АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в признании сделки недействительной
04 апреля 2017 года
Дело №А33-5684-16/2015
Красноярск
Резолютивная часть определения объявлена 28 марта 2017 года.
В полном объеме определение изготовлено 04 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ерохиной О.В., рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего открытого акционерного общества «10 Арсенал военно-морского флота» ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации
о признании недействительной сделки должника и применении последствий недействительности сделки,
в деле по заявлению открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании открытого акционерного общества «10 Арсенал военно-морского флота» (ИНН <***>, ОГРН <***>) банкротом,
в присутствии в судебном заседании:
конкурсного управляющего: ФИО1,
от заинтересованного лица Министерства обороны РФ: ФИО2, представителя по доверенности;
от ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России: ФИО3, представителя по доверенности;
от кредитора – ОАО «Енисейская ТГК-13»: ФИО4, представителя по доверенности;
от уполномоченного органа: ФИО5, представителя по доверенности,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчуком Д.О.,
установил:
открытое акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось с заявлением о признании открытого акционерного общества «10 Арсенал военно-морского флота» (ИНН <***>, ОГРН <***>) банкротом. Заявитель просит включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженность в размере 40 273 145,10 рублей.
Определением от 07.05.2015 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению его обоснованности на 01.06.2015.
Определением от 07.07.2015 заявление открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании открытого акционерного общества «10 Арсенал военно-морского флота» (ИНН <***>, ОГРН <***>) банкротом признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим должником утвержден ФИО1.
Решением арбитражного суда от 28.11.2015 открытое акционерное общество «10 Арсенал военно-морского флота» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
Сообщение конкурсного управляющего об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» №225 от 05.12.2015.
Определением от 25.05.2016, от 29.11.2016 срок конкурсного производства в отношении открытого акционерного общества «10 Арсенал военно-морского флота» продлен до 24 ноября 2016 года, до 24 мая 2017 года соответственно.
16.08.2016 в арбитражный суд поступило заявление конкурсного управляющего открытого акционерного общества «10 Арсенал военно-морского флота» ФИО1 о признании недействительной сделки должника и применении последствий недействительности сделки, согласно которому заявитель просит, с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
1. признать недействительной сделку приватизации ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ в части включения в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса следующего имущества: Земельный участок общей площадью 91,82 га, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером 24:51:0101008:674; Раздевалка рабочих; Склад ГСМ; Цех № 9; Здание электроцеха; Цех № 1 участок 2; Контейнерное хранилище 1148 хс; Кузнечно-сварочный цех; Цех № 2 участок 2; Цех № 3 участок 3; Цех № 11; Здание цеха № 4 и № 5; Цех № 6; станция приема горючего; поднавес для пилорамы; столярная мастерская.
2. исключить из Передаточного акта объектов (в том числе исключительных прав), подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия «10 Арсенал Военно-Морского Флота» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ № 1491 от 31.12.2009 г., следующее имущество:
- земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 (пункт 1.1.1 передаточного акта) -кадастровая стоимость 162 994 070,96 рублей;
- раздевалка рабочих (п. 1.3.6 передаточного акта) - стоимость 156,8 тыс.руб.,
- склад ГСМ (п.1.3.7 Передаточного акта № 1) - стоимость 25,8 тыс.руб.,
- цех № 9 (п.1.3.11 Передаточного акта № 1) - стоимость 303,9 тыс.руб.,
- здание электроцеха (п.1.3.13 Передаточного акта № 1) - стоимость 36,3 тыс.руб.,
- цех № 1 участок 2 (п.1.3.18 Передаточного акта№ 1)-стоимость 288,6 тыс.руб.,
- контейнерное хранилище 1148 хс (п.1.3.5 Передаточного акта № 1) - стоимость 0 руб.,
- кузнечно-сварочный цех (п.1.3.8 Передаточного акта № 1) - стоимость 0 руб.,
- цех № 2 участок 2 (п.1.3.9 Передаточного акта № 1) - стоимость 0 руб.,
- цех № 3 участок 3 (п.1.3.10 Передаточного акта № 1) - стоимость 0 руб.,
- цех № 11 (п. 1.3.12 Передаточного акта № 1) - стоимость 0 руб.,
- здание цеха № 4 и № 5 (п.1.3.11 Передаточного акта № 1) - стоимость 0 руб.,
- цех № 6 (п.1.3.15 Передаточного акта № 1) - стоимость 9 468,3 тыс.руб.,
- станция приема горючего - стоимость 1 746,8 тыс. руб.,
- поднавес для пилорамы - стоимость 0 руб.,
- столярная мастерская - стоимость 0 руб.
3. прекратить право собственности ОАО «10 Арсенал ВМФ» в отношении следующего имущества: Земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 (свидетельство о государственной регистрации права № 24ЕИ934925 от 05.03.2011 г., номер государственной регистрации 24-24-16/001/2011-378 от 05.03.2011 г.), Цех № 6 с кадастровым номером 24:51:0000000:1946 (свидетельство о государственной регистрации права № 24ЕИ934927 от 05.03.2011 г., номер государственной регистрации 24-24-16/001/2011-380 от 05.03.2011 г.), Цех № 3 участок 3 с кадастровым номером 24:51:0000000:1945 (свидетельство о государственной регистрации права № 24ЕИ934926 от 05.03.2011 г., номер государственной регистрации 24-24-16/001/2011-379);
4. обязать Министерство обороны РФ возместить стоимость объектов, принадлежащих на праве собственности ОАО «10 Арсенал ВМФ» и исключенных из состава подлежащего приватизации имущества, в сумме 175 020 570,96 рублей.
Определением от 23.08.2106 заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 28.09.2016.
Рассмотрение заявления неоднократно откладывалось.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в их отсутствие. Информация о времени и месте судебного разбирательства размещена на портале: www.kad.arbitr.ru.
В судебном заседании конкурсный управляющий поддержал заявленные требования в полном объеме, с учетом уточнений.
Представитель Министерства обороны РФ дала пояснения относительно заявленных требований, просила отложить судебное заседание для предоставления дополнительных документов, просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель кредитора ОАО «Енисейская ТГК-13» дал пояснения относительно заявленных требований, заявление конкурсного управляющего поддержал.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России поддержал позицию представителя Министерства обороны РФ.
Представитель уполномоченного органа дала пояснения относительно заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Лица, участвующие в деле возражали против удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
Представитель Министерства обороны РФ ходатайство об отложении судебного заседания поддержала.
Суд определил отказать в удовлетворении ходатайства Министерства обороны РФ об отложении судебного заседания, поскольку отсутствует необходимость представления схем, планов в подтверждение решений, принятых межведомственной комиссией об отнесении земельного участка №674 к запретной зоне, не представлены доказательства направления запросов о необходимости представления указанных документов, следовательно, отсутствуют основания полагать, что документы могут быть представлены в рамках отложения судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
По смыслу указанных норм, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Так, при разрешении арбитражным судом вопроса об отложении судебного разбирательства оценке подлежат также иные обстоятельства, в том числе сложность характера спора, необходимость представления дополнительных доказательств, дачи суду объяснений. С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела по существу.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО «10 Арсенал ВМФ» (далее также - ОАО «10 Арсенал ВМФ» или Должник) создано 31.12.2010 г. в порядке преобразования ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ и является его правопреемником. Первое название организации при создании в 1942 г. - Центральный склад 2050 ВМФ. В 1948 г. переименовано в 10-й морской Арсенал ВМФ, в 1993 г. преобразовано во ФГУП«10 Арсенал ВМФ» МО РФ. На основании Указа Президента РФ № 1359 от 15.09.2008 г. «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» Приказом Министра обороны РФ № 1491 от 31.12.2009 г. ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ приватизировано в форме преобразования в ОАО «10 Арсенал ВМФ».
ОАО «10 Арсенал ВМФ» было создано для осуществления деятельности, связанной с обеспечением обороноспособности государства, однако не было включено в перечень стратегических предприятий и организаций. В связи с этим процедура конкурсного производства в отношении ОАО «10 Арсенал ВМФ» осуществляется в общем порядке.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
На основании ст. 14 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» был издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1491 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «10 Арсенал ВМФ» МО РФ. Данным приказом были утверждены: перечень объектов (в том числе исключительных прав) подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ, и перечень объектов (в том числе исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ, согласно приложениям №№ 1 и 2 к указанному приказу.
Приложением № 1 является «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ; Приложение №2 – «Перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ. На основании указанных приложений к приказу №1491 от 31.12.2009 в последующем были утверждены передаточные акты №1 и №2 от 12.04.2010.
В составе перечня подлежащих приватизации объектов указан, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 площадью 918 183 кв.м. (91,8 га).
Таким образом, указанный земельный участок перешел в собственность ОАО «10 Арсенал ВМФ» в порядке приватизации.
Согласно заявлению, 29.03.2016 конкурсным управляющим в адрес Департамента имущественных отношений МО РФ и ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ направлен запрос исх. № 65/103-2 с предложением сообщить, учтено ли имущество, находящееся на указанном земельном участке, в федеральной собственности, имеются ли притязания в отношении данного имущества со стороны подразделений, входящих в структуру Министерства обороны Российской Федерации.
16.05.2016 в адрес конкурсного управляющего от ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации поступил ответ исх. № 141/5/3/7241 от 28.04.2016 г., согласно которому два объекта (здание цеха № 9/2, здание гараж-склад) числятся на забалансовом учете ФГКУ «Сибирское ТУИО», находятся в пользовании МО РФ и закреплены за войсковой частью 58661. Одновременно было предложено не принимать меры по продаже имущества на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:674 до момента решения Департамента имущественных отношений МО РФ по вопросу раздела указанного земельного участка.
До этого 18.04.2016 в адрес конкурсного управляющего от ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации поступило уведомление исх. № 141/5/9/5626 от 08.04.2016 г., согласно которому на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:674, принадлежащем на праве собственности ОАО «10 Арсенал ВМФ», расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации, которые используются в целях обеспечения обороноспособности государства. Кроме того, сообщено, что в силу п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ указанный земельный участок является изъятым из оборота. Полученное уведомление содержало предложение произвести раздел земельного участка под объектами недвижимого имущества, принадлежащими Министерству обороны Российской Федерации, для дальнейшей передачи земельного участка в федеральную собственность.
Непосредственно после создания ОАО «10 Арсенал ВМФ» основная часть имущественного комплекса предприятия, включая основные производственные объекты недвижимости, а также значительное количество движимого имущества, была передана по договору безвозмездного временного пользования № 87 от 12.122011 г. войсковой части 81272, которая впоследствии была ликвидирована, ее функции переданы войсковой части 58661.
02.06.2016 в ответ на запрос конкурсного управляющего от начальника базы войсковой части 58661 с уведомлением о том, что в связи с использованием объектов инфраструктуры и производства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:674, в интересах обороноспособности государства, Главное командование Военно-Морского Флота выразило свою позицию, которая заключается в необходимости оставления в системе Министерства обороны РФ производственных объектов, расположенных на данном земельном участке, в том числе передаче самого земельного участка. Одновременно для сведения сообщалось, что земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 входит в установленную запретную зону военного объекта (базы). По решению межведомственной комиссии готовится Постановление Правительства РФ об установлении запретных зон и районов.
В настоящее время на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ОАО «10 Арсенад-ВМФ», находится десять объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, а именно:
№
Наименование
Адрес
Кадастровый (или условный) номер
Номер и дата свидетельства о государственной
регистрации
1
Водокачка, нежилое, 1-этажный, общая площадь 6,4 кв.м., инв. № 04:420:002:001094160:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
Д.132
24:51:0000000:0:21102
24ЕК404189от 01.08.2012 г.
2
Овощехранилище, нежилое, 1-этажный, общая площадь 182,5 кв.м., инв. № 04:420:002:001093490:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
д.60
24:51:0000000:12394
24ЕК392919 от 05.05.2012 г.
3
Хранилище № 101, нежилое, 1-этажный, общая площадь 1 064,1 кв.м., инв. № 04:420:002:001093990:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
Д.115
24:51:0000000:0:21098
24ЕК404208 от 01.08.2012 г.
4
Хранилище № 170, нежилое, 1-этажный, общая площадь 61,4 кв.м., инв. № 04:420:002:001093980:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
Д.И4
24:51:0000000:0:21100
24ЕК404241 от 01.08.2012 г.
5
Хранилище № 171, нежилое, 1-этажный, общая площадь 61,7 кв.м., инв. № 04:420:002:001094000:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
Д.П6
24:51:0000000:0:21099
24ЕК404190 от 01.08.2012 г.
6
Хранилище № 13, нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 1 024,5 кв.м., инв. № 04:420:002:001094030:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
Д.П9
24:51:0000000:12392
24ЕК501562 от 18.06.2012
7
Трансформаторная подстанция № 3, нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 25,4 кв.м., инв. № 04:420:002:001094090:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
д.125
24:51:0000000:12390
24ЕК501550 от 18.06.2012
8
Навес № 58, нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 752,4 кв.м., инп. № 04:420:002:001094150:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
Д.131
24:51:0000000:12391
24ЕК501546 от 18.06.2012
9
Хранилище № 17, нежилое, 1-этажный, общая площадь 581,9 кв.м., инв. № 04:420:002:001093970:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
Д.ПЗ
24:51:0000000:0:21101
24ЕК501551 от 18.06.2012 г.
10
Хранилище № 12, нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 1 025,9 кв.м., инв. № 04:420:002:001094020:0001
Красноярский край,
г.Канск, ул.Герцена-9,
д.118
24:51:0000000:12393
24ЕК392909 от 05.05.2012 г.
Кроме того, конкурсный управляющий указал, что в пределах охранного периметра базы войсковой части 58661, входящей в состав Вооруженных сил РФ и осуществляющей деятельность по обеспечению обороноспособности государства, находится земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674, а также пятнадцать зданий и сооружений, принадлежащих ОАО «10Арсенал ВМФ», из них: 13 объектов расположены на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:674, 1 объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:673, 1 объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:51:0101008:675.
Конкурсный управляющий считает недействительной сделку приватизации ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ в части передачи в частную собственность земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101008:674 и находящихся на нем объектов недвижимости, а также иных объектов недвижимого имущества, принадлежащих должнику, расположенных на иных земельных участках, поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674, а также иное недвижимое имущество изъяты из оборота, полностью задействованы в деятельности войсковой части 58661 и земельный участок входит в установленную запретную зону военного объекта.
В качестве правовых оснований для оспаривания сделки должника конкурсный управляющий ссылается на ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.8 Закона о банкротстве заявление об оспаривании сделки должника подается в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве должника.
Исходя из пункта 1 статьи 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в Законе о банкротстве.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, к сделке по приватизации, совершенной на основании приказа Министра обороны РФ №1491 от 31.12.2009 подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и последствиях недействительности сделок в предыдущей редакции.
Так согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее по тексту - в редакции, действующей на момент совершения оспариваемой сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно пунктам 1,2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, при этом при совершении сделок к процессе приватизации нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК РФ о порядке приобретения и прекращения права собственности.
В соответствии с пп.б п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим управление федеральным имуществом, закрепленным за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями. ФГКУ «Сибирское ТУИО» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил РФ.
Главой III Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 07.05.2009, с изм. от 18.07.2009) "О приватизации государственного и муниципального имущества" определен порядок приватизации государственного и муниципального имущества.
Так, в соответствии с положениями статей 1-3, 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия. Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, исчисленной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. В случае создания акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью - размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания хозяйственного общества путем преобразования унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством. Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 13 Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 07.05.2009, с изм. от 18.07.2009) "О приватизации государственного и муниципального имущества" используются, в том числе, способы приватизации государственного и муниципального имущества: внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
В результате сделки по приватизации ФГУП «10 Арсенал ВМФ» Минобороны России получило 100 процентов акций и согласно приложению №4 к Указу Президента Российской Федерации от 15.09.2008 №13259 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» 100 процентов акций минут одна ФГУП «10 Арсенал ВМФ» внесло в уставной капитал ОАО «Ремвооружение».
Как было указано ранее, на основании ст. 14 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1491 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «10 Арсенал ВМФ» МО РФ. Данным приказом были утверждены: перечень объектов (в том числе исключительных прав) подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ, и перечень объектов (в том числе исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ, согласно приложениям №№ 1 и 2 к указанному приказу.
Приложением № 1 является «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ; Приложением №2 – «Перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ. На основании указанных приложений к приказу №1491 от 31.12.2009 в последующем были утверждены передаточные акты №1 и №2 от 12.04.2010.
В составе перечня подлежащих приватизации объектов указан, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 площадью 918 183 кв.м. (91,8 га).
С учетом представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что конкурсным управляющим не доказан факт нарушения оспариваемой сделкой при ее совершении законодательства, регулирующего порядок приватизации на основании следующего.
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности , в том числе, зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
В соответствии с п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами.
Статьей 15 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 7 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" решения о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.
Из текста представленной в материалы дела выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации от 08.10.2016 №1МК не усматривается, что именно земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 отнесен к зонам с особыми условиями использования земель, поскольку описания объектов и их идентифицирующих признаков выписка не содержит.
Кроме того, самого по себе решения межведомственной комиссии, содержащего лишь указание о необходимости установления зон с особыми условиями использования земель в отношении 74 объектов, в составе которых имеется ссылка на базу (техническую, вооружения и боеприпасов морской авиации, Военно Морского флота 1 разряда) в г. Канск Красноярского края не достаточно для признания зоны обладающей особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" предусмотрено, что целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
Отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на территории запретной зоны и создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта указываются следующие сведения: назначение военного объекта, особенности местоположения военного объекта и его функционирования; прогнозируемые негативные последствия воздействия на окружающую среду в случае возникновения на военном объекте чрезвычайных ситуаций; прогнозируемые последствия воздействия внешних факторов на бесперебойное и безопасное функционирование военного объекта; пространственные параметры запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, которые предлагается установить, на основании описания местоположения границ на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее; перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность Российской Федерации в случае установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается ; прогнозируемый размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества у юридических и физических лиц, а также на компенсацию юридическим и физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества вследствие установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
Федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), принявший решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта в установленном порядке направляет в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости документы для принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета ; в 30-дневный срок обеспечивает подготовку документов для включения указанных сведений в схему территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства.
Однако, описания целей установления запретных зон, обоснования необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, а также доказательств внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости, принятия федеральным органом исполнительной власти решения об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, направления в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документов для принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета, не представлено.
Таким образом, доказательств того, что оспариваемый в рамках настоящего дела земельный участок отнесен к зоне с особыми условиями использования, на дату рассмотрения дела не имеется.
Согласно акту осмотра имущества от 23.12.2016, являющегося предметом спора, установлено, что имущество используется воинской частью, однако доказательством того, что имущество используется именно в целях выполнения функций по обеспечению обороноспособности Российской Федерации, в связи с чем имущество подлежит признанию изъятым из оборота, либо ограниченном в обороте, данный акт не является.
Между тем, исходя из предмета требования, конкурсный управляющий связывает недействительность сделки именно с передачей должнику объектов в процессе приватизации, соответственно, подлежит доказыванию факт невозможности передачи объектов в связи с их особым статусом, имевшим место в момент передачи на основании соответствующих актов.
Однако доказательств того, что на момент приватизации спорных объектов данные объекты не могли быть переданы в собственность акционерного общества, поскольку их целевым предназначением являлось использование вооруженными силами в целях обеспечения обороноспособности Российской Федерации, что объекты фактически использовались в деятельности вооруженных сил, а также того, что передача объектов осуществлена с нарушением действующего законодательства, в частности того, что на момент передачи объекты были отнесены к объектам, исключенным из оборота, либо ограниченным в обороте, не представлено.
Непосредственно после создания ОАО «10 Арсенал ВМФ» основная часть имущественного комплекса предприятия, включая основные производственные объекты недвижимости, а также значительное количество движимого имущества, была передана по договору безвозмездного временного пользования № 87 от 12.122011 г. войсковой части 81272, которая впоследствии была ликвидирована, ее функции переданы войсковой части 58661.
Учитывая, что нормативные акты, решения об отнесении земельного участка и объектов недвижимости к объектам, не подлежащим приватизации, на момент передачи объектов должнику в порядке приватизации, отсутствовали, при этом факт дальнейшей передачи объектов по договору безвозмездного временного пользования № 87 от 12.122011 г. войсковой части свидетельствует о том, что объекты использовались в обычной хозяйственной деятельности акционерного общества, то есть, передавались после процедуры приватизации и лишь в пользование на основании гражданско-правового договора, соответственно, приватизация объектов изначально совершалась при отсутствии нарушений законодательства, в том числе пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного, конкурсным управляющим в обоснование заявления не представлены доказательства, подтверждающие, что на момент приватизации (равно как и в настоящее время) спорный земельный участок отнесен к запретной зоне.
Поскольку же на момент совершения спорной сделки – то есть на момент приватизации и передачи объектов должнику по акту приема-передачи нарушений законодательства не установлено, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований конкурсного управляющего и признания сделки недействительной.
Однако, в случае отнесения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 объектов к числу ограниченно оборотоспособных либо изъятых из оборота объекты могут быть изъяты у должника с соблюдением установленного порядка.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.10.2015 по делу А33-1439/2015 дело по заявлению открытого акционерного общества "10 Арсенал Военно-Морского Флота" (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Канск) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН<***>, г. Канск) о признании недействительным решения №590 от 17.09.2014; к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (ИНН <***> , ОГРН <***>, г. Красноярск) о признании недействительным решения №2.12-15/19986 от 08.12.2014, суд пришел к выводу, исходя из положения пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, принадлежащий ОАО "10 Арсенал Военно-Морского Флота" на праве собственности, может рассматриваться как ограниченный в обороте и, следовательно, не признается объектом налогообложения земельным налогом.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 указанное решение отменено.
Отменяя судебный акт первой инстанции Верховный Суд РФ пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 388 - 390 Налогового кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
При этом необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса, согласно которому земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота , не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, действующим законодательством установлена следующая совокупность необходимых условий для исключения земельных участков из объектов налогообложения земельным налогом на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса: во-первых, нахождение земельных участков в статусе ограниченных в обороте ; во – вторых, предоставление данных земельных участков для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности .
С учетом приведенных положений статей 27, 93 Земельного кодекса таким требованиям соответствуют только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Иные обстоятельства и выводы о соответствии спорных земельных участков требованиям нормы статьи 389 Налогового кодекса, не влекут освобождения от уплаты земельного налога.
Между тем, конкурсным управляющим не подтверждены ни нахождение земельного участка в статусе ограниченного в обороте, ни факт использования спорного земельного участка в области обороны и безопасности государства ни на момент приватизации, ни по состоянию на текущую дату.
Так, в соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 09.09.2015, земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101008:674 имеет назначение: земли населенных пунктов, для эксплуатации зданий (строений), сооружений; ограничений (обременений) права не зарегистрировано. В отношении иных объектов, указанных в данной выписке – цех № 6, цех № 3 участок 3 – сведений о наличии ограничений для использования в гражданском обороте также не содержится.
Сам по себе факт передачи имущества должника в пользование войсковой части не свидетельствует о том, что имущество используется именно в области обороны и безопасности государства, и не используется, к примеру, в целях удовлетворения хозяйственных нужд воинской части.
При этом письменные сообщения представителей Министерства обороны РФ, начальника базы войсковой части 58661 от 01.06.2016 № 1222, письма от 12.05.2016 № 750/3/292, от 24.06.2016 № 141/5/9/10585, от 06.07.2016 № 141/20095, от 19.08.2016 № 1949 от 24.10.2016 № 141/5/7/18793, от 02.02.2017 № 141/5/1744 о том, что спорный земельный участок находится в запретной зоне и используется в интересах обороноспособности государства сами по себе такими доказательствами не являются.
Указание в акте осмотра имущества от 23.12.2016, являющегося предметом спора, на то, что имущество используется в деятельности воинской части, доказательством использования имущества в области обороны и безопасности государства, не является, к тому же осмотр, произведенный по состоянию на 23.12.2016, не содержит сведений и доказательств использования имущества в указанных целях на момент фактической передачи имущества должнику в процессе приватизации.
Представленные в материалы дела отзывы и пояснения представителей структур Министерства обороны РФ доводов и доказательств того, что спорное имущество на момент приватизации находилось в статусе ограниченного в обороте, либо использовалось в области обороны и безопасности государства, не содержат.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 08.08.2016 ОАО «10 Арсенал военно-морского флота» вправе заниматься не только таким видом деятельности, как деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности, но также и иными дополнительными видами деятельности – розничной торговлей напитками, оптовой торговлей моторным топливом, авиационным бензином, обработкой отходов и лома драгоценных металлов, техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств и т.д.
Из решения Арбитражного суда Красноярского края от 07.10.2015 г. по делу № А33-1439/2015 также следует, что ОАО «10 Арсенал» ранее использовало часть спорных объектов, предоставляло в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, т.е. использовало в обычной хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.
Доводы конкурсного управляющего о невозможности свободного доступа к объектам недвижимости, принадлежащим ОАО «10 Арсенал», наличии внешнего ограждения, о наличии на спорном земельном участке объектов как принадлежащих, так и не принадлежащих должнику, не являются доказательствами использования объектов в целях обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно отзыву ответчика, в результате сделки по приватизации ФГУП «10 Арсенал ВМФ» Минобороны России получило 100 процентов акций и согласно приложению № 4 к Указу Президента Российской Федерации от 15.09.2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» 100 процентов акций минус одна ФГУП «10 Арсенал ВМФ» внесло в уставной капитал ОАО «Ремвооружение».
Таким образом, Минобороны России при приватизации предприятия кроме переданной акции номинальной стоимостью 1000 рублей ничего не получило. Дивиденды Минобороны России в результате владения акцией с момента приватизации предприятия не получало, предприятие не несло расходов на улучшение спорного имущества.
Оспариваемая конкурсным управляющим сделка по приватизации совершена на основании приказа №1491 от 31.12.2009, вынесенном на основании ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», который не предполагает наличие волеизъявления приватизируемого предприятия на приватизацию, в связи с чем приказ является односторонней сделкой по передаче федерального имущества в уставный капитал приватизируемого предприятия. При приватизации государство, как собственник, совершило одностороннюю сделку по включению в уставный капитал спорного имущества и объектов недвижимости, расположенных на нем, в связи с чем, имущество должником приобретено безвозмездно.
Бремя доказывания оснований для признания спорной сделки недействительной, исходя из положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложено на конкурсного управляющего должника как на лицо, оспаривающее сделку.
Конкурсным управляющим не доказано, что оспариваемая сделка нарушает требований действующего законодательства, вследствие чего отсутствуют основания, предусмотренные статьями 166, 168 ГК РФ, для признания сделки недействительной.
С учетом вышеизложенного, заявление конкурсного управляющего об оспаривании сделки удовлетворению не подлежит.
Пунктом 2 ст. 167 ГК РФ установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В связи с тем, что судом отказано в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о признании сделки недействительной, то не подлежат применению и последствия недействительности сделки, в связи с чем, в удовлетворении заявления о применении последствий недействительности сделки также следует отказать.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» установлено, что распределение судебных расходов в деле о банкротстве между лицами, участвующими в деле, осуществляется с учетом целей конкурсного производства и наличия в деле о банкротстве обособленных споров, стороны которых могут быть различны.
При обращении с настоящим заявлением определением от 23.08.2016 заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
- при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными -
уплачивается в размере 6 000 рублей.
Из положений главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что размер государственной пошлины зависит, в частности, от характера заявленного предмета спора и субъекта, выступающего по делу в качестве заявителя.
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при применении подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления государственной пошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт.
Поскольку арбитражный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, государственная пошлина в размере 6000 руб. подлежит отнесению на должника.
Руководствуясь статьями 32, 61.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
ОПРЕДЕЛИЛ :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «10 Арсенал военно-морского флота» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десяти дней после его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья
О.В. Ерохина