ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-4044/09 от 10.08.2011 АС Красноярского края

1165/2011-116933(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отсрочке исполнения судебного акта

10 августа 2011 года

Дело № А33-4044/2009

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Рудовой Л.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Федерального государственного учреждения «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства»

об отсрочке исполнения судебного акта

в деле по иску общества с ограниченной ответственностью «Краснефтедор», г.Красноярск

к государственному учреждению «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства», г.Красноярск,

о взыскании неосновательного обогащения,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество «Красавтодорстрой», г.Красноярск,

в присутствии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности №194/-Д-2011 от 03.08.2011, по паспорту, ФИО2, представителя по доверенности №195/-Д-2011 от 03.08.2011, по паспорту,

от взыскателя (ООО «Краснефтедор»): ФИО3, представителя по доверенности от 29.04.2011, по паспорту,

от ООО «Красстрой»: ФИО4, представителя по доверенности от 02.08.2011, по удостоверению адвоката,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Живовой К.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Краснефтедор» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Государственному учреждению «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» о взыскании 60 729 583 руб. неосновательного обогащения.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 13.04.2009 возбуждено производство по делу.

Истец в предварительном судебном заседании уточнил наименование ответчика и просил считать ответчиком: Государственное учреждение «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства».

Определением от 05.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Красавтодорстрой».

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 июля 2009 года иск удовлетворен полностью.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2010 года решение суда первой инстанции отменено, принят отказ ООО «Краснефтедор» от иска в


части взыскания 13 948 364 рублей за выполненные работы. Производство по делу в указанной части прекращено. Взыскано с ФГУ «Байкалуправтодор» в пользу ООО «Краснефтедор» 13 984 796 рублей 95 копеек неосновательного обогащения, 22 258 рублей 29 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 июля 2009 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2010 года по делу №А33-4044/2009 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Определением от 13.04.2010 назначено предварительное судебное заседание после отмены судебного акта вышестоящей инстанцией.

Решением от 07.07.2010, иск удовлетворен. Взыскано с Федерального государственного учреждения «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства в пользу общества с ограниченной ответственностью «Краснефтедор» 60 729 583 руб. неосновательного обогащения и 100 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 решение от 07.07.2010 оставлено без изменения.

На принудительное исполнение решения выдан исполнительный лист №001736024.

Определением от 27.04.2011 государственному учреждению «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства предоставлена отсрочка исполнения решения от 07.07.2010 по делу №А33-4044/2009 сроком до 01.07.2011.

09.06.2011 Федеральное государственное учреждение «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2010 года по делу № А33-4044/2009 до 01 ноября 2011 года.

Определением от 15.06.2011 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению заявления на 04.08.2011.

Судебный пристав-исполнитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассматривается в его отсутсвие.

В судебном заседании к участию в рассмотрении заявления привлечено общество с ограниченной ответственностью «Красстрой» в качестве заинтересованного лица, поскольку им в рамках дела №А33-4044/2009 подано заявление о процессуальном правопреемстве и замене взыскателя ООО «Краснефтедор» на правопреемника ООО «Красстрой».

Должник указал на изменение типа учреждения на казенное, ходатайствовал об уточнении наименования должника - Федеральное казенное учреждение «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства».

Применительно к статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято уточнение наименования должника - Федеральное казенное учреждение «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства».

Должник в судебном заседании заявил об уточнении заявления, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда по делу до 01.12.2011.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение принято судом.

Заявитель заявленные требования поддержал, пояснил, что финансирование происходит за счет средств федерального бюджета. Запрошенные у главного распорядителя денежные


средства не поступили. В связи с длительностью процедуры внесения изменений в бюджетную роспись, выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств на оплату исполнительного листа будут доведены не ранее 24 ноября 2011 года. Возможность оплатить задолженность у заявителя отсутствует.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Краснефтедор» пояснил, что неисполнение главным распорядителем и Министерством финансов в установленные сроки обязательства по выделению дополнительных лимитов не могут расцениваться как обстоятельства затрудняющие исполнение судебного акта.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Красстрой» поддержал позицию общества с ограниченной ответственностью «Краснефтедор».

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей взыскателя, должника, заинтересованного лица, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации провозглашено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

При этом в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом. Из системного анализа указанных норм права следует, что необходимым условием для предоставления отсрочки исполнения решения суда является наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. К числу указанных обстоятельств могут быть отнесены, в частности, отсутствие имущества в натуре, обстоятельства чрезвычайного характера, отсутствие денежных средств на открытых счетах и т.п.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О также указывается, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, - предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обосновывая необходимость предоставления отсрочки исполнения судебного акта, Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» указывает на то, что Главный распорядитель средств федерального бюджета (Федеральное дорожное агентство) обращалось к Минфину России с заявлением о внесении изменений в бюджетную роспись и


выделению соответствующих лимитов. На данное обращение получен ответ, из которого следует, что увеличение бюджетных ассигнований для оплаты исполнительного листа может быть рассмотрено при подготовке очередных изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Порядок составления, ведения и внесения изменений в сводную бюджетную роспись установлен Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 17.12.2008 №143Н, согласно которому изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляется в течение 38 рабочих дней. Выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств на оплату исполнительного листа после внесенных изменений будут доведены не ранее 24 ноября 2011 года.

При указанных обстоятельствах, заявитель просит отсрочить исполнение решения суда по делу до 01 декабря 2011 года.

Судом установлено, что определением от 27.04.2011 государственному учреждению «Федеральное Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства предоставлена отсрочка исполнения решения от 07.07.2010 по делу №А33- 4044/2009 сроком до 01.07.2011.

В связи с тем, что по истечении указанного срока исполнительный документ должником исполнен не был, уведомлением от 01.07.2011 Управление федерального казначейства по Красноярскому краю сообщило должнику и главному распорядителю средств федерального бюджета – Федеральному дорожному агентству о приостановлении операций по расходованию средств.

Во исполнение норм статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации 23.06.2011 письмом №01-24/8323 Главный распорядитель средств федерального бюджета - Федеральное дорожное агентство обращалось к Министерству финансов Российской Федерации с просьбой о внесении изменений в бюджетную роспись и выделению лимитов по результатам 9 месяцев 2011 года для погашения долга по исполнительному листу АС №001736024.

Из содержания писем от 29.06.2011 №19-02-04/07-79 Министерства финансов России адресованного Федеральному дорожному агентству и от 01.07.2011 №01-08/8924 Федерального дорожного агентства, адресованного должнику следует, что увеличение ассигнований на осуществление расходов федерального бюджета по целевой статье расходов 3150101 «Содержание учреждений, осуществляющих управление федеральными автомобильными дорогами» виду расходов 001 «Выполнение функций бюджетными учреждениями», статье 290 «Прочие расходы» для оплаты исполнительного документа требует внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый 2012 и 2013 годы». Федеральное дорожное агентство по итогам исполнения федерального бюджета за 9 месяцев текущего года обратится в Министерство финансов России для включения в проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый 2012 и 2013 годы».

Таким образом, внесение изменений в бюджетную роспись возможно после 01 октября 2011 года.

Порядок составления, ведения и внесения изменений в сводную бюджетную роспись установлен Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 17.12.2008 №143Н «Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)» (далее- Приказ №143Н).

В соответствии с пунктом 9 раздела IV Приказа №143Н ведение сводной росписи и изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляет Министерство финансов Российской Федерации посредством внесения изменений в показатели сводной росписи и лимиты бюджетных обязательств. Изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств утверждается Министром финансов Российской Федерации.


Изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в следующем порядке:

п.11. внесение изменений в сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств в ходе исполнения федерального бюджета по иным основаниям, установленным статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом, осуществляется на основании предложений главных распорядителей (главных администраторов источников).

Главные распорядители (главные администраторы источников) представляют предложения об изменении сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств в следующем порядке:

п.11.1. Главные распорядители (главные администраторы источников) представляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения об изменении сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств с указанием положений бюджетного законодательства Российской Федерации, на основании которых вносятся изменения, с обоснованием предлагаемых изменений и приложением Справок (ф. 0501055).

пп.4 п. 11.1.5. Оформление Справок (ф. 0501055) осуществляется главным распорядителем (главным администратором источников) с присвоением следующих кодов вида изменений: 050 - изменения, вносимые в связи с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета.

11.1.7. Справки (ф. 0501055) регистрируются в Федеральном казначействе в следующем порядке:

11.1.7.1.Министерство финансов Российской Федерации в течение двух рабочих дней со дня представления главными распорядителями (главными администраторами источников) предложений об изменении сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с пунктом 11.1 направляет в Федеральное казначейство Справки (ф. 0501055).

11.1.7.2. Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня поступления из Министерства финансов Российской Федерации проверяет Справки (ф. 0501055).

11.1.10. Министерство финансов Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения от главного распорядителя (главного администратора источников) полного пакета документов, предусмотренного Порядком, на внесение изменений в сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) осуществляет контроль соответствия вносимых изменений бюджетному законодательств) Российской Федерации, показателям сводной росписи, лимитам бюджетных обязательств и принимает решение об их утверждении или отклонении.

11.2. Министерство финансов Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня утверждения изменений сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств направляет главному распорядителю (главному администратору источников) копии Справок (ф. 0501055); в Федеральное казначейство копию Решения об изменении сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и на плановый период (ф. 0501066) на бумажном и электронном носителях (в согласованных форматах файлов).

11.3. Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня поступления из Министерства финансов Российской Федерации решения, указанного в абзаце третьем пункта 11.2 настоящего Порядка, доводит до главного распорядителя (главного администратора источников) показатели по бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств.

11.4. Главный распорядитель в недельный срок со дня получения от Министерства финансов Российской Федерации копий справок, указанных в абзаце втором пункта 11.2 настоящего Порядка, сообщает с направлением копий Справок (ф. 0501055): Министерству экономического развития Российской Федерации об утвержденных изменениях сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств по


расходам, предусмотренным на реализацию мероприятий федеральных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций, не включенных в федеральные целевые программы; заказчику – координатору федеральной целевой программы об утвержденных изменениях сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств по расходам, предусмотренным по федеральной целевой программе.

11.7. Изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств осуществляется до 25 декабря текущего финансового года, за исключением Справок (ф. 0501055), подготовленных в соответствии с вновь принятыми нормативными правовыми актами Российской Федерации и в связи с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета.

Таким образом, в соответствии с Приказом №143Н, изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляется в течение 38 рабочих дней.

С учетом установленных Приказом №143Н сроков, выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств на оплату исполнительного листа после внесенных изменений в бюджетную роспись будут доведены не ранее 24 ноября 2011 года.

Из пояснений заявителя и материалов дела следует, что возможность получения доходов от иной деятельности, приносящей доход, у должника отсутствует.

Суд также принимает во внимание тот факт, что отказ должнику в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта может привести к приостановлению операций по расчетному счету должника, невозможности оплаты работ, выполненных подрядчиками по государственным контрактам, прекращению подрядчиками выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, имеющих федеральное значение.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что заявленное должником требование об отсрочке исполнения решения суда до 01 декабря 2011 года обосновано и подлежит удовлетворению.

Ссылка взыскателя на то, что неисполнение главным распорядителем и Министерством финансов в установленные сроки обязательств по выделению дополнительных лимитов не могут расцениваться как обстоятельства затрудняющие исполнение судебного акта судом не принимается, поскольку без выделения дополнительных лимитов и внесения изменений в бюджетную роспись, осуществить исполнение судебного акта должником не представляется возможным.

Руководствуясь статьями 324, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» удовлетворить.

Предоставить Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» отсрочку исполнения решения арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2010 по делу №А33-4044/2009 до 1 декабря 2011 года.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение месяца после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее определение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Рудова Л.А.



2 А33-4044/2009

3 А33-4044/2009

4 А33-4044/2009

5 А33-4044/2009

6 А33-4044/2009