ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-412/11 от 17.05.2011 АС Красноярского края

38/2011-66202(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

17 мая 2011 года

Дело № А33-412/2011

Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена 17 мая 2011 года.

В полном объеме определение изготовлено 17 мая 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный Холдинг Восток» к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – сельскохозяйственный потребительский кооператив «Ника», Министерство финансов Красноярского края, администрация Манского района Красноярского края, открытое акционерное общество «Россельхозбанк», об оспаривании решения Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края об отказе в предоставлении субсидии, оформленного письмом от 18 октября 2010 года № 23-27/4378, с участием в судебном заседании представителя заявителя С.Л.Лукань на основании доверенности от 11 января 2011 года, представителей ответчика ФИО1 на основании доверенности от 1 апреля 2011 года (до перерыва), ФИО2 на основании доверенности от 15 декабря 2010 года (до перерыва), представителей третьих лиц (до перерыва) ФИО3 (СПК «Ника») на основании доверенности от 22 февраля 2011 года, ФИО4 (администрация Манского района Красноярского края) на основании доверенности от 2010 года 1 февраля 2011 года, протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания М.А.Циммерман, в судебном заседании объявлялся перерыв с 12 мая 2011 года по 16 мая 2011 года, с 16 мая 2011 года по 17 мая 2011 года,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный Холдинг Восток» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края об оспаривании решения Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края об отказе в предоставлении субсидии, оформленного письмом от 18 октября 2010 года № 23-27/4378.

Заявление принято к производству суда. Определением от 19 января 2011 года возбуждено производство по делу.

Руководствуясь статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд привлек к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора - сельскохозяйственный потребительский кооператив «Ника», Министерство финансов Красноярского края, администрация Манского района Красноярского края, открытое акционерное общество «Россельхозбанк».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону, нарушает его право на получение субсидии.

Ответчик требования не признал, представил отзыв, полагает, что поскольку необходимые документы заявителем не представлены, то ему правомерно отказано в предоставлении субсидии.


Третье лицо – СПК «Ника» представило отзыв, поддерживает позицию заявителя.

Третье лицо – администрация Манского района Красноярского края представило отзыв, поддерживает позицию заявителя.

Прочие третьи лица извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своего отношения к заявленным требованиям не выразили.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный Холдинг Восток» в соответствии с уставом вправе осуществлять следующие виды деятельности: полеводство, растениеводство, животноводство, производство комбикормов, производство и переработка сельхозпродукции, является субъектом государственной поддержки производства и реализации продукции свиноводства, мяса свиней и мясопродуктов в 2009 и 2010 году, согласно акта проверки Счетной палаты Красноярского края от 23 ноября 2010 года.

Между открытым акционерным обществом «Россельхозбанк» и заявителем заключены долгосрочные кредитные договоры на цели, связанные с уставной деятельностью заявителя (копии имеются в деле). Между заявителем и СПК «Ника» существуют взаиморасчеты, связанные с поставкой продукции и исполнением кредитных договоров.

Предоставление субсидий субъектам агропромышленного комплекса Красноярского края осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (далее Министерство), документы для предоставления субсидии представляются ежемесячно для проверки получателем субсидий в орган местного самоуправления – администрацию Манского района Красноярского края, в соответствии с Порядком предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, организациям агропромышленного комплекса, индивидуальным предпринимателям, производящим и реализующим пищевые продукты, на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 10 лет, в том числе перечень, формы предоставления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий, далее «Порядок», утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2009 N 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае на 2010 - 2012 годы".

Управление сельского хозяйства администрации Манского района Красноярского края обратилось к заявителю с письмом от 27 августа 2010 года № 120, которым сообщает заявителю о том, что Министерство сельского хозяйства «в связи с невыполнением определенных условий прописанных законом связанных с обслуживанием полученного кредита» отказало в выплате субсидий.

Заявитель обратился к Министру сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края с письмом от 25 августа 2010 года № 179, которым сообщает о том, что управление сельского хозяйства администрации Манского района Красноярского края отказало ему в направлении документов в Министерство сельского хозяйства, указывает основания и просит «оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации».

Глава Манского района Красноярского края обратился к Министру сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края с письмом от 7 октября 2010 года № 1474, которым просит «разобраться в сложившейся ситуации возникшей по выплате субсидий ООО «Агропромышленному холдингу Восток» по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам», которое содержит ссылку на приложения: «Обоснование на предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентам по кредитам полученных в российских кредитных организациях», «пакет документов для начисления субсидии на покрытие части затрат при уплате процентов по кредитам помесячно за 2010 год» без указания количества страниц или документов.


Согласно пояснений данных в судебном заседании представителем Министерства Министру сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края к письму от 7 октября 2010 года № 1474 прилагались следующие документы:

- уведомление о субсидии от главы Манского района на 1 листе (копия);

- обоснование на 1 листе (копия);

- реестр на 1 листе (копия).

Главе Манского района в ответ на № 1474 от 7 октября 2010 года Министерством направлено письмо от 26 октября 2010 года № 16-27/4510, согласно которому обращение заявителя «по вопросу предоставления субсидии на возмещение части затрат рассмотрено, ответ направлен генеральному директору ФИО5 письмом от 18 октября 2010 года № 23-27/4378.

Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края направлено в адрес заявителя письмо от 18 октября 2010 года № 23-27/4378 «О предоставлении субсидии», на № 436 от 20 октября 2010 года. Сведений о наличии письма № 436 от 20 октября 2010 года лицами, участвующими в деле суду не представлено.

Согласно тексту письма от 18 октября 2010 года № 23-27/4378 «О предоставлении субсидии», министерством рассмотрено обращение заявителя по вопросу предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, письмо содержит ссылки на действующее законодательство и судебную практику и вывод о том, что «представленные платежные поручения не подтверждают факт несения затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам», «… основное условие предоставления средств государственной поддержки в форме субсидий на возмещение части затрат … не соблюдено, что является основанием для отказа в предоставлении средств государственной поддержки».

Заявитель, полагая, что письмом от 18 октября 2010 года № 23-27/4378 «О предоставлении субсидии» ему отказано в предоставлении государственной поддержки обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что производство по делу подлежит прекращению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (здесь и далее указанный Кодекс в редакции, действующей во время обращения общества в арбитражный суд) арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.


Из положений приведенных процессуальных норм, а также норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что под ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Закон Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" устанавливает основные направления государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса края в целях эффективного и устойчивого развития производства, переработки сельскохозяйственной продукции, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также в целях содействия развитию производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, обеспечения устойчивого развития сельских территорий, повышения уровня жизни сельского населения.

В соответствии с пунктом а) статьи 2 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17- 4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края", к субъектам агропромышленного комплекса края относятся организации агропромышленного комплекса - зарегистрированные на территории края организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции, и (или) производящие пищевые продукты и реализующие эти продукты, и (или) оказывающие услуги в области растениеводства, животноводства, кроме ветеринарных услуг, и (или) осуществляющие хранение и складирование зерна, и одновременно осуществляющие деятельность по производству пищевых продуктов, при условии, что в доходе этих организаций от реализации товаров (работ, услуг) доля от реализации сельскохозяйственной продукции, услуг в области растениеводства и животноводства, услуг по хранению, складированию, подработке зерна и от реализации пищевых продуктов составляет не менее чем семьдесят процентов за год, предшествующий году обращения за государственной поддержкой.

Согласно пункту 3.1 постановления Правительства Красноярского края от 03.12.2008 N 211-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ", Программа утверждается постановлением Правительства Красноярского края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2009 N 595-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и


регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Красноярском крае на 2010 - 2012 годы" утвержден (приложение №4 к разделу 3 программы «Механизмы реализации программы») Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, организациям агропромышленного комплекса, индивидуальным предпринимателям, производящим и реализующим пищевые продукты, на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 10 лет, в том числе перечень, формы предоставления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий, далее «Порядок».

В соответствии с подпунктом а) пункта 8 Порядка, ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена оплата основного долга и начисленных процентов в соответствии с графиком по заключенному кредитному договору и (или) кредитному договору на рефинансирование, получатель субсидий представляет в Орган местного самоуправления следующие документы:

для предоставления субсидий:

информацию для расчета субсидий по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;

информацию для расчета субсидий по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (для получателей субсидий, получивших инвестиционный кредит в иностранной валюте);

копии документов, подтверждающих погашение основного долга и оплату начисленных процентов в соответствии с графиком по заключенному кредитному договору, заверенные Кредитной организацией.

Согласно пунктам 10, 11 Порядка, орган местного самоуправления осуществляет проверку документов, предусмотренных в пункте 8 настоящего Порядка, и не позднее 10 числа месяца, в котором были представлены получателем субсидий указанные документы, направляет их в Министерство сельского хозяйства.

Министерство сельского хозяйства на основании поступивших документов не позднее 15 числа месяца, в котором поступили документы, предусмотренные в пункте 8 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении субсидий и (или) субсидий на рефинансирование и направляет в Министерство финансов Красноярского края сводную справку-расчет субсидий и сводную справку-расчет субсидий на рефинансирование по формам согласно приложениям N 7 и N 8 к настоящему Порядку.

В соответствии с пунктом 14 Порядка, в случае установления факта несоблюдения условий, установленных при предоставлении субсидий и (или) субсидий на рефинансирование, а также в случае установления факта представления получателями субсидий недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных ими для получения субсидий и (или) субсидий на рефинансирование, Министерство сельского хозяйства направляет получателям субсидий письменное уведомление о возврате в 10- дневный срок перечисленных сумм субсидий и (или) субсидий на рефинансирование в доход краевого бюджета за период с момента допущения нарушения или представления недостоверных сведений.

Из содержания текста Порядка следует, что существует определенная последовательность действия получателя субсидий, органа местного самоуправления и Министерства, которая должна быть соблюдена указанными лицами для возникновения у Министерства обязанности принять решение о предоставлении субсидий. Так, получатель субсидий обязан представить определенные пунктом 8 Порядка документы органу местного самоуправления, который обязан осуществить их проверку и направить в Министерство, которое принимает решение о предоставлении субсидий при соблюдении требований Порядка.


Изучив представленные лицами, участвующими в деле, письменные доказательства в совокупности суд пришел к выводу о том, что оспариваемое письмо от 18 октября 2010 года № 23-27/4378 «О предоставлении субсидии» направлено в ответ на письмо от 25 августа 2010 года № 179, которым заявитель сообщает Министерству о том, что управление сельского хозяйства администрации Манского района Красноярского края отказало ему в направлении документов в Министерство сельского хозяйства, указывает основания и просит «оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации».

То есть, письмо от 25 августа 2010 года № 179 не содержит требования адресованного Министерству предоставить субсидию и не может рассматриваться в качестве основания для возникновения у Министерства соответствующей обязанности.

Заявитель представил суду в качестве доказательств наличия оснований для получения субсидий копии документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка (имеются в деле). Однако, доказательств представления указанных документов заявителем органу местного самоуправления в установленный срок суду не представлено. Также лицами, участвующими в деле, не представлены суду доказательства направления указанных документов органом местного самоуправления Министерству. При этом, Министерство не признает факт получения указанных документов, указывая на получение от администрации Манского района лишь части документов, в качестве приложения к письму от 7 октября 2010 года № 1474.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заявителем не доказан факт исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 8 Порядка.

Следовательно, обращение заявителя к Министерству с письмом от 25 августа 2010 года № 179, а также Главы Манского района Красноярского края к Министерству с письмом от 7 октября 2010 года № 1474 не влечет возникновения у Министерства обязанности принять решение о предоставлении заявителю субсидии или отказать в принятии такого решения.

Соответственно, оспариваемое письмо не является основанием для отказа заявителю в предоставлении субсидии, поскольку процедура, предусмотренная Порядком, лицами участвующими в деле (получателем субсидии, органом местного самоуправления, Министерством) не соблюдена, в частности заявителем не представлено достаточных и необходимых доказательств исполнения своих обязательств, предусмотренных пунктом 8 Порядка. То есть, письмо от 18 октября 2010 года № 23-27/4378 «О предоставлении субсидии» является частью переписки между указанными лицами, и не влечет возникновения у заявителя каких-либо прав и обязательств, а равно не лишает заявителя на право получения субсидии при соблюдении требований, предусмотренных Порядком.

Следовательно, оспариваемое письмо Министерства не является тем ненормативным правовым актом, законность которого может быть проверена в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.40 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Следовательно, уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

ОПРЕДЕЛИЛ:


Прекратить производство по делу.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленный Холдинг Восток» 2000 рублей государственной пошлины.

Разъяснить, что жалоба на определение арбитражного суда первой инстанции может быть подана в Третий арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения.

Судья

Фролов Н.Н.



2 А33-412/2011

3 А33-412/2011

4 А33-412/2011

5 А33-412/2011

6 А33-412/2011

7 А33-412/2011