ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А35-8971/2017 от 20.07.2018 АС Курской области

с2/2018-65209(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru

Определение

о прекращении производства по делу в части

г. Курск

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Силаковой О.Н., при  ведении протокола секретарем судебного заседания Машошиной Г.И., рассмотрел  в открытом судебном заседании 17.07.2018 с перерывом до 20.07.2018 дело по  заявлению 

Общества с ограниченной ответственностью «УК ЖИЛОЙ ДОМ»  к Государственной жилищной инспекции Курской области 

о признании незаконным предписания № 2481 от 19.06.2017 в отношении  юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ», 

о признании незаконным акта проверки в отношении юридического лица ООО  «УК ЖИЛОЙ ДОМ» № 2481 от 19.06.2017, 

о признании незаконным распоряжения (приказа) № 2481 от 07.06.2017 о  проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица  ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ», изданного Государственной жилищной инспекцией  Курской области, 

об обязании заинтересованного лица отменить распоряжение (приказ) № 2481  от 07.06.2017 в отношении юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ», 

об обязании заинтересованного лица отменить предписание № 2481 от  19.06.2017 в отношении юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ», 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 01.11.2017 № 01-11/17; 

от заинтересованного лица: ФИО2 – по доверенности от 09.01.2018 № 03- 42/3. 

Общество с ограниченной ответственностью «УК ЖИЛОЙ ДОМ» (далее –  ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к 


Государственной жилищной инспекции Курской области о признании незаконным  предписания № 2481 от 19.06.2017 в отношении юридического лица ООО «УК  ЖИЛОЙ ДОМ», о признании незаконным акта проверки в отношении  юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ» № 2481 от 19.06.2017, о признании  незаконным распоряжения (приказа) № 2481 от 07.06.2017 о проведении  внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «УК  ЖИЛОЙ ДОМ», изданного Государственной жилищной инспекцией Курской  области, об обязании заинтересованного лица отменить распоряжение (приказ)   № 2481 от 07.06.2017 в отношении юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ»,  об обязании заинтересованного лица отменить предписание № 2481 от 19.06.2017 в  отношении юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ». 

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица требования отклонил по основаниям,  изложенным в письменном отзыве. 

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «УК ЖИЛОЙ ДОМ», место  нахождения: 305014, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.04.2015 за ОГРН  <***>, ИНН <***>. 

Основанием для проведения проверки послужило обращение ФИО4,  проживающей по адресу: <...>, по вопросу  оснащенности жилого дома общедомовым прибором учета тепловой энергии, с  учетом представления прокуратуры Курской области от 26.12.2016 № 07-02-2016  «Об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений  граждан Российской Федерации». 


оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, управляющая компания  не обеспечила установку общедомового прибора учета. 

ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ» не согласилось с предписанием № 2481 от  19.06.2017, актом поверки № 2481 от 19.06.2017 и распоряжением (приказом)   № 2481 от 07.06.2017 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении  юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ», и оспорило их в арбитражном суде  с соблюдением срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, с учетом даты  получения Обществом оспариваемых актов. 

Арбитражный суд полагает производство по делу в части обжалования  акта проверки в отношении юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ»   № 2481 от 19.06.2017 подлежащим прекращению, по следующим основаниям. 

В соответствии с п.2 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в  порядке административного судопроизводства возникающие из административных  и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные  с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной  экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными  или иными публичными полномочиями, должностных лиц. 

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают  на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции  Курской области, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от  25.10.2016 № 286-пг, государственная жилищная инспекция Курской области  является органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим  государственный жилищный надзор на территории Курской области, и находится в  непосредственном подчинении Губернатора Курской области. 


В соответствии с п.3.1.5 Положения одной из функций Инспекции является  осуществление лицензионного контроля в сфере предпринимательской  деятельности по управлению многоквартирными домами. 

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области  организации и осуществления государственного контроля (надзора),  муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),  муниципального контроля. 

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ по  результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля  (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется  акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки  устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти. 

Таким образом, акт проверки является документом, фиксирующим  выявленные административным органом в ходе проверки нарушения, а также  обстоятельства их совершения. Акт проверки является документом, на основе  которого, может быть вынесено предписание об устранении выявленных  нарушений действующего законодательства, а при наличии признаков  административного правонарушения, может быть составлен протокол об  административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к  административной ответственности. 

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, на  основании распоряжения (приказа) о проведении внеплановой документарной  проверки № 2481 от 07.06.2017 в отношении ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ» проведена  проверка, по результатам которой составлен акт № 2481 от 19.06.2017. 

 В акте проверки № 2481 от 19.06.2017 должностным лицом, проводившим  проверку, указано, что жилой дом № 70 по ул. Чернышевского г. Курска не  оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, управляющая компания  не обеспечила установку общедомового прибора учета. 

Вместе с тем, указанный документ - акт проверки № 2481 от 19.06.2017 – не  может быть признан ненормативным правовым актом, по следующим основаниям. 

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа  или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом,  также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и 


нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или  юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. 

В свою очередь, под ненормативным правовым актом государственного  органа понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный  уполномоченным органом и содержащий обязательные предписания, нарушающие  права и законные интересы лица, а также влекущие юридические последствия. 

Оспариваемый в настоящем деле акт проверки № 2481 от 19.06.2017 не  отвечает вышеуказанным признакам, не является обязательным для исполнения  документом властно-распорядительного характера, за неисполнение которого  установлена административная ответственность, не содержит каких-либо  обязательных предписаний и распоряжений в адрес заявителя, сам по себе  непосредственно не создает для заявителя каких-либо правовых последствий,  возлагающих на заявителя обязанности или препятствующих осуществлению  экономической деятельности. С учетом указанного, оспариваемый документ (акт  проверки) не является ненормативным правовым актом, который можно оспорить в  арбитражном суде. 

 Как отмечалось ранее, в соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Принимая во внимание, что акт проверки Государственной жилищной  инспекции Курской области в отношении юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ  ДОМ» № 2481 от 19.06.2017 не является ненормативным правовым актом,  нарушающим права заявителя, рассмотрение спора по обжалованию данного  документа не подведомственно арбитражному суду. 

В соответствии с п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает  производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в  арбитражном суде. 

С учетом изложенного, производство по делу в части обжалования акта  проверки в отношении юридического лица ООО «УК ЖИЛОЙ ДОМ» № 2481 от  19.06.2017 подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ

В соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.40 НК РФ уплаченная государственная  пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения 


производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей  юрисдикции или арбитражным судом. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185, 188  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу в части обжалования акта проверки Государственной  жилищной инспекции Курской области в отношении юридического лица ООО «УК  ЖИЛОЙ ДОМ» № 2481 от 19.06.2017 прекратить. 

Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «УК ЖИЛОЙ ДОМ»  справку на возврат 3000 руб. госпошлины, уплаченной по квитанции от 20.07.2017. 

Определение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный  апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения, через Арбитражный  суд Курской области. 

Судья О.Н. Силакова