ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А37-3238/2023 от 22.12.2023 АС Магаданской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-3238/2023  22.12.2023 

Резолютивная часть определения объявлена 22.12.2023
Определение в полном объеме изготовлено 22.12.2023

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Дьячковой Э.Л., с  использованием системы веб-конференции, при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело  по исковому заявлению министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской  области (ОГРН 1054900053702, ИНН 4909087951, адрес: 685000, г. Магадан, ул.  Пролетарская, д. 14) в интересах областного государственного бюджетного дорожного  эксплуатационного учреждения «Магаданское» (ОГРН 1144910001147, ИНН 4909119297,  адрес: 685000, г. Магадан, ул. Арманская, д. 42б) 

к бывшему директору ОГБДЭУ «Магаданское» Хижняку Андрею Александровичу

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,  департамент имущественных и земельных отношений Магаданской области (ОГРН  1024900963405, ИНН 4900000554), индивидуальный предприниматель Акимов  Константин Вилорьевич (ОГРНИП 309665825400047, ИНН 665800661606), Кайгородов  Юрий Викторович 

о взыскании 2 525 920 рублей 00 копеек,
при участии в заседании представителей (до и после перерыва):

от истца: Лофинк П.В., доверенность от 19.12.2023 № 23, диплом  от ответчика: Акимов К.В., доверенность от 29.03.2023 № 49/1-н/49-2023-1-647, диплом 

от Акимова К.В.: Акимов К.В., паспорт

от ОГБДЭУ «Магаданское», ДИЗО, Кайгородов Ю.В.: не явились  В заседании 21.12.2023 был объявлен перерыв 22.12.2023 до 12 часов 00 минут 

УСТАНОВИЛ:

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2023 № А6013231/2023 дело по иску министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской  области к бывшему директору ОГБДЭУ «Магаданское» Хижняку Андрею 


Александровичу о взыскании убытков в размере 2 525 920,00 рублей в виде оплаты  юридических услуг представителя Акимова К.В. в рамках заключенных последним и  ОГБДЭУ «Магаданское» договоров от 19.07.2021 № 50-21-1370ОЮ, от 02.08.2021 № 6221-1382, от 09.08.2021 № 66-21-1386ОЮ, от 02.08.2021 № 63-21-1383, от 06.08.2021 № 6421-1384, от 28.10.2021 № 096-21-1416, от 28.10.2021 № 095-21-1415 передано на  рассмотрение Арбитражного суда Магаданской области. Делу присвоен номер А373238/2023. 

В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 15, 53, 53.1  Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от  05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд», представленные доказательства. 

Представитель истца в заседании на удовлетворении заявленных требований  настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, приобщил дополнительные  документы. 

Представитель ответчика, Акимов К.В. в заседании с предъявленными требованиями  не согласен. 

Представители ОГБДЭУ «Магаданское», ДИЗО, Кайгородов Ю.В. в заседание не  явились, извещены. 

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд установил, что настоящее дело  не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и подлежит передаче в областной суд  субъекта для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно  отнесено законом, по следующим основаниям. 

Из положений Устава ОГБДЭУ «Магаданское» следует, что учреждение является  некоммерческой организацией, созданной в целях выполнения государственной услуги  (работы) по организации и осуществлению деятельности по обеспечению бесперебойной  круглогодичной перевозки пассажиров, транспорта и грузов через реку Яна,  осуществления дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения,  и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности. 

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и другой экономической деятельности. 

Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и  рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами,  граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, 


приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих  статуса индивидуального предпринимателя. 

Согласно части 3 статьи 27 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов  федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. 

Согласно статье 225.1 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам,  связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом  лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве,  ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации,  объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей,  некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или)  индивидуальных предпринимателей (далее - корпоративные споры). К числу таких споров  относятся споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о  возмещении убытков. 

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 30 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами  некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации», споры, связанные с созданием государственных и муниципальных  унитарных предприятий, государственных корпораций, корпораций в формах  коммерческих организаций, управлением ими или участием в них, а также в ассоциации  (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей  коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой  организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с  федеральным законом и объединяющей субъектов предпринимательской деятельности  (корпоративные споры), рассматриваются арбитражными судами (пункт 1 статьи 2, пункт  2 статьи 50, статья 65.1 ГК РФ, подпункт 4.1 статьи 33, статья 225.1 АПК РФ). 

Иные корпоративные споры, связанные с созданием, управлением или участием в  других корпорациях, являющихся некоммерческими организациями, рассматриваются  судами общей юрисдикции (пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ, статья 22  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). 

Таким образом, арбитражному суду подведомствены споры, связанные с созданием  юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице только тех 


некоммерческих организаций, которые объединяют коммерческие организации и (или)  индивидуальных предпринимателей. 

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении  законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов  коллегиального исполнительного органа организации» разъяснено, что дела о взыскании  убытков с руководителя организации (в том числе бывшего) рассматриваются судами  общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с правилами о разграничении  компетенции, установленными процессуальным законодательством (часть 3 статьи 22  ГПК РФ, пункт 2 части 1 статьи 33 и пункт 3 статьи 225.1 АПК РФ). 

Спор о привлечении к гражданско-правовой ответственности руководителя  бюджетного учреждения является корпоративным спором, связанным с управлением  некоммерческой организацией, дела по корпоративным спорам которой статьей 225.1  АПК РФ не отнесены к подсудности арбитражных судов, в связи с чем такой спор  подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. 

Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от  30.10.2023 № 310-ЭС23-14269. 

В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не  может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено законом. 

Суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу  статей 46, 47 Конституции Российской Федерации не является законным судом, принятые  же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально  обеспечивающими права и свободы. 

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2006 № 3-П, правосудие должен  осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено  рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться  законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. 

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (компетенции) не отвечает  требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на  рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46,  части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в  результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в  сфере правосудия. 


Отнесение настоящего спора к компетенции судов общей юрисдикции исключает  возможность его рассмотрения арбитражным судом. 

Учитывая изложенное, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

В силу части 4 статьи 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде  выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный  суд передает дело в областной суд того же субъекта Российской Федерации для  направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом. 

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года   № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в  арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом  общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление,  заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 1 части 1 статьи  129 АПК РФ. Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству  искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального  закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 4  статьи 39 АПК РФ

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда  Российской Федерации от 15.01.2009 № 144-О-П часть 4 статьи 39 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующая отношения по передаче  дела из арбитражного суда в целях соблюдения установленных законом требований  подсудности, не препятствует обеспечению защиты законных прав участников спорных  отношений, в том числе конституционных прав на судебную защиту и рассмотрение дела  в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 

При таких обстоятельствах настоящее дело подлежит передаче в Магаданский  областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно  отнесено законом. 

На основании статьи 176 АПК РФ датой вынесения настоящего определения  является дата его изготовления в полном объеме. 

Руководствуясь статьями 27, 39, 184-188, 225.1, 225.9 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 


ОПРЕДЕЛИЛ:

Судья Дьячкова Э.Л.