ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-5553/18 от 28.01.2020 АС Красноярского края

1443/2020-26004(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам

Красноярск

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 28 января 2020 года.  В окончательной форме определение изготовлено 03 февраля 2020 года. 

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петракевич Л.О., рассмотрев в  судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «Сибиряк» о пересмотре судебного акта по новым  обстоятельствам 

в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая  компания «Сибиряк» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата  регистрации – 20.03.2013) 

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска  (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск, дата регистрации – 26.12.2004) 

о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения № 5429 от 16.10.2017, 

в присутствии в судебном заседании (до перерыва):

от заявителя: ФИО1, директора на основании протокола внеочередного общего  собрания от 23.03.2018, ФИО2 – исполнительного директора, 

от ответчика: ФИО3, действующей на основании доверенности № 2.4/1 от  09.01.2020, ФИО4, действующего на основании доверенности № 24/6 от  27.01.2020, ФИО5 действующего на основании доверенности от 27.01.2020   № 24/7,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Головастиковой,

установил: 

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сибиряк» 

(далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к 


Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее  – ответчик) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения № 5429 от 16.10.2017. 

Решением от 18.05.2018 в удовлетворении заявленных требований общества отказано. 

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 решение  суда первой инстанции оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения. 

Определением суда от 13 декабря 2019 года судебное заседание по ходатайству  заявителя отложено на 28 января 2020 года. 

В судебном заседании 28 января 2020 года представители заявителя поддержали  заявление о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам, сославшись на пункт 3  части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

По мнению заявителя, Определение Конституционного суда Российской Федерации от  02.07.2019 № 1832-О является новым обстоятельством, поскольку в нем выявлен иной  конституционно-правовой смысл нормы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381  Налогового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями СНиП 23-02- 2003. 

Налоговый орган возразил против удовлетворения заявления о пересмотре судебного  акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам по следующим основаниям: 

- определение Конституционного суда Российской Федерации от 02.07.2019 № 1832- О, вынесенное по жалобе ООО «Кит Екатеринбург» не является в смысле статьи 311  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новым либо вновь  открывшимся обстоятельством, так как указанным определением не дано иное  конституционно-правовое истолкование положений пункта 21 статьи 381 Налогового  кодекса Российской Федерации; 


- составление технического отчета было невозможно в период действия СНиП 23-02- 2003 до 01.07.2013, так как объект введен в эксплуатацию в октябре 2013 года. Отчет 2013  года существовал на момент принятия решения суда первой инстанции по делу № А33- 5553/2018 в мае 2018 года и заявитель основывал свои доводы, в том числе на данном  отчете; 

- применение СНиП 23-02-2003 при составлении технического отчета в 2013 году не  опровергает факта несоответствия энергетического паспорта требованиям, установленным  статьей 15 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ и Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 № 182; 

- решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.05.2018 по делу № А33- 5553/2018 вступило в законную силу 24.07.2018, исполнено налогоплательщиком  23.08.2018 до принятия Определения Конституционного суда Российской Федерации   № 1832-О от 02.07.2019; 

- отмена решения по указанному делу и принятие нового судебного акта об  удовлетворении требований налогоплательщика повлечет за собой возврат средств из  бюджета Красноярского края, что существенным образом отразиться на краевой казне и,  следовательно, в понимании Конституционного суда Российской Федерации решение  Арбитражного суда Красноярского края является исполненным. 

Исследовав и оценив доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим  выводам. 

В соответствии со статьей 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд может пересмотреть принятый им и  вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся  обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 АПК РФ

Согласно пункту 2 части 1 статьи 311 АПК РФ основанием пересмотра судебных  актов по правилам главы 37 АПК РФ являются новые обстоятельства - указанные в части  3 настоящей статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие  существенное значение для правильного разрешения дела. 

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 311 АПК РФ к новым обстоятельствам  относится признание Конституционным Судом Российской Федерации не  соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного  арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому  заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации. 

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сибиряк»,  обращаясь с заявлением о пересмотре итогового судебного акта по настоящему делу,  Определение Конституционного суда Российской Федерации от 02.07.2019 № 1832-О 


считает новым обстоятельством, поскольку в нем, по мнению налогоплательщика,  выявлен иной конституционно-правовой смысл нормы, предусмотренной пунктом 21  статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями  СНиП 23-02-2003. 

Как следует, из Определения Конституционного суда Российской Федерации от  02.07.2019 № 1832-О, заявителем в Конституционный Суд Российской Федерации  является ООО «КИТ Екатеринбург», а не ООО «Управляющая компания «Сибиряк». 

 В связи с рассмотрением настоящего дела № А33-5553/2018 ООО «Управляющая  компания «Сибиряк» обращалась в Конституционный суд Российской Федерации с  жалобой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле. По  результатам указанного обращения налогоплательщика Определением от 28.02.2019  Конституционный Суд Российской Федерации отказал обществу с ограниченной  ответственностью «Управляющая компания «Сибиряк» в принятии жалобы к  рассмотрению. 

Согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  изложенному в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по  новым или вновь открывшимся обстоятельствам" в силу пункта 3 части 3 статьи 311 АПК  РФ с заявлением о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам в связи с  признанием в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации не  соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного судом в  конкретном деле, могут обратиться лица, участвовавшие в деле, а также иные лица, не  участвовавшие в данном деле, о правах и обязанностях которых суд принял судебный акт,  в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд  Российской Федерации. 

В определении от 04.06.2013 № 874-О Конституционный Суд Российской Федерации  указал на возможность учета в качестве нового обстоятельства определения  Конституционного суда, в котором выявлен конституционно-правовой смысл нормы.  Такая возможность касается заявителей, обратившихся в Конституционный суд  Российской Федерации по данному делу, то есть влечет для них те же последствия, что и  решение, которым норма признается не соответствующей Конституции Российской  Федерации. Дела этих заявителей, во всяком случае, подлежат пересмотру  компетентными органами безотносительно к истечению пресекательных сроков  обращения в эти органы и независимо от того, предусмотрены ли соответствующие 


основания для пересмотра дела в иных, помимо Федерального конституционного закона  «О конституционном Суде Российской Федерации, актах. 

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда  Российской Федерации от 27.05.2004 № 211-О, на лиц, не являвшихся участниками  конституционного судопроизводства, но чьи дела также были разрешены на основании  актов, признанных неконституционными, распространяется положение части третьей  статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской  Федерации», в соответствии с которым решения судов и иных органов, основанные на  актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть  пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, то есть с использованием  закрепленных другим законодательством материально-правовых оснований и  процессуальных институтов. 

Юридическим последствием решения Конституционного Суда о признании  неконституционными акта или его отдельных положений, в том числе с учетом смысла,  который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими  силы с момента провозглашения решения, то есть на будущее время. Это означает, что с  указанного момента такие акты или их отдельные положения не могут применяться или  реализовываться каким-либо иным способом. 

Обратной силой, как следует из части 3 статьи 79 и части 2 статьи 100 Закона № 1- ФЗК, решение Конституционного Суда обладает в отношении дел обратившихся в  Конституционный Суд граждан или объединений граждан (организаций), а также в  отношении вынесенные до его принятия неисполненных решений. 

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в определениях  от 05.02.2004 № 78-О, от 22.04.2014 № 982-О, от 20.11.2014 № 2701-О, от 26.05.2016   № 1005-О, что лица, не являвшиеся заявителями по рассмотренному Конституционным  Судом Российской Федерации делу, но в отношении которых были применены  нормативные положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации  не соответствующими Конституции Российской Федерации, имеют право на пересмотр  (изменение или отмену) в соответствии с таким решением Конституционного Суда  Российской Федерации основанного ни них судебного акта только в тех случаях, когда  этот акт либо не вступил в законную силу, либо вступил в законную силу, но не исполнен  или исполнен частично. 

Если же в отношении лиц, не являвшихся заявителями по делу, рассмотренному  Конституционным Судом Российской Федерации, правоприменительные решения были  исполнены до признания неконституционными норм, положенных в их основу, то для 


этих лиц действует презумпция конституционности закона, так как он применялся в  условиях, когда вопрос о его конституционности не ставился. Такое правовое  регулирование согласуется с общими принципами действия законодательства во времени  и направлено на обеспечение правовой определенности. 

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2019 N 1832- О, принятым по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной  ответственностью "КИТ Екатеринбург", оспариваемая норма, а именно пункт 21 статьи  381 Налогового кодекса Российской Федерации, не признана противоречащей  Конституции Российской Федерации. 

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенных положений, названное  Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2019 N 1832-О, не  может быть отнесено к новым обстоятельствам на основании пункта 3 части 3 статьи 311  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе в связи с  тем, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.05.2018 вступило в  законную силу. Иной подход означал бы, что дела, по которым налогоплательщикам  отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными  ненормативных правовых актов налоговых органов, могли быть пересмотрены спустя  неограниченное количество времени после вступления их в законную силу, что  противоречит принципу правовой определенности (стабильности). 

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных  актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" обстоятельства, которые  согласно пункту 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть  существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного  акта. 

В Определении от 02.07.2019 N 1832-О Конституционный суд Российской Федерации  сделал следующие выводы: 

- освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, которая носит  адресный характер, а установление льгот входит в законодательную прерогативу,  позволяющую очертить круг лиц, на которых они распространяются;  

- часть 1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об  энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет класс 


энергетической эффективности многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию, а  также подлежащих государственному строительном надзору. Для иных объектов  указанным Федеральным законом определение классов энергетической эффективности не  предусмотрено. Разработка в Министерстве экономического развития Российской  Федерации проекта Федерального закона о внесении изменений в действующее  законодательство в части установления класса энергетической эффективности  общественных зданий, строений, сооружений, и его вынесение на публичное обсуждение  свидетельствует о том, что правила определения этих классов для нежилых зданий лишь  предполагается ввести, действующее законодательство их не содержит; 

- определение классов энергетической эффективности нежилых зданий не  предусмотрено ни действующим законодательством, ни техническими регламентами,  которые изложены в актуальных сводах правил и на этом основании подлежат  применению, а значит и налоговое освобождение, закрепленное оспариваемым  законоположением, нельзя считать установленным в отношении нежилых зданий; 

- расхождение в понимании статуса норм и правил, включая разные версии СНиП 23- 02-2003 в разных перечнях, во всяком случае не могут быть доказательством тому, что  определение классов энергетический эффективности нежилых зданий предусмотрено в  соответствии с законодательством и после 1 июля 2013 года, а значит, эти объекты  освобождены от налога на имущество организаций. Напротив, означенные  разновременные изменения в нормативно-правовом и техническом регулировании  вследствие решений, принятых разными органами власти по разным поводам и  безотносительно к налогообложению, прервали с указанной даты возможность ссылаться  на СНиП 23-02-2003 в тех или иных его версиях (редакциях) как на технико-регламентное  основание для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий в  соответствии с законодательством, которое и само правил о том до сих пор не  предусматривает; 

- при конституционно допустимой дискреции государства в установлении и  прекращении налоговых льгот их отсутствие само по себе не может быть признаком  нарушения прав налогоплательщика. 

Как следует из существа рассмотренного спора в рамках дела № А33-5553/2018,  налогоплательщик в подтверждение права на получение налоговой льготы на основании  пункта 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации ссылался на технический  отчет, имеющий в составе технический паспорт, выданный в марте 2013 года. Указанный  сформированный в составе Технического отчета энергетический паспорт от марта 2013  года не соответствует требованиям законодательства, установленным статьей 15 


Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ и требованиям, установленным Приказом  Минэнерго Российской Федерации от 19.04.2010 № 182, так как не содержит информации: 

- об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

- о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии  энергетических ресурсов в натуральном выражении; 

- о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической  эффективности и их стоимостной оценке. 

Следовательно, энергетический паспорт от марта 2013 года не может являться  основанием для освобождения от налогообложения. 

Кроме того, суд учитывает, что спорный объект построен в сентябре 2013 года, введен  в эксплуатацию в октябре 2013 года и принят к учету налогоплательщиком с вводом в  эксплуатацию 05.12.2013, что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта  основных средств от 05.12.2013 № 1. 

Таким образом, на дату окончания строительства СНиП 23-02-2003, прекратившие  свое действие 01.07.2013, уже не были актуальны для установления классов  энергетической эффективности нежилых зданий. Соответственно, присвоенные в  соответствии с ними классы энергоэффективности не могут являться основанием для  получения налоговой льготы на основании пункта 21 статьи 381 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Сибиряк» не являлось участником конституционного судопроизводства, по результатам  которого принято Определение Конституционного Суда Российской Федерации от  02.07.2019 N 1832-О; существенные обстоятельства, которые способны повлиять на  выводы суда по настоящему делу, в Определении Конституционного Суда Российской  Федерации от 02.07.2019 N 1832-О не выявлены; решение суда вступило в законную силу  24.07.2018, налоговые обязательства по уплате налога на имущество организаций за 2016  год обществом исполнены, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения заявления о пересмотре решения Арбитражного суда Красноярского края  от 18.05.2018 по делу № А33-5553/2018 по новым обстоятельствам. 

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным  лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в  сети «Интернет» (часть 2 статьи 184, статья 186 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации).  


По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии определения на бумажном носителе  могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего  ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Руководствуясь статьями 317, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «Сибиряк» о пересмотре вступившего в законную силу  судебного акта по новым обстоятельствам отказать. 

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть  обжаловано в течение месяца после его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в  Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края. 

Судья Л.О. Петракевич

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 27.02.2019 7:09:08

Кому выдана Петракевич Любовь Олеговна