ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А35-5587/09 от 12.10.2009 АС Курской области

Арбитражный суд Курской области

ул. К. Маркса, 25, г. Курск, 305004

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Курск                                                                                          Дело №А35-5587/09-С9

12 октября 2009 г.

Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Волковой Е.А., после объявленного перерыва в судебном заседании с 07.10.2009 по 12.10.2009 рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области

к

Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области 

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет финансов Курской области

о признании недействительным акта проверки целевого использования субсидий, выделенных из Федерального фонда софинансирования расходов от 14.05.2009 в части признания нецелевого использования средств областного бюджета, поступивших в виде субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в сумме 4 500 000 рублей.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 31.07.2009 № 2, ФИО2 по доверенности № 4 от 09.09.2009;

от ответчика: ФИО3 по доверенности № 44-01-10/2202 от 17.09.2009; ФИО4 по доверенности № 44-01-1012203 от 17.09.2009;

от третьего лица: ФИО5 по доверенности № 01 от 12.01.2009.

У С Т А Н О В И Л:

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным акта проверки целевого использования субсидий, выделенных из Федерального фонда софинансирования расходов от 14.05.2009 в части признания нецелевого использования средств областного бюджета, поступивших в виде субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в сумме 4 500 000 рублей.

Представители заявителя представили Положение о Комитете потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, которое приобщено к материалам дела, пояснили, что ими оспаривается акт проверки от 14.05.2009 в части признания использования денежных средств нецелевым.

Представители ответчика с заявленными требованиями не согласились, поддержав доводы, изложенные в отзывах и дополнениях к нему.

Представитель третьего лица поддержала позицию заявителя, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области создан в соответствии с Уставом Курской области  и постановлением губернатора Курской области от 21.03.2005 № 105 «О структуре исполнительных органов государственной власти Курской области».

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области внесен в Государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1054639031480 от 15 декабря 2005 года. Место нахождения: <...>, Идентификационный номер налогоплательщика 4632052071, код постановки на учет 463201001.

Как усматривается из материалов дела, в период с 20.04.2009 по 14.05.2009 контролером-ревизором отдела финансового контроля и надзора в оборонном комплексе и государственных органах Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее Росфиннадзор) на основании удостоверения от 17.04.2009 № 74, выданного руководителем Территориального управления Росфиннадзора в Курской области в соответствии с централизованным заданием Росфиннадзора, отраженном в письме от 25.02.2009 № 43-01-02 25/860, согласно плану контрольной и надзорной работы на 2009 год, на основании приказов от 17.04.2009 № 177-р, от 29.04.2009 № 194-р, от 06.05.2009 № 204-р проведена проверка целевого использования субсидий, выделенных из Федерального фонда софинансирования расходов в комитете потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

В результате проверочных действий составлен Акт проверки от 14.05.2009, в котором зафиксировано, что средства областного бюджета, поступившие в виде субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в сумме 4 500 000 рублей, использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, сделан вывод, что использование указанных средств является нецелевым.

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, считая указанный акт незаконным в частипризнания нецелевого использования средств областного бюджета, поступивших в виде субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в сумме 4 500 000 рублей, обратился в Арбитражный суд Курской области  с заявлением об оспаривании вышеназванного акта.

В соответствии с п. п. 5.1.1, 5.14.1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление вправе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых может проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

При проведении контрольных и надзорных мероприятий территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора обязаны руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", а также Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным приказом МФ РФ от 04.09.2007 № 75н (далее Административный регламент).

Статья 9 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" устанавливает, что по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт, в котором указываются: дата, время и место составления акта; наименование органа государственного контроля (надзора); дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю; дата, время и место проведения мероприятия по контролю; сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

В соответствии с п. 91 Административного регламента  и нормами Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" результаты проверки оформлены актом проверки, содержащим все сведения, предусмотренные п.п. 95, 96, 97 Административного регламента, в том числе описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы проверки,  которые  в заключительной части акта формируются по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены.

Проверка проведена и составлен Акт проверки в соответствии с требованиями Административного регламента.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следует также отметить, что на основании п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, предметом рассмотрения в суде являются заявления об обжаловании ненормативных правовых актов, которые одновременно как не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушают указанным актом права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц.

Ненормативный правовой акт - это властное предписание, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.

Обжалуемый заявителем документ - акт проверки от 14.05.2009, не является властно-распорядительным документом, не содержит властного предписания об исполнении какой-либо обязанности или наложении санкций, в связи с чем не влечет за собой юридических последствий в отношении заявителя, и носит исключительно информационный характер.

С учетом изложенного, данный документ не является ненормативным правовым актом, на возможность оспаривания которого указано в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства по делу представителю заявителя было предложено конкретизировать неблагоприятные последствия, наступившие для заявителя в связи с составлением оспариваемого акта проверки, а также подтвердить их наличие ссылками на соответствующие документы.

В соответствии с пояснениями Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области к таким последствиям можно отнести ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, а также при наличии состава преступления наложение наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. Однако доказательств, подтверждающих наступление указанных последствий, заявителем не представлено.

Так же заявитель не указалкакие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым актом. Само по себе проведение государственными органами проверочных мероприятий в пределах предоставленных им полномочий ни при каких обстоятельствах не может нарушать права и интересы проверяемого лица, т.к. неблагоприятные правовые последствия могут возникнуть у него исключительно по результатам проведенной проверки, когда в отношении проверяемого могут быть приняты обязательные для исполнения документы властно-распорядительного характера (требования, решения, постановления, предписания и д.р.), т.е. данный документ не является окончательным по решению указанного вопроса, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.

Пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

На основании вышеизложенного арбитражный суд прекращает производство по делу о признании недействительным акта проверки целевого использования субсидий, выделенных из Федерального фонда софинансирования расходов от 14.05.2009 в части признания нецелевого использования средств областного бюджета, поступивших в виде субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в сумме 4 500 000 рублей, в связи с неподведомственностью данного дела арбитражному суду.

Помимо изложенного, арбитражный суд обращает внимание на следующие обстоятельства.

Законом Курской области «Об областном бюджете на 2008 год» утверждены ассигнования на областную целевую программу «Развитие малого предпринимательства в Курской области на 2006-2008 годы» по следующим КБК: ФКР 0412, КЦСР 5223900, КВР 006.

Во исполнение договора Минэкономразвития России от 11.12.2007 №093-ПРОГР-07 в бюджет Курской области направлено целевое финансирование в размере 6009537,32 руб., в том числе 4500000 руб. по мероприятию «Осуществление Некоммерческим партнерством «Областной центр поддержки малого предпринимательства» мероприятий по содействию кредитованию субъектов малого предпринимательства», на условиях софинансирования по мероприятию «Реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» по кодам бюджетной классификации: функциональная классификация расходов 1101 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», целевая статья расходов 3450000 «Малое и среднее предпринимательство», классификация вида расходов 537, экономическая классификация расходов 251 «Перечисление другим бюджетам бюджетной системы».

Комитетом финансов Курской области в соответствии с уведомлением от 11.12.2007 № 101 «О бюджетных ассигнованиях из Федерального бюджета» и Законом Курской области «Об областном бюджете на 2008 год», уведомлением об изменении бюджетных ассигнований по расходам № 2114 от 26.02.2008, уведомлением об объемах финансирования от 19.03.2008 № 8070, реестром на финансирование от 22.05.2008 № 1 Заявителю доведены бюджетные ассигнования по виду расходов 006, целевой статье 3450100, подразделу 0412, разделу 0400 бюджетной классификации, экономической классификации расходов 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» и лимиты бюджетных обязательств по вышеуказанным средствам соответственно по следующим кодам бюджетной классификации: функциональная классификация расходов 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» классификация целевых статей расходов 3450100 «Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», классификация вида расходов 006 «Субсидии юридическим лицам», экономическая классификация расходов 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций».

Реестром на финансирования № 1 от 22.05.2008 средства со счета главного распорядителя (Заявителя) переведены на счет получателя бюджетных средств, которым также являлся комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, по кодам бюджетной классификации: функциональная классификация расходов 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» классификация целевых статей расходов 3450100 «Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», классификация вида расходов 006 «Субсидии юридическим лицам», экономическая классификация расходов 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций».

Распоряжением Губернатора Курской области от 07.06.2008 № 503-р «Об использовании целевых средств, полученных из федерального бюджета в 2007 году, на финансирование мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства» Заявителю поручено направить средства, привлеченные в качестве софинансирования мероприятий в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства, в сумме 4500000 руб. Некоммерческому партнерству «Областной центр поддержки малого предпринимательства» на целевое финансирование мероприятия «Осуществление Некоммерческим партнерством «Областной центр поддержки малого предпринимательства» мероприятий по содействию кредитованию субъектов малого предпринимательства».

Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области расходование средств в соответствии с КБК: ФКР 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» КЦСР 3450100 «Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», КВР 006 «Субсидии юридическим лицам», ЭКР 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» платежным поручением № 5 от 19.06.2008г. в сумме 4 500 000 руб. направлены Некоммерческому партнерству «Областной центр поддержки малого предпринимательства» с назначением платежа «Целевой взнос на мероприятия по содействию кредитования субъектов малого предпринимательства по распоряжению Губернатора Курской области от 07.06.08г. № 503-р, договору №093-ПРОГР-07 от 11.12.2007».

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» утверждены Указания о применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» по виду расходов 006 «Субсидии юридическим лицам» предусмотрено «предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета юридическим лицам, осуществляемое на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг».

В соответствии с Уставом, утвержденным решением Общего собрания учредителей от 11.04.2006, Некоммерческое партнерство «Областной центр поддержки малого предпринимательства» является юридическим лицом и оказывает услуги субъектам малого предпринимательства, в том числе по содействию кредитования субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, вышеуказанные средства в сумме 4500000 руб., выделенные Комитету потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, использованы на цели, соответствующие условиям их получения, определенные уведомлением об изменении бюджетных ассигнований по расходам № 2114 от 26.02.2008, уведомлением об объемах финансирования от 19.03.2008 № 8070 и реестром на финансирование от 22.05.2008 № 1.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями  151, 184, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по делу по заявлению Комитету потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области о признании недействительным акта проверки целевого использования субсидий, выделенных из Федерального фонда софинансирования расходов от 14.05.2009 в части признания нецелевого использования средств областного бюджета, поступивших в виде субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в сумме 4500000 рублей.

Данное определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца со дня его вынесения в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г.Воронеже, в  течение месяца со дня вступления его  в законную силу – в кассационную инстанцию  в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г.Брянске.      

Судья                                                                                                            Е.А. Волкова