Арбитражный суд Липецкой области
пл.Петра Великого, 7, г.Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
о возвращении заявления
г. Липецк Дело №А36-7713/2021
03 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,
рассмотрев заявление ФИО1, г Липецк
к должностному лицу – Судебному приставу - исполнителю Октябрьского РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО2, г.Липецк
о признании незаконным действия Судебного пристава - исполнителя Октябрьского РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО2 по принудительному взысканию с должника ФИО1 по ИП 48002/21/4376561; №48002/21/4376539,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее – заявитель) 01.09.2021 обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением от 30.08.2021 к Судебному приставу - исполнителю Октябрьского РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО2 о признании незаконным действия Судебного пристава - исполнителя Октябрьского РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО2 по принудительному взысканию с должника ФИО1 по ИП 48002/21/4376561; №48002/21/4376539.
В силу пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
Арбитражный суд, изучив предмет и основания заявления от 30.08.2021, а также приложенные к нему документы, приходит к выводу о том, что заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а подсудно суду общей юрисдикции по следующим основаниям.
Как видно из приложенных к заявлению от 30.08.2021 доказательств, в том числе постановления от 18.06.2021 №48002/21/4376561 о назначении ответственного хранителя, исполнительное производство в отношении должника ФИО1 возбуждено и исполнительные действия совершаются на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции: судебный приказ №2-610/2020 от 30.03.2020, выданный Судебным участком №6 Октябрьского судебного района г.Липецка.
Частью 1 ст.27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.2 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст.197 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В силу ч.3 ст.198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) недействительными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
В части 2 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве»), указано, что заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 данного Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 названного Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст.128 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции. Вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, указанных в части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве, не затрагивающие сводное исполнительное производство в целом и не касающиеся проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, относящихся к исполнению данного исполнительного документа, разрешаются арбитражным судом (например, о правопреемстве взыскателя в исполнительном производстве, возбужденном по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, - статья 48 АПК РФ; об отсрочке (рассрочке) исполнения - статья 324 АПК РФ и т.п.). Арбитражным судом также подлежит рассмотрению заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если оно принято к производству арбитражного суда до объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство, в котором также исполняются исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции.
При этом в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) разъяснено, что основными критериями разграничения предметной компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно оспорить несудебный исполнительный документ - чч. 2 и 3 ст. 128 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Изложенный вывод основан на том, что к предметной компетенции арбитражных судов не отнесена проверка действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу (ст.29 АПК РФ, чч.2 и 3 ст.128 Закона об исполнительном производстве).
Указанный правовой подход подтверждается единообразной судебной практикой (см. Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2018 №304-КГ18-6458 по делу №А67-7722/2017).
С учетом установленных в данном деле обстоятельств, учитывая, что оспаривается действие судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, которое было возбуждено на основании исполнительного документа суда общей юрисдикции, требование об оспаривании таких действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя относится к компетенции суда общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Кроме того, ФИО1 не представлены сведения о ее государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также что спор связан с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, рассмотрение заявленного требования не относится к компетенции арбитражного суда.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации, а также ст.4 АПК РФ установлена гарантия судебной защиты прав и свобод.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11.07.2006 №262-О указал, что закрепленное статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право каждого на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело.
Следовательно, реализация права на судебную защиту не предполагает возможность произвольного (по усмотрению заявителя) выбора суда для защиты нарушенного права.
В силу сформулированных Конституционным Судом РФ принципов права, неправильное применение правил подведомственности при рассмотрении дел является фундаментальным нарушением норм процессуального права и судебной ошибкой (см. Определения Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 №1997-О, от 23.04.2013 №630-О).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 №26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъяснено, что после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.
Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона №451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.11.2018 №451-ФЗ, в том числе в п.1 ч.1 ст.127.1 АПК РФ, заявление подлежит именно возвращению (а не отказу в принятии), поскольку оно может быть рассмотрено в суде общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах заявление от 30.08.2021 подлежит возвращению» на основании п.1 ч.1 ст.129 АПК РФ с учетом разъяснений в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 №26.
Руководствуясь статьями 129, 197, 198, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить ФИО1 заявление от 30.08.2021 к Судебному приставу - исполнителю Октябрьского РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО2 о признании незаконным действия Судебного пристава - исполнителя Октябрьского РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области ФИО2 по принудительному взысканию с должника ФИО1 по ИП 48002/21/4376561; №48002/21/4376539, поступившее в Арбитражный суд Липецкой области 01.09.2021, а также приложенные к нему документы.
Определение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья А.А. Хорошилов