КОС/51-п, пояснения МУП КОС «по доступу к инфраструктуре». Однако, полной информации по разработке «тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре» - не предоставлено.

Просьба предоставить (в соответствии с разъяснениями ФАС России по применению «Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре»): методические рекомендации, устанавливающие порядок формирования тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре, последовательность действий или процедур по установлению тарифов, включая состав затрат, учитываемых при формировании тарифа.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым назначить судебное заседание по рассмотрению ходатайств и получения от лиц, участвующих в деле, дополнительной информации, а также мнения по заявленным ходатайствам.

При этом, учитывая отпуск судьи, график назначенных дел, то, что судебное заседание по делу назначено на 22.09.2021, суд полагает возможным рассмотреть указанные ходатайства 22.09.2021 в 13 час. 30 мин.по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 1, зал№ 326.

Руководствуясь статьями 184, 185 АПК РФ, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Принять ходатайства ООО «Айтерика» и АНО «СИНЭО» к рассмотрению.

1.1. Рассмотреть ходатайства ООО «Айтерика» и АНО «СИНЭО» в судебном заседании 22.09.2021 в 13 час. 30 мин.по адресу: <...>, зал№ 326.

2. Лицам, участвующим в деле, ознакомиться с ходатайством экспертной организации, поступившим 06.08.2021, в систему «Мой Арбитр».

Разъяснить сторонам, чтоАрбитражный суд Красноярского края подключился к системе онлайн ознакомления с материалами дела в электронном виде. Для ознакомления с делом в электронном виде лицо, участвующее в деле, должно подать соответствующее ходатайство через сервис «Мой арбитр» Картотеки арбитражных дел. Пошаговая инструкция размещена на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края. После согласования ознакомления судьей лицу, подавшему ходатайство, будет предоставлен доступ на 24 часа с даты согласования ходатайства судьей. Пользователю системой будет направлено уведомление об успешном согласовании, содержащее в себе код доступа к материалам дела в электронном виде. Ознакомление будет осуществляться только с материалами дела в электронном виде. Документы, поступившие через отделения почтовой связи или нарочно, могут стать доступными для ознакомления только при условии их сканирования судом (при наличии технической возможности). С учетом данного обстоятельства при подаче ходатайства об ознакомлении с материалами дела, поступившими не в электронном виде, необходимо указать, с какими именно документами необходимо ознакомление

2.1. Истцу предоставить мнение по ходатайству ответчика.

2.2. Истцу и ответчику предоставить письменные мнения по ходатайству АНО «СИНЭО» о продлении срока проведения экспертизы.

2.2. Истцу и ответчику предоставить письменные мнения по ходатайству АНО «СИНЭО» о предоставлении дополнительной информации, предоставить документы, указанные в ходатайстве.

3. Адрес для корреспонденции: 660049, <...> (факс: <***>, https://my.arbitr.ru). При переписке ссылаться на номер дела.

Помощник судьи Шкреба Ксения Викторовна, тел. <***>.

Секретарь судебного заседания Филимоничев Егор Валериевич, тел. <***>.

4. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что:

vнастоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и направляется лицам, участвующим в деле, другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - , по адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (http://kad.arbitr.ru)). По ходатайству указанных лиц копия определения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку;

vлица, участвующие в деле, другие заинтересованные лица после извещения надлежащим образом о начавшемся процессе самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и средств связи, а также несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела (часть 6 статьи 121 АПК РФ);

vобстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ);

vлица, участвующие в деле, вправе до вынесения судебного акта по существу спора обратиться за содействием к суду или посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, в целях урегулирования спора или использовать другие примирительные процедуры.

В случае заключения сторонами мирового соглашения суду необходимо представить все тексты мирового соглашения, заключенные в соответствии со статьями 139-140 АПК РФ, в случае неявки сторон в судебное заседание - письменное ходатайство об утверждении мирового соглашения в их отсутствие. При утверждении мирового соглашения до принятия судебного акта по существу спора 70 % государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче иска, возвращается ему из федерального бюджета, оставшаяся часть – распределяется сторонами в мировом соглашении

Судья

Д.С. Куликова