ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А34-3038/2018 от 16.05.2018 АС Курганской области

47/2018-32608(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru, 

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 

о прекращении производства по делу 

г. Курган Дело № А34-3038/2018  17 мая 2018 года 

Резолютивная часть определения объявлена 16 мая 2018 года.  В полном объеме определение изготовлено 17 мая 2018 года. 

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Луневой  Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем  Григорьевым А.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по  заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), 

заинтересованные лица: 1. Правительство Курганской области  (ОГРН <***>), 2. Курганская областная Дума, 

о признании недействительным пункта 3 статьи 2 Закона Курганской  области от 26.12.2017 № 118 «О внесении изменений в некоторые законы  Курганской области», 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 16.04.2018, ФИО3, по доверенности от 16.04.2018, 

от заинтересованных лиц: 1. ФИО4, по доверенности от  04.12.2017, 2. ФИО5 по доверенности от 23.04.2018, ФИО6, по доверенности от 24.04.2018, 

прокурор Остаркова Т.А., удостоверение ТО № 201928, 

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1  обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о  признании пункта 3 статьи 2 Закона Курганской области от 26.12.2017 №  118 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» в  части установления ограничения розничной продажи алкогольной  продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции  при оказании услуг общественного питания в помещениях, переведенных  из жилого помещения в нежилое помещение и расположенных в  многоквартирных домах, в помещениях, расположенных в цокольных и  подвальных этажах многоквартирных домов не соответствующим ст. 16  ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании  производства и оборота этилового спирта, алкогольной и 


спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)  алкогольной продукции», ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 №  381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой  деятельности в Российской Федерации» и недействительным в данной  части. 

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в дело вступила прокуратура Курганской области. 

Представитель заявителя в предварительном судебном  ходатайствовал о приобщении к материалам дела пояснений с  приложенными документами, Считает, что оспариваемый нормативный  правовой акт нарушает его права в сфере предпринимательской  деятельности, а также нарушает законодательство о защите конкуренции,  поскольку ставит его в неравные условия при осуществлении им  предпринимательской деятельности в сфере услуг по аренде недвижимого  имущества. Таким образом, полагает, что данный спор носит  экономический характер, и, следовательно, относится к  подведомственности арбитражного суда. 

Представители Правительства Курганской области и Курганской  областной Думы в предварительном судебном заседании заявили  ходатайства о прекращении производства по делу, считают, что поскольку  оспариваемый акт является нормативным правовым актом,  соответственно, данный спор неподведомствен арбитражному суду. Также  представили отзывы на заявление с приложением дополнительных  письменных доказательств. 

Прокурор Курганской области поддержал правовую позицию  заинтересованных лиц. 

Представленные дополнительные письменные доказательства судом  приобщены к материалам дела в силу положений статьи 66 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц,  участвующих в деле, суд установил следующее. 

Согласно статей 4, 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ  «Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации», статей 75, 80, 95 Устава Курганской области Курганская  областная Дума является постоянно действующим высшим и  единственным органом законодательной власти Курганской области, к  полномочиям которой отнесено, в том числе, осуществление  законодательного регулирования по предметам ведения Курганской  области и предметам совместного ведения Российской Федерации и  Курганской области в пределах полномочий Курганской области. 

В рамках реализации указанных выше положений действующего  законодательства 26.12.2017 Курганской областной Думой принят Закон  Курганской области «О внесении изменений в некоторые законы 


Курганской области», который в этот же день был подписан Губернатором  Курганской области, зарегистрирован за № 118 и опубликован на  официальном интернет-портале правовой информации 28.12.2017  (http://www.pravo.gov.ru). 

Не согласившись с положениями пункта 3 статьи 2 Закона  Курганской области от 26.12.2017 № 118 «О внесении изменений в  некоторые законы Курганской области» (далее – Закон № 118) в части  установления ограничения розничной продажи алкогольной продукции, за  исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании  услуг общественного питания в помещениях, переведенных из жилого  помещения в нежилое помещение и расположенных в многоквартирных  домах, в помещениях, расположенных в цокольных и подвальных этажах  многоквартирных домов не соответствующим ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 №  171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об  ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», ст. 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.  15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской  Федерации», заявитель обратился в Арбитражный суд Курганской области  с заявлением о признании указанного Закона недействительным в  обозначенной части. 

Заявленные требования сформулированы по правилам главы 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом,  оспариваемый акт отнесен заявителем к категории нормативных правовых  актов. 

Вместе с тем, суд отмечает, что в рамках положений главы 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  рассматриваются дела об оспаривании затрагивающих права и законные  интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным  законом отдельными государственными или иными публичными  полномочиями, должностных лиц, по общим правилам искового  производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями,  установленными в настоящей главе. 

Оспариваемым заявителем пунктом 3 статьи 2 Закона № 118  предусмотрены ограничения в сфере розничной продажи алкогольной  продукции. В частности, указанной нормой закрепляются положения о  том, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за  исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании  услуг общественного питания, в помещениях, переведенных из жилого  помещения в нежилое помещение и расположенных в многоквартирных 


домах, в помещениях, расположенных в цокольных и подвальных этажах  многоквартирных домов. 

В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О  государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении  потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171- ФЗ), целями данного Федерального закона указаны защита  нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан,  экономических интересов Российской Федерации, обеспечение  безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней. 

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции  Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной  безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. 

На основании части 2 статьи 76 Конституции Российской  Федерации, статьи 3 Закона № 171-ФЗ законодательство о  государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении  потребления (распития) алкогольной продукции состоит, в том числе, из  законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской  Федерации, принимаемых в соответствии с Федеральным законом № 171- ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов  Российской Федерации. 

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об  оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"  разъяснено, что существенными признаками, характеризующими  нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном  порядке управомоченным органом государственной власти, органом  местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем  правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного  круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на  урегулирование общественных отношений либо на изменение или  прекращение существующих правоотношений. 

Судом установлено, что указанные в Законе № 118 положения (в  оспариваемой части) направлены на урегулирование общественных  отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции,  обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное  применение, Закон № 18 опубликован на официальном интернет-портале  правовой информации 28.12.2017 (http://www.pravo.gov.ru). 

Исходя из положений, закрепленных в статьях 2, 4 Закона  Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах  Курганской области», принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в  пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 


от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании  нормативных правовых актов полностью или в части» указанный выше  Закон Курганской области от 26.12.2017 № 118 «О внесении изменений в  некоторые законы Курганской области», отдельные положения которого  оспариваются заявителем, является нормативным правовым актом,  принятым на уровне субъекта Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела  по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации закреплен перечень подведомственных арбитражным судам  экономических споров и иных дел, возникающих из административных и  иных публичных правоотношений, связанных с осуществлением  организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в  порядке административного судопроизводства возникающие из  административных и иных публичных правоотношений экономические  споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и  гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 

- об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов  исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с  настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным  правам; 

- об оспаривании актов федеральных органов исполнительной  власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих  нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с  настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным  правам; 

- об оспаривании затрагивающих права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным  законом отдельными государственными или иными публичными  полномочиями, должностных лиц; 

- об административных правонарушениях, если федеральным  законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; 

- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих  предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных  платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной  порядок их взыскания; 


- другие дела, возникающие из административных и иных  публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение  отнесено к компетенции арбитражного суда. 

Пунктами 1, 1.1 части 4 статьи 34 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Суд по  интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании  нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной  власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права  на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства  (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров,  работ, услуг и предприятий, права использования результатов  интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, а также дела  об оспаривании актов указанных органов, содержащих разъяснения  законодательства и обладающих нормативными свойствами. 

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов  субъекта Российской Федерации, направленных на урегулирование  общественных отношений в сфере розничной продажи алкогольной  продукции, не отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам. 

Между тем в соответствии с частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 1  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции в порядке, предусмотренном  настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им  административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав,  свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов  организаций, возникающие из административных и иных публичных  правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании  нормативных правовых актов полностью или в части. 

В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по  предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в  соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые  акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и  второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует  федеральный закон. 

Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ, которым внесены  изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской  Федерации, из подведомственности арбитражных судов с 6 августа 2014  года исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов. 

Как указывалось ранее, в соответствии с положениями КАС РФ дела  по требованиям об оспаривании нормативных правовых актов полностью  или в части рассматриваются судами общей юрисдикции, независимо от 


субъекта, который обратился в суд с заявлением об оспаривании данных  нормативных правовых актов. 

Данная категория дел в соответствии с действующим  законодательством не подведомственна арбитражным судам. При таких  обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый Закон № 118 в  обозначенной части, являясь нормативным правовым актом, может быть  оспорен в порядке, предусмотренном КАС РФ, в суде общей юрисдикции. 

С учетом изложенного, заявленный предпринимателем спор не  подведомственен арбитражному суду. 

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто  не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем  судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в постановлении от 16.03.1998 N 9-П,  определении от 15.01.2009 N 144-О-П, право каждого на судебную защиту  посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция  которого установлена законом, означает, в частности, что рассмотрение  дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно  выбранным составом суда. В определении от 15.01.2009 N 144-О-П  Конституционный Суд Российской Федерации указал, что рассмотрение  спора в нарушение требований статьи 47 Конституции Российской  Федерации судом, не уполномоченным на его рассмотрение в силу закона,  является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на  исход дела и искажающим саму суть правосудия. 

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, изложенным в пункте 2.5 постановления Пленума от 30 июля  2013 года N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике  при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании  нормативных правовых актов", если арбитражный суд установит, что  отсутствует федеральный закон, в соответствии с которым рассмотрение  дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его  компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150  АПК РФ прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда  заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей  юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на  неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции. 

Стороны не представили арбитражному доказательств того, что  судом общей юрисдикции отказано в рассмотрении настоящего спора по  существу со ссылкой на его неподведомственность суду общей  юрисдикции. В рассматриваемой ситуации заявитель не лишен права на  судебную защиту путем обращения в суд общей юрисдикции с  соответствующим заявлением. 

Ввиду того, что на момент подачи рассматриваемого заявления дела  об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной 


экономической деятельности, были исключены из подведомственности  арбитражных судов, производство по настоящему делу подлежит  прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ

Пунктом 22 Постановления Пленума Арбитражного суда Российской  Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному  разбирательству» предусмотрено, что если при подготовке дела к  судебному разбирательству арбитражный суд установит наличие  обстоятельств, предусмотренных статьями 143, 144, 148, 150  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то в  предварительном судебном заседании производство по делу может быть  приостановлено, заявление оставлено без рассмотрения, либо  производство по делу прекращено, о чем выносится определение. 

ФИО1 при подаче заявления была уплачена государственная  пошлина в размере 300 руб. (чек-ордер от 03.04.2018, л.д.9), в соответствии  со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса  Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального  бюджета. 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 1 части 1  статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

определил:

производство по делу № А34-3038/2018 прекратить.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)  из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Курганской  области. 

Судья Ю.А. Лунева