ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А34-8001/18 от 20.09.2018 АС Курганской области

032/2018-65407(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 46-64-84, факс (3522) 46-38-07

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Курган Дело № А34-8001/2018  21 сентября 2018 года 

Резолютивная часть определения объявлена 20 сентября 2018

Определение вынесено в полном объеме 21 сентября 2018 

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Григорьева А.А., 

при ведении протокола секретарем Черновой И.А.  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

общества с ограниченной ответственностью «Курган-Хантинг» (ОГРН  <***>) 

заинтересованное лицо: Департамент природных ресурсов и охраны  окружающей среды Курганской области (ОГРН <***>, ИНН  <***>) 

 о признании незаконным постановления о назначении административного  наказания, 

при участии:
от заявителя – явки нет, извещен,

от заинтересованного лица – ФИО1, представитель по доверенности   № 01-07/7248 от 06.09.2018, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Курган-Хантинг» (далее  – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с  заявлением о признании незаконным постановления Департамента  природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области  (далее – заинтересованное лицо) от 12.07.2018 № 17-11/121 о привлечении  заявителя к административной ответственности за правонарушение,  предусмотренное частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

Представитель заявителя в предварительное судебное заседание не  явился, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания  извещен надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством 


размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в  сети Интернет информации о времени и месте проведения предварительного  судебного заседания. 

Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном  заседании поддержал доводы, изложенные в представленном отзыве,  выразил согласие на завершение предварительного судебного заседания и  продолжение рассмотрения дела в судебном заседании суда первой  инстанции, ходатайствовал о приобщении к материалам дела ранее  направленных через канцелярию суда возражений на заявление и материалов  дела об административном правонарушении. 

Поступившие от заинтересованного лица документы приобщены судом  к материалам дела. 

Признав дело подготовленным к разбирательству, суд, учитывая  отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, относительно завершения  предварительного судебного заседания, завершил предварительное судебное  заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании  арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьей 137  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие  представителей заявителя. 

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании полагал,  что заявление подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку  объектом рассматриваемого правонарушения являются отношения,  складывающиеся в сфере охраны окружающей среды и природопользования. 

Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив  материалы дела, суд полагает, что производство по делу подлежит  прекращению, исходя из следующего. 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду  подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с  осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.  Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные  дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя,  приобретённый в установленном законом порядке (далее - индивидуальные  предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и  иными федеральными законами, с участием Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и  граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее -  организации и граждане). 


По смыслу положений указанных норм арбитражному суду  подведомственны дела, которые отвечают следующим критериям: 

- рассмотрению подлежит спор экономического характера или спор,  вытекающий из предпринимательской и иной экономической деятельности; 

- при рассмотрении спора в качестве сторон по общему правилу  участвуют юридические лица и индивидуальные предприниматели. 

Таким образом, арбитражный суд является специализированным судом  по разрешению экономических споров, то есть споров, связанных с  экономической (предпринимательской) деятельностью. 

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке  административного судопроизводства возникающие из административных и  иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела,  связанные с осуществлением организациями и гражданами  предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об  административных правонарушениях, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. 

В соответствии со статьёй 207 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений  административных органов возбуждается на основании заявлений  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлечённых к  административной ответственности в связи с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании  решений административных органов о привлечении к административной  ответственности. 

Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 30.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно  которой постановление по делу об административном правонарушении,  связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической  деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,  обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным  процессуальным законодательством. 

В силу разъяснений, данных в пункте 33 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях", жалобы юридических  лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица на постановление о привлечении к  административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в  части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации подлежат рассмотрению в  судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный  предприниматель привлечены к административной ответственности не в  связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной 


экономической деятельности, например, когда объективная сторона  совершенного ими административного правонарушения выражается в  действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение  норм действующего законодательства, в том числе в области охраны  окружающей среды и природопользования, пожарной безопасности. 

Само по себе наличие статуса юридического лица у заявителя не дает  оснований для отнесения спора с его участием к подведомственности  арбитражного суда. 

Таким образом, рассмотрение дел об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной  ответственности за нарушение законодательства в области в области охраны  окружающей среды и природопользования, выразившееся в нарушении  Правил пожарной безопасности в лесах к подведомственности арбитражного  суда не относится. 

Учитывая изложенное, суд полагает, что требования ООО «Курган- Хантинг» о признании незаконным постановления, которым заявитель  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, не подлежат  рассмотрению в арбитражном суде. 

Объектом правонарушений, составы которых сформулированы в главе 8  КоАП РФ (в том числе, в статье 8.32 Кодекса), являются общественные  отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, а не  в сфере предпринимательской деятельности, поскольку объективную  сторону таких правонарушений образуют действия (бездействие), состоящие  в нарушении или невыполнении норм действующего законодательства в  сфере природопользования. 

Таким образом, совершение лицом действий (бездействия), образующих  объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей (частью  статьи) главы 8 КоАП РФ, представляет собой нарушение норм публичного  права, а именно: правил, регулирующих общественные отношения по поводу  охраны окружающей среды. 

Применительно к толкованию закона, данному в пункте 33  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  24.03.2005 № 5, поскольку указанное правонарушение не связано с  предпринимательской и иной экономической деятельностью субъекта,  данный спор неподведомственен арбитражному суду и подлежит  рассмотрению в суде общей юрисдикции. 

Кроме того, суд учитывает также и правовую позицию  Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении  от 21.01.2010 № 1-П, согласно которой каждый имеет право на рассмотрение  его дела компетентным судом. Суд, не уполномоченный на рассмотрение  данного конкретного дела, по смыслу статьи 46 и статьи 47 Конституции  Российской Федерации не является законным судом, принятые же в  результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться  реально обеспечивающими права и свободы. 


Заявитель не лишен права на судебную защиту компетентным судом,  доказательств невозможности разрешить данный спор в установленном  порядке, заявителем не представлено, сведений об обращении с аналогичным  заявлением в суд общей юрисдикции в деле не имеется, заявителем об отказе  в рассмотрении спора судом общей юрисдикции не сообщалось. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство  по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. 

Исходя из вышеизложенного и учитывая, что Общество привлечено к  административной ответственности не в качестве субъекта  предпринимательской деятельности и не в связи с её осуществлением, а как  лицо, допустившее нарушения в сфере охраны окружающей среды и  природопользования (правил пожарной безопасности в лесах), производство  по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи  150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Согласно статье 150 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, в определении о прекращении производства по делу  арбитражный суд разрешает вопросы о возврате государственной пошлины  из бюджета Российской Федерации. 

Поскольку по настоящему делу в соответствии с частью 4 статьи 208  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  государственная пошлина не уплачивалась, оснований для рассмотрения  указанного вопроса не имеется. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184  Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд 

 определил:

 Производство по делу № А34-8001/2018 прекратить. 

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Курганской  области. 

Судья А.А. Григорьев