ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А34-5073/20 от 19.05.2020 АС Курганской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о принятии обеспечительных мер

г. Курган

Дело № А34-5073/2020

19 мая 2020 года

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А., рассмотрев ходатайство Департамента агропромышленного комплекса Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о принятии обеспечительной меры по делу № А34-5073/2020 по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании недействительным представления в части,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным и отмене пункта 3 представления Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 11.02.2020 № 43-45-14/45-16 в части недостижения показателя результативности использования субсидии «ввод газовых распределительных сетей», а также требования представления о возврате средств в доход федерального бюджета денежных средств в размере 9 653 958,83 (4 646 918,83 + 5 007 040,00) руб. за 2017 год.

Определением Арбитражного суда Курганской области от 14.05.2020 указанное заявление оставлено без движения и установлен срок для устранения нарушений требований, предусмотренных статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Департаментом обстоятельства послужившие основанием для оставления заявления без движения, в установленный судом срок устранены.

Определением арбитражного суда от 19.05.2020 заявление Департамента агропромышленного комплекса Курганской области принято к производству.

В просительной части заявления изложено ходатайство о приятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению Федерального казначейства по Курганской области бесспорного списания с бюджета Курганской области, лицевого счета Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, бюджетных средств в размере 9 653 958,83 (4 646 918,83 + 5 007 040,00) руб. за 2017 год, до вступления в законную силу решения по данному заявлению Департамента.

Так же заявитель просит приостановить действие представления Управления Федерального казначейства по Курганской области по Курганской области от 11.02.2020 № 43-45-14/45-16 в полном объеме до вступления в законную силу решения по данному заявлению Департамента.

Рассмотрев ходатайство, суд находит его обоснованным в части, исходя из следующего.

Частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов суд может по ходатайству заявителя приостановить действие оспариваемого акта, решения.

При этом рассмотрение указанного ходатайства осуществляется в порядке, определённом главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 9, абзац 1 пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).

В соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер указано, что правомерность пункта 3 представления Управления от 11.02.2020 № 43-45-14/45-16 в части недостижения показателя результативности использования субсидии «ввод газовых распределительных сетей» и требования о возврате средств в доход федерального бюджета денежных средств в размере 9 653 958,83 (4 646 918,83 + 5 007 040,00) руб. за 2017 год будет проверяться арбитражным судом при рассмотрении настоящего заявления. При этом исполнить решение суда в случае признания незаконным оспариваемого представления, восстановить нарушенные права заявителя в случае непринятия обеспечительных мер будет сложно, так как на возврат взысканных денежных средств будет потрачено продолжительное время. Департамент считает, что испрашиваемая обеспечительная мера связана с предметом спора, обусловлена фактической реализацией целей обеспечительных мер и направлена на предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.

При оценке доводов заявителя суд исходит из следующего:

Как указано в абзаце 2 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объёме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.

Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (абзац 5 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №55).

Перечисленные в части 2 статьи 90 и части 2 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства носят оценочный характер, поэтому их установление происходит путём определения высокой степени вероятности их существования, особенно затруднительности либо невозможности в будущем исполнить решение арбитражного суда.

Из заявления и приложенных документов, следует, что с 26.11.2019 по 30.12.2019 Управлением в отношении Департамента агропромышленного комплекса Курганской области была проведена выездная внеплановая проверка по теме: использование средств из федерального бюджета в рамках федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы», за период 2014–2018 годы.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.12.2019.

11.02.2020 Департаменту выдано представление № 43-45-14/45-16.

По окончании проверочных мероприятий Казначейство пришло к заключению о наличии нарушений, в том числе, пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения нарушения), пунктов 16, 17, 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее – Правила от 30.09.2014 № 999), Департаментом не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет в размере 17 961 702,23 рублей, в связи с невыполнением обязательств, предусмотренных условиями заключенных соглашений, в том числе:

- пунктом 2.2.5 Соглашения от 08.05.2015 № 657/10-с за 2015 год, не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет в связи с не достижением значения показателей результативности использования субсидии «ввод в действие локальных водопроводов», «ввод газовых распределительных сетей» и «количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку» в размере 5 522 866,67 рублей;

- пунктом 2.2.5 Соглашения от 25.03.2016 № 93/10-с за 2016 год, не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет в связи с не достижением значения показателей результативности использования субсидии «ввод в действие локальных водопроводов» и «ввод газовых распределительных сетей» в размере 2 784 876,73 рублей;

-пунктом 4.3.2 Соглашения от 16.02.2017 № 082-07-913 за 2017 год, не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет в связи с не достижением значения показателей результативности использования субсидии «ввод в действие локальных водопроводов» и «ввод газовых распределительных сетей» в размере 4 646 918,83 рублей;

-пунктом 4.3.2 Соглашения от 20.02.2017 № 082-07-564 за 2017 год, не обеспечен возврат средств в федеральный бюджет в связи с не достижением значения показателей результативности использования субсидии «количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку» в размере 5 007 040,00 рублей (пункт 3 мотивировочной части оспариваемого представления).

В резолютивной части оспариваемого представления в пункте 2 Управление требует от Департамента устранить бюджетные нарушения (пункты 3, 4) путем осуществления возврата средств в доход федерального бюджета в размере 25 531 008,05 рублей в связи с не достижением значения показателей результативности и несоблюдением «Графика мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению)», предусмотренных условиями заключенных соглашений, по КБК 004 2 19 25018 02 0000 150 «Возврат остатков субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года» из бюджетов субъектов Российской Федерации», в том числе:

-5 522 866,67 рублей за 2015 год;

-2 784 876,73 рублей за 2016 год;

-9 653 958,83 (4 646 918,83+5 007 040,00) рублей за 2017 год;

-7 569 305,82 рублей за 2018 год.

В представлении также указано, что его невыполнение в установленный срок (до 10.06.2020) влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, неисполнение либо ненадлежащее исполнение предписания может повлечь привлечение к административной ответственности на основании статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде значительных штрафов.

Заявитель просит суд, в целях недопущения дальнейшего списания денежных средств в связи с применением бюджетных мер принуждения, принять обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федерального казначейства по Курганской области бесспорного списания с бюджета области бюджетных средств в размере 9 653 958,83 (4 646 918,83 + 5 007 040,00) руб. за 2017 год, до вступления в законную силу решения по данному заявлению Департамента.

Суд расценивает указанные выше обстоятельства, как свидетельствующие о возможности причинения значительного ущерба заявителю в случае непринятия обеспечительной меры.

Принятие обеспечительной меры необходимо в целях обеспечения нормального функционирования бюджетной системы Курганской области, сохранения необходимых ресурсов для осуществления деятельности Департамента.

Суд также учитывает, что исполнение оспариваемого представления в оспариваемой части будет препятствовать немедленному восстановлению прав и законных интересов заявителя, в случае удовлетворения заявленных им по настоящему делу требований, как это предусмотрено частью седьмой статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (statusquo) между сторонами.

Изучив представленные материалы дела, и, исходя из предмета заявленного требования, испрашиваемой обеспечительной меры, суд полагает, что наложение запрета Управлению Федерального казначейства по Курганской области на бесспорное списание с бюджета Курганской области, лицевого счета Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, бюджетных средств в размере 9 653 958,83 (4 646 918,83 + 5 007 040,00) руб. за 2017 год, до вступления в законную силу решения по данному заявлению Департамента, является соразмерной и разумной обеспечительной мерой. Указанная обеспечительная мера непосредственно связана с предметом заявленного требования, направлена на приостановление исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются оспариваемым ненормативным правовым актом и её непринятие может причинить заявителю значительный ущерб, затруднит исполнение судебного акта.

Учитывая изложенное, суд считает, что до вынесения судебного решения по настоящему делу в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов заинтересованных сторон в спорном правоотношении, а также для эффективного исполнения будущего решения обеспечительные меры должны быть направлены на закрепление существующего состояния спорных отношений (обеспечения statusquo). В рассматриваемом случае обеспечительной мерой, способной сохранить отношения в существующем состоянии, является приостановление действия оспариваемого представления в оспариваемой части.

В рассматриваемом случае обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, в связи с чем ходатайство Департамента агропромышленного комплекса Курганской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) подлежит удовлетворению в части обжалуемого пункта представления.

Поскольку настоящий спор заключается в признании недействительным и отмене пункта 3 представления Управления Федерального казначейства по Курганской области от 11.02.2020 № 43-45-14/45-16 в части недостижения показателя результативности использования субсидии «ввод газовых распределительных сетей», а также требования о возврате в доход федерального бюджета денежных средств в размере 9 653 958,83 (4 646 918,83 + 5 007 040,00) руб. за 2017 год, а в качестве обеспечительной меры так же заявлено приостановление действия указанного представления в полном объеме, ходатайство Департамента о приостановлении действия представления от 11.02.2020 № 43-45-14/45-16 подлежит удовлетворению лишь в части, непосредственно связанной с предметом спора – оспариваемой частью.

Руководствуясь статьями 90, 93, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

ходатайство Департамента агропромышленного комплекса Курганской области о принятии обеспечительных мер удовлетворить.

Наложить запрет на действия Управления Федерального казначейства по Курганской области по бесспорному списанию с бюджета Курганской области, лицевого счета Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, бюджетных средств в размере 9 653 958,83 (4 646 918,83 + 5 007 040,00) руб. за 2017 год, в рамках исполнения представления от 11.02.2020 № 43-45-14/45-16, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Приостановить действие представления Управления Федерального казначейства по Курганской области от 11.02.2020 № 43-45-14/45-16 в части пункта 3, до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-5073/2020, в удовлетворении остальной части ходатайства отказать.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Курганской области.

Судья

Н.А. Обабкова