ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А33-8273-14/16 от 31.10.2017 АС Красноярского края

1487/2017-258664(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о включении в реестр требований кредиторов

Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 31 октября 2017 года.
В полном объёме определение изготовлено 06 ноября 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Двалидзе Н.В., рассмотрев в 

судебном заседании заявление ИФНС России по Центральному району г. Красноярска 

ИФНС по Центральному району г. Красноярскао включении в реестр требований 

кредиторов задолженности по денежным обязательствам

в деле по заявлению акционерного общества Торговый дом «Уралтрубосталь» (ИНН 

<***>, ОГРН <***>) о признании общества с ограниченной ответственностью 

«Сибирский ориентир» (ИНН <***>, ОГРН <***>) банкротом,

в присутствии:

от уполномоченного органа представителя ФИО1 на основании доверенности 

от 11.08.2017,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания 

ФИО2,

установил:

ИФНС по Центральному району г. Красноярска общество с ограниченной  ответственностью «А ГРУПП» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с  заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Сибирский ориентир"  банкротом. 

Определением арбитражного суда от 19.04.2016 заявление принято к производству,  назначено судебное заседание по проверке его обоснованности на 17.05.2016. 

Определением от 11.07.2016 заявление акционерного общества Торговый дом  «Уралтрубосталь» принято к производству. Заявителю разъяснено, что его заявление  подлежит рассмотрению после проверки обоснованности требований общества с  ограниченной ответственностью «А ГРУПП», поступивших ранее в арбитражный суд. 

Резолютивной частью определения от 23.08.2016 принят отказ общества с ограниченной  ответственностью «А ГРУПП» (ИНН <***>, ОГРН <***>) от заявленных  требований. Производство по заявлению общества с ограниченной ответственностью «А  ГРУПП (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании банкротом общества с  ограниченной ответственностью «Сибирский ориентир» (ИНН <***>, ОГРН  <***>) прекращено. 

Определением от 25.08.2016 назначено судебное заседание по рассмотрению  обоснованности заявления акционерного общества Торговый дом «Уралтрубосталь» на  12.09.2016. 


Определением от 23.03.2017 заявление акционерного общества «Уралтрубосталь» (ИНН  6625032977, ОГРН 1046601480463) признано обоснованным, в отношении должника -  общества с ограниченной ответственностью «Сибирский ориентир» (ИНН 2460233880,  ОГРН 1112468069779) введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника  утвержден Бобров Максим Васильевич. 

Решением от 24.07.2017 общество с ограниченной ответственностью «Сибирский  ориентир» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано банкротом, в отношении  должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 17 января 2018  года; конкурсным управляющим должника – общества с ограниченной ответственностью  утвержден ФИО3. 

Сообщение конкурсного управляющего о признании должника банкротом и об открытии  в отношении должника конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ"   № 137 от 29.07.2017, стр. 97. 

Определением от 04.06.2017 заявление оставлено без движения. 27.06.2017 в  Арбитражный суд Красноярского края нарочно поступило ходатайство от заявителя о  продлении срока оставления заявления без движения. Определением от 05.07.2017 продлен  срок оставления заявления без движения. 

Определением от 21.08.2017 требование уполномоченного органа принято к  производству, установлен срок для заявления возражений относительно заявленного  требования. 

Определением от 09.10.2017 назначено судебное заседание по проверке обоснованности  требования заявителя. 

Для участия в судебном заседании прибыл представитель уполномоченного органа.  Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте  судебного заседания путем направления копий определения и размещения текста  определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет  по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В  соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц. 

В судебном заседании представитель уполномоченного органа на требовании настаивал,  просил включить требование в реестр требований кредиторов должника. 

От конкурсного кредитора – общества с ограниченной ответственностью «СИТИ» (ИНН  <***>, ОГРН <***>) поступили возражения на заявленное требование  уполномоченного органа, в котором конкурсный кредитор ссылается на отсутствие в «Банке  данных исполнительных производств», размещенном на официальном сайте Федеральной  службы судебных приставов, сведений о возбуждении исполнительного производства по  взысканию с должника исполнительского сбора, в связи с чем, по мнению конкурсного  кредитора, основания для включения в реестр требований кредиторов должника заявленного  требования отсутствуют. 

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил  следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к следующим  выводам. 

Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от  26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции от 27.07.2010 № 219-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) дела о  банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным  Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями,  установленными настоящим Федеральным законом. 

Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований  кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. 


Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании  определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований  кредиторов. 

Сообщение конкурсного управляющего о введении в отношении гражданина процедуры  конкурсного производства опубликовано в газете «КоммерсантЪ» № 137 от 29.07.2017, стр.  97. 

Требование кредитора о включении в реестр требований кредиторов предъявлено в  арбитражный суд нарочно 29.05.2017. 

Проверив в порядке ст.ст. 100, 142 Закона о банкротстве представленные в материалы  дела документы, арбитражный суд установил, что заявителем соблюден срок предъявления  требования о включении в реестр требований кредиторов. 

Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве требования направляются в  арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных  подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования  включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований  кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных  требований в реестр требований кредиторов. 

При этом в силу пункта 2 статьи 100 Закона о банкротстве внешний управляющий  обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый  федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с  указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для  физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного  государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных  требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле  о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним  документами. 

Согласно пункту 3 статьи 100 Закона о банкротстве, возражения относительно  требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним  управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем  собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами,  требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения  предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр  сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.  Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой  давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов. 

Конкурсный управляющий уведомил кредиторов о предъявленном требовании  19.09.2017, что подтверждается сообщением 2093865, опубликованном в Едином  федеральном реестре сведений о банкротстве в сети «Интернет» по адресу:  http://bankrot.fedresurs.ru. 

Срок на предъявление возражений истек, возражения на требование кредитора на дату  судебного заседания по рассмотрению требования кредитора не поступили. 

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых  процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3  - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и  размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий  относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять  соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с  другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам  следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в  отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера  задолженности. 


На основании статьи 4 Закона о банкротстве, размер денежных обязательств или  обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке,  предусмотренном Закона о банкротстве. 

Инспекция ФНС России по Центральному району г. Красноярска (далее –  уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о  включении в реестр требований кредиторов задолженности по обязательным платежам –  исполнительского сбора в размере 10 495 279,41 руб. 

Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием,  налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок,  установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.  Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. 

В силу разъяснения содержащегося в пункте 17 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах  практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае  возбуждения дела о банкротстве" судам необходимо учитывать, что исходя из определения  понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве,  исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате  оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы  исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган,  которым является Федеральная налоговая служба. 

Учитывая приведенные разъяснения, арбитражный суд приходит к выводу об  обоснованности предъявления ко включению исполнительского сбора уполномоченным  органом. 

Как следует из материалов дела, на принудительном исполнении в Межрайонном отделе  судебных приставов г. Красноярска по исполнению особых исполнительных производств  находится сводное исполнительное производство № 13811/16/24002-СД, в отношении  должника – ООО «Сибирский ориентир» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о  взыскании задолженности в размере 149 932 563 руб. В состав сводного производства  входит: 

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительский  сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им  исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения  исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа,  подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии  постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного  производства (часть 1). 

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по  истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил  судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным  вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных  условиях обстоятельств (часть 2). 

Согласно части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский  сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или  стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника- гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с 


должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа  неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника -  индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с  должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. 

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П  разъяснил, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с  несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию  штрафного характера и возлагает на должника обязанность произвести определенную  дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности,  возникшей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного  производства. 

При этом статья 112 Закона об исполнительном производстве является специальной  нормой, на основании которой на должника в случае виновного неисполнения им  исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения,  налагается взыскание в виде штрафной санкции, в целях пресечения правонарушений,  совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений, а также  побуждения должника к исполнению требований исполнительного документа. 

Отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и  государством. Данная штрафная санкция является самостоятельной, она не связана с  задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу 

Как следует из представленных в материалы дела документов, постановлением  судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных  производств от 21.04.2016 возбуждено исполнительное производство № 13814/16/24002-ИП,  установлен пятидневный срок на исполнение требования в добровольном порядке.  Постановление получено 06.07.2016, о чем имеется соответствующая отметка на  постановлении. Ввиду неисполнения требования суда в добровольном порядке, судебным  приставом вынесено постановление от 18.07.2016 о взыскании исполнительского сбора в  сумме 3 338 424,94 руб. из расчета 47 691 784,89*7%. 

Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых  исполнительных производств от 21.04.2014 возбуждено исполнительное производство   № 13811/16/24002-ИП установлен пятидневный срок на исполнение требования в  добровольном порядке. Постановление получено 06.07.2016, о чем имеется  соответствующая отметка на постановлении. Ввиду неисполнения требования суда в  добровольном порядке, судебным приставом вынесено постановление от 18.07.2016 о  взыскании исполнительского сбора в сумме 7 156 854,47 руб. из расчета 102 240 778,11*7%. 

Расчет исполнительского сбора судом проверен, признается верным. Лица, участвующие  в деле доказательства оплаты исполнительского сбора, возражения относительно расчета  суммы требований не привели. 

Доказательств оспаривания постановлений судебного пристава-исполнителя о  взыскании исполнительского сбора не представлено. 

Конкурсным кредитором должника заявлено возражение относительно требования  кредитора, согласно которому в обоснование неправомерности предъявления требования  указано на отсутствие сведений о возбуждении исполнительного производства в части  исполнительского сбора в заявленном размере на официальном сайте федеральной службы  судебных приставов - исполнителей. 

Арбитражный суд, рассмотрев приведенный аргумент не находит оснований для его  удовлетворения в силу следующего. 

В силу части 1 статьи 6.1 Закона N 229-ФЗ Федеральная служба судебных приставов  создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения,  необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов,  актов других органов и должностных лиц. 


Приказом ФССП России от 12.05.2012 N 248 "Об утверждении Порядка создания и  ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных  приставов в электронном виде" утвержден порядок создания и ведения банка данных в  исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном  виде, и введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система Федеральной  службы судебных приставов в части создания и ведения банка данных в исполнительном  производстве Федеральной службы судебных приставов с 01.07.2012 года (пункты 1 и 3  названного приказа). 

Согласно части 4 статьи 6.1 Закона N 229-ФЗ сведения, указанные в части 3 приведенной  статьи, являются общедоступными. 

Опубликование сведений о наличии возбужденного исполнительного производства  преследует цель доведения соответствующей информации до неопределенного круга  заинтересованных лиц. Между тем, публикация и размещение такой информации носит  производный характер от мероприятий судебного пристава по принудительному взысканию  задолженности. 

В связи с чем, наличие или отсутствие в информационной базе данных сведений о  возбуждении исполнительного производства в отношении должника в части  исполнительского сбора определяющего правового значения при проверке обоснованности  требования уполномоченного орган об учете требования в реестре требований кредиторов  должника иметь не будут. 

Судом установлено, что согласно ответам судебного пристава - исполнителя  Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных  производств от 16.05.2017, от 22.08.2017, на исполнении отдела находится сводное  исполнительное производство № 13811/16/24002-СД, в состав которого входят  исполнительные производства № 13814/16/24002-ИП, возбужденное на основании  исполнительного документа ФС № 004339838 от 30.03.2016, выданного Арбитражным судом  Приморского края о взыскании задолженности в размере 47 691 784,89 руб. По данному  исполнительному производству судебным приставом-исполнителем вынесено постановление  о взыскании исполнительского сбора на сумму 3 338 424,94 руб.; исполнительное  производство № 13811/16/24002-ИП, возбужденное на основании исполнительного  документа ФС № 004340205 от 04.04.2016, выданного Арбитражным судом Приморского  края о взыскании задолженности в размере 102 240 778,11 руб. По данному  исполнительному производству судебным приставом-исполнителем вынесено постановление  о взыскании исполнительского сбора на сумму 7 156 854,47 руб. 

Приведенные фактические обстоятельств не оспорены, сведения и допустимые  доказательств недостоверности их не приведены. 

Учитывая документальное подтверждение заявленного требования, арбитражный суд  приходит к выводу об отклонении приведенных доводов конкурсного кредитора. 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд  приходит к выводу, что заявителем представлены достаточные доказательства,  подтверждающие наличие задолженности. 

Согласно разъяснению, данному в пункте 17 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 исполнительский сбор по  своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в  порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве. 

Пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве, установлено, что требования кредиторов  третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек  (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются  отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения  основной суммы задолженности и причитающихся процентов. 


Учитывая, что обязательство должника по уплате задолженности до настоящего времени  не исполнено, заявителем соблюдены требования статьи 4 Закона о банкротстве, требование  Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска признается  подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника в  размере 10 495 279,41 руб. 

Руководствуясь статьями 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края 

О П Р Е Д Е Л И Л:

включить требование ИФНС по Центральному району г. КрасноярскаФедеральной  налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по  Центральному району г. Красноярска в третью очередь реестра требований кредиторов  должника – Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский ориентир" (ИНН  <***>, ОГРН <***>) в размере 10 495 279 руб. 41 коп. штрафа, подлежащего  отдельному учету в реестре требований кредиторов должника. 

Определение вступает в силу немедленно. 

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение 

десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в 

Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Н.В. Двалидзе