Арбитражный суд Липецкой области
пл.Петра Великого, д.7, г. Липецк, 398066
http://lipetsk.arbitr.ru, е-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении экспертизы
и о приостановлении производства по делу
г. Липецк Дело № А36-1872/2023
16 февраля 2024 года
Резолютивная часть определения объявлена 06 февраля 2024 года
Полный текст определения изготовлен 16 февраля 2024 года
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Мещеряковой Я.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трухачевой А.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «НИККА» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 393030, <...>)
к Прокуратуре Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 398002, <...>)
о взыскании 5 109 945, 60 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: генеральный директор ФИО1, сведения из ЕГРЮЛ,
от ответчика: помощник прокурора Липецкого района Кровопускова Ю.А., доверенность от 01.02.2024г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «НИККА» (далее – ООО «НИККА», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Прокуратуре Липецкой области (далее – ответчик) о взыскании 5109945,60 руб. неосновательного обогащения.
Иск заявлен на основании статей 309, 310, 702, 711, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и государственного контракта № 0146100005320000013 от 21.04.2020г.
По сути заявленных требований представители ООО «НИККА» поддержали исковые требования, ссылаясь на выполнение капитального ремонта самостоятельных объектов в служебных помещениях без заключения договора либо контакта на выполнение указанных работ.
Представители Прокуратуры Липецкой области возражали против заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать, поскольку указанные работы не были предусмотрены контрактом либо договором, не согласовывались в уполномоченном порядке уполномоченными лицами прокуратуры, не требовались для надлежащего использования и функционирования по назначению здания, а так же не являлось предметом конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В ходе судебного заседания представители ООО «НИККА» поддержали заявленное ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы с постановкой на разрешение эксперта (-ов) следующих вопросов:
«1) Выполнены ли обществом с ограниченной ответственностью «Никка» дополнительные работы по капитальному ремонту здания Прокуратуры Липецкой области в соответствии с дополнительным сметным расчетом №02-01-01 на сумму 5 109 950?
2) Какие работы, предусмотренные локальным сметным расчетом №02-01-01:
- были необходимы для выполнения государственного контракта № 0146100005320000013?
- стоимость данных работ?
- соответствуют ли данные работы нормативным требованиям?».
Проведение экспертизы истец просил поручить автономной некоммерческой организации «Строительная Судебно-Экспертная Лаборатория» (г.Тамбов).
Согласно представленному истцом в материалы дела ответа АНО «Строительная судебно-экспертная лаборатория» от 19.10.2023 №673/102 (л.д.13, т.2), выполнение экспертизы может быть поручено одному из следующих экспертов:эксперту ФИО2, имеющему высшее образование, квалификацию – магистр техники и технологии по направлению «Теплоэнергетика», квалификацию судебного эксперта по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», квалификацию судебного эксперта по специальности 16.3 «Исследование домовладений с целью установления возможности их реального раздела между собственниками в соответствии с условиями, заданными судом; разработка вариантов указанного разделах, квалификацию судебного эксперта по специальности 16.5 «Исследование строительных объектов, их отдельных фрагментов, инженерных систем, оборудования и коммуникаций с целью установления объема, качества и стоимости выполненных работ, использованных материалов и изделий», квалификацию судебного эксперта по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с цельюпроведения их оценки», повышение квалификации по программе «Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения» и имеющим свидетельство о повышении квалификации по программе «Проектирование, монтаж и наладка энергосбереганщего оборудования в ЖКХ», имеет стаж экспертной работы – с 2016 г., стаж работы по специальности – с 2008г.; эксперту ФИО3, имеющей высшее образование с присвоением степени бакалавра по направлению подготовки «Строительство», с присвоением степени магистра по направлению подготовки «Строительство», имеющей среднее профессиональное образование по профессии «Мастер сухого строительства» с присвоением квалификации штукатур, монтажник каркасно-обшивных конструкций, право самостоятельного производства судебных экспертиз по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», право самостоятельного производства судебных экспертиз по экспертной специальности 16.4 «Исследование проектной документации, строительных объектов а целях установления их соответствия требованиям специальных правил. Определение технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушениястроительных объектов, частичной или полной утраты ими своих функциональных, эксплуатационных, эстетических и других свойств», , имеющей удостоверение о повышении квалификации по программе «Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности», право самостоятельного производства судебных экспертиз по специальности 27.1 «Исследование объектов землеустройства, в том числе, с определением их границ на местности», стаж экспертной работы – с 2018 г., стаж работы по специальности – с 2018 г.
Предварительная ориентировочная стоимость проведения автономной некоммерческой организацией «Строительная Судебно-Экспертная Лаборатория» судебной строительно-технической экспертизы, согласно указанному ответу, составит 185697 руб., ориентировочный срок проведения экспертизы – 50 дней с даты поступления в адрес экспертов материалов дела.
Представитель Прокуратуры Липецкой области не возражал против назначения судебной строительно-технической экспертизы, возражал против проведения экспертизы автономной некоммерческой организацией «Строительная Судебно-Экспертная Лаборатория» и просил поручить ее проведение экспертам Федерального государственного бюджетного учреждения Липецкая Лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. На разрешение экспертов ответчик просил поставить следующие вопросы:
«1) Выполнены ли ООО «НИККА» дополнительные работы по капитальному ремонту здания Прокуратуры Липецкой области в соответствии с дополнительными локальным сметным расчетом №02-01-01 на сумму 5 109 950 руб.?
2) Какие из работ, предусмотренные локальным сметным расчетом №02-01-01:
а) необходимы для выполнения государственного контракта №0146100005320000013 (без их выполнения подрядчик не мог выполнить работы по основной смете);
б) их невыполнение грозило качеству работ по государственному контракту №0146100005320000013 (грозит годности и прочности результатам выполняемой работы)?
3) На какую сумму выполнены работы, указанные в пункте 2 настоящего запроса?».
Определением от 30.10.2023 суд обязал Федеральное Государственному бюджетное учреждение «Липецкая лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» представить сведения о возможности проведения судебной строительно-технической экспертизы, сведения о стоимости проведения экспертизы, сроке ее проведения и кандидатурах экспертов, которым может быть поручено ее проведение, по установлению выполненных работ проектной документации.
07.11.2023 от Федерального Государственного бюджетного учреждения «Липецкая лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» поступил ответ о возможности проведения экспертизы, которая может быть поручена эксперту ФИО4, имеющему высшее образование: степень магистра техники и технологии по направлению «Строительство», специальность «Экспертиза и управление недвижимостью», квалификацию – учитель экономики, квалификацию по экспертной специальности: 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки»; программа «Актуальные проблемы судебной строительно-технической экспертизы на современном этапе ееразвития» по экспертной специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по направлению «Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта», удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по направлению «Сметное дело», специалист Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение самораулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство», уведомление о включении в Национальный реестр специалистов в области строительства от 03.08.2017г. №040, имеет стаж работы – с 2007 года; и экспертуФИО5, имеющему высшее инженерное образование: квалификация - инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство», среднее профессиональное образование: квалификация - техник по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», начальное профессиональное образование: квалификация - каменщик (3 разряда), экспертную квалификацию по специальности: 16.1 «Технические и сметно-расчетные исследования строительных объектов и территории, функционально связанной с ними»; 16.2 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с целью определения рыночной и иной стоимости», экспертную квалификацию по специальности: 27.1 «Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности» по модулям «Определение на местности границ объектов землеустройства»; «Определение стоимости объектов землеустройства», имеет стаж работы по экспертной специальности с 2016г.
При этом, стоимость выполнения экспертизы Федеральным Государственным бюджетным учреждением «Липецкая лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» по поставленным вопросам составит 193325 руб., срок выполнения – 30 календарных дней с момента поступления материалов дела.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
С целью выяснения фактических обстоятельств дела, суд считает необходимым назначить по делу экспертизу на основании части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как установление обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, требует специальных познаний.
Оценив представленные документы, с учетом необходимости соблюдения баланса интересов сторон, учитывая представленные квалификации кандидатур экспертов, а также принимая во внимание сроки и стоимость проведения исследований, суд, руководствуясь частью 1 статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1-13 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», считает необходимым проведение экспертизы поручить экспертам Федерального государственного бюджетного учреждения «Липецкая лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации»ФИО4 и ФИО5.
По правилу части 2 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом.
Изучив материалы дела, суд полагает необходимым поставить на разрешение экспертов следующие вопросы:
1) Выполнены ли фактически работы, указанные в акте о приемке выполненных
работ № 1 от 15.09.2021г., при выполнении капительного ремонта капитального ремонта здания Прокуратуры Липецкой области, расположенного по адресу: <...>, при исполнении обществом с ограниченной ответственностью «Никка» государственного контракта № 0146100 00532 000 0013 от 21.04.2020г.? Если указанные работы выполнены, то определить их объем и стоимость, а также соответствие качества выполненных работ требованиям ГОСТ, СНиП, СП и иным нормативно-техническим документам.
2) Являются ли работы, указанные в акте о приемке выполненных работ № 1 от
15.09.2021г., дополнительными по отношению к работам, выполняемым по государственному контракту № 0146100 00532 000 0013 от 21.04.2020г.? Если являются,
то определить, являлось ли необходимым выполнение данных работ с учетом условий
государственного контракта № 0146100 00532 000 0013 от 21.04.2020г. и достижения
целей результата работ по данному контракту?
3) Определить вошли ли работы, указанные в акте о приемке выполненных работ №1 от 15.09.2021г. в объем работ, определенных государственным контрактом № 0146100 00532 000 0013 от 21.04.2020г.?
В силу части 3 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, при наличии определенных оснований вправе заявлять отвод конкретному эксперту. В ходе рассмотрения дела отводов кандидатурам экспертов заявлено не было.
Вместе с тем суд разъясняет участвующим в деле лицам их право заявлять отвод эксперту по основаниям, предусмотренным статьей 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд с учетом поставленных на разрешение эксперта вопросов и указанных сроков проведения экспертизы, предлагает экспертам провести экспертизу и представить заключение в срок до 12 марта 2024 года.
Дополнительных вопросов участвующими в деле лицами не заявлено.
В силу пункта 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 г. № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» до назначения экспертизы по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле, суд определяет по согласованию с этими лицами и экспертом (экспертным учреждением, организацией) размер вознаграждения, подлежащего выплате за экспертизу, и устанавливает срок, в течение которого соответствующие денежные суммы должны быть внесены на депозитный счет суда лицами, заявившими ходатайство о проведении экспертизы или давшими согласие на ее проведение.
За проведение экспертизы истцом – ООО «Никка» на депозитный счет арбитражного суда перечислены денежные средства в сумме 185697 руб., что подтверждается платежным поручением №572 от 27.10.2023г.
Отражение экспертом в заключении выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены, не может служить основанием для увеличения ему судом размера вознаграждения (пункт 23 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2014 г. №23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»).
В связи с назначением по делу судебной экспертизы рассмотрение дела приостанавливается на основании части 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 82, 83, 158, 145, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Назначить по делу №A36-1872/2023 судебную строительно-техническую экспертизу.
2.Поручить проведение судебной экспертизы экспертам Федерального государственного бюджетного учреждения «Липецкая лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО5 и ФИО4.
3. На разрешение экспертов поставить следующие вопросы:
1) Выполнены ли фактически работы, указанные в акте о приемке выполненных
работ № 1 от 15.09.2021г., при выполнении капительного ремонта капитального ремонта здания Прокуратуры Липецкой области, расположенного по адресу: <...>, при исполнении обществом с ограниченной ответственностью «Никка» государственного контракта № 0146100 00532 000 0013 от 21.04.2020г.? Если указанные работы выполнены, то определить их объем и стоимость, а также соответствие качества выполненных работ требованиям ГОСТ, СНиП, СП и иным нормативно-техническим документам.
2) Являются ли работы, указанные в акте о приемке выполненных работ № 1 от
15.09.2021г., дополнительными по отношению к работам, выполняемым по государственному контракту № 0146100 00532 000 0013 от 21.04.2020г.? Если являются,
то определить, являлось ли необходимым выполнение данных работ с учетом условий
государственного контракта № 0146100 00532 000 0013 от 21.04.2020г. и достижения
целей результата работ по данному контракту?
3) Определить вошли ли работы, указанные в акте о приемке выполненных работ №1 от 15.09.2021г. в объем работ, определенных государственным контрактом № 0146100 00532 000 0013 от 21.04.2020г.?
4.В соответствии со статьями 55, частью 4 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предупредить экспертов ФИО5 и ФИО4 об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения.
5.В случае необходимости, сторонам представить эксперту дополнительные документы для проведения экспертизы через Арбитражный суд Липецкой области.
6.Если эксперты при проведении экспертизы установят обстоятельства, которые имеют значение для дела и по поводу которых им не были поставлены вопросы, они вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (часть 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
7.Обязать Прокуратуру Липецкой области обеспечить доступ экспертов в здание Прокуратуры Липецкой области, расположенное по адресу: <...>, в указанные экспертами дату и время.
8.Экспертам известить стороны и суд о дате и времени проведения осмотра не позднее чем, за 5 рабочих дней до даты осмотра.
9.Стороны вправе присутствовать при проведении экспертизы, не вмешиваясь в ход исследования.
10. Экспертизу провести по месту нахождения объектов исследования: здание Прокуратуры Липецкой области, расположенное по адресу: <...>, и по месту нахождения экспертов.
11. Обязать общество с ограниченной ответственностью «НИККА» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в срок до 20.02.2024 перечислить на депозитный счет Арбитражного суда Липецкой области денежные средства в сумме 7628 руб. и доказательства (платежное поручение) представить в суд.
12. Экспертизу провести и представить заключение по поставленным вопросам Арбитражный суд Липецкой области в срок до 12 марта 2024 года.
13. Экспертам заблаговременно письменно информировать суд в случае отсутствия возможности проведения экспертизы в установленный срок.
14. Для проведения экспертизы представить материалы дела №A36-1872/2023 в
электронном виде.
15. Приостановить производство по делу № A36-1872/2023 до 12 марта 2024 года.
Определение в части приостановления производства по делу может быть обжаловано.
Лица, участвующие, могут найти информацию о движении дела, месте и времени проведения судебных заседаний, включая сведения об объявленных перерывах на официальном сайте Арбитражного суда Липецкой области (http://lipetsk.arbitr.ru).
Адрес для корреспонденции: 398066, <...>, телефоны помощника судьи Трухачевой А.Э. – (4742) 202-094, секретаря судебного заседания Лазаревой Е.Л. – (4742) 202-042.
Судья Я.Р. Мещерякова