ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Магадан Дело №А37-332/2019
05 апреля 2019 г.
Резолютивная часть определения объявлена 03 апреля 2019 г.
Определение в полном объёме изготовлено 05 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Скороходовой В.В., при ведении протокола предварительного заседания секретарём судебного заседания Кобеляцкой Л.В., рассмотрев в предварительном заседании дело по заявлению ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРН ИП 312491019300028, ИНН <***>)
к управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному: отозвать из УФНС России по Магаданской области пакет документов, включающий копию распоряжения от 27.12.2018 № 234-р, уведомление о ликвидации, выписку из протокола от 19.11.2018 № 8/625-2, выписку из постановления от 19.11.2018 № 8/625-3 и направить в Общественную организацию Профсоюз работников связи России отказ о принятии документов о ликвидации Магаданской областной организации Профсоюза работников связи;
к УФНС России по Магаданской области: исключить запись из ЕГРЮЛ ГРН 21949000300081 от 17.01.2019 и восстановить предыдущую запись;
к общественной организации Профсоюз работников связи России: признать ничтожным в судебном порядке и не имеющим правовых последствий постановление президиума общественной организации Профсоюз работников связи от 08.11.2018 № 11/37 «О Магаданской областной организации»,
при участии представителей:
заявители: ФИО1, индивидуальный предприниматель ФИО2
от УФНС России по Магаданской области: ФИО3 – ведущий специалист-эксперт правового отдела, доверенность от 09.01.2019 № 04-2019/5;
от Управления Министерства юстиции по Магаданской области и Чукотскому АО: ФИО4 – начальник отдела по делам некоммерческих организаций, доверенность от 18.03.2019 № 49/01-45/656
от общественной организации Профсоюз работников связи России – не явились
УСТАНОВИЛ:
Заявители, ФИО1 и индивидуальный предприниматель ФИО2 обратились в суд с заявлением (с учётом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения):, в котором просят признать незаконной запись в ЕГРЮЛ в сведения об общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России, внесённую УФНС России по Магаданской области 17.01.2019, согласно которой, общественная организация Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России находится в стадии ликвидации.
Обосновывая свои требования, заявители указали, что являются кредиторами общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России. Полагают, что оспариваемая запись внесена на основании решения – постановления Президиума Общественной организации Профсоюз работников связи России от 08.11.2018 № 11/37, принятого в нарушении действующего законодательства и являющегося ничтожным в силу статьи 181.5 ГК РФ, поскольку принятие решения о ликвидации территориальной организации и создании ликвидационной комиссии относится к исключительной компетенции Конференции территориальной организации.
По мнению заявителей, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу не провело необходимое изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, как регистрирующий орган не проверило соответствие представленных документов действующему законодательству.
Кроме того, заявители полагают, что назначение председателем ликвидационной комиссии ФИО5 произведено с целью непроведения должной работы по взысканию дебиторской задолженности, поскольку названное лицо одновременно является руководителем кредитора – Первичной профсоюзной организации Магаданского филиала ОАО «Ростелеком».
В письменных пояснениях, представленных заявителями в предварительном заседании 18.03.2019, заявители уточнили требования, а именно:
- к управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: отозвать из УФНС России по Магаданской области пакет документов, включающий копию распоряжения от 27.12.2018 № 234-р, уведомление о ликвидации, выписку из протокола от 19.11.2018 № 8/625-2, выписку из постановления от 19.11.2018 № 8/625-3 и направить в Общественную организацию Профсоюз работников связи России отказ о принятии документов о ликвидации Магаданской областной организации Профсоюза работников связи;
- к УФНС России по Магаданской области: исключить запись из ЕГРЮЛ ГРН 21949000300081 от 17.01.2019 и восстановить предыдущую запись;
- к общественной организации Профсоюз работников связи в лице председателя ликвидационной комиссии ФИО5: признать ничтожным в судебном порядке и не имеющим правовых последствий постановление президиума общественной организации Профсоюз работников связи от 08.11.2018 № 11/37 «О Магаданской областной организации».
В настоящем предварительном заседании заявители в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поддержали уточнение своих требований. Уточнение принято судом.
Ответчик, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу требования заявителей не признаёт по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 18.03.2019.
В частности, указывает, что Магаданская областная организация Профсоюза является структурным подразделением Профсоюза. Пакет документов о нахождении в процессе ликвидации, представленный с соответствующим уведомлением, соответствовал требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем, было принято решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры ликвидации и назначении председателя ликвидационной комиссии с последующим направлением этого решения в УФНС России по Магаданской области для внесения записи о начале ликвидации. Статьёй 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлен запрет в отношении отказа в государственной регистрации. Территориальные органы Минюста не наделены полномочиями по толкованию федерального законодательства, Уставов профессиональных союзов, оценке порядка проведения конференций, общих собраний.
По мнению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу права заявителей не могут быть нарушены ненормативным актом Управления и налогового органа о внесении сведений в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации, т.к. они не возникают ни из решения о регистрации. Ни из записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации.
Кроме того, полагает, что спор не может быть рассмотрен в арбитражном суде.
Ответчик, УФНС России по Магаданской области, в письменных пояснениях от 13.03.2019 указывает, что органом, уполномоченным принимать решения о государственной регистрации некоммерческой организации является в данном случае Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу. УФНС России по Магаданской области вносит сведения в ЕГРЮЛ на основании распоряжений территориальных органов Минюста России. Оспариваемая запись внесена на основании пакета документов, представленного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 10.01.2019.
Ответчик, Общественная организация Профсоюз работников связи России не согласна с требованиями заявителей по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В частности, указывает, что решение о ликвидации принято на основании пункта 1.18 статьи 54 Устава Профсоюза и не может являться ничтожным. Обращает внимание, что процедура ликвидации проводится с соблюдением установленных ГК РФ (статьи 61-64) этапов: опубликованы сведения о ликвидации, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Промежуточный ликвидационный баланс ещё не составлялся. Решений об отказе в удовлетворении требований кредиторов ликвидационной комиссией также не принимались. Полагает, что права заявителей как кредиторов оспариваемой записью не нарушены, а право оспаривать решение о ликвидации у заявителей отсутствует.
Кроме того, по мнению Профсоюза, поскольку основная цель его деятельности не связана с осуществлением предпринимательской деятельности, спор не может быть рассмотрен в арбитражном суде в силу положений статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также с учётом разъяснений, изложенных в постановлении пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11.
В предварительном заседании заявители поддержали свои требования в полном объёме (с учётом уточнений).
Также представили дополнительные письменные пояснения от 03.04.2019, в которых полагают, что спор может быть рассмотрен в арбитражном суде в связи с тем, что профсоюзные взносы в пользу Магаданской областной организации Профсоюза работников связи России взыскивались Арбитражным судом Магаданской области.
По мнению заявителей, незаконная ликвидации организации нарушает их права на получение в полном объёме причитающихся долгов, поскольку денежных средств не хватит на удовлетворение задолженности. Возобновление деятельности организации повлечёт за собой уплату членских взносов первичными профсоюзными организациями в полном объёме и удовлетворение требований заявителей.
В предварительном заседании представители УФНС России по Магаданской области и управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу поддержали свои правовые позиции, изложенные в отзывах.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав пояснения заявителей и представителей УФНС России по Магаданской области и управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, суд находит, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как следует из материалов дела, Президиумом Профсоюза работников связи России принято решение о ликвидации Магаданской областной организации Профсоюза работников связи (постановление от 08.11.2018 № 11/37).
26.12.2018 в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу поступило уведомление председателя ликвидационной комиссии ФИО5 о ликвидации Общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России с приложением выписок из протокола заседания и постановления Президиума Профсоюза работников связи России от 08.11.2018.
На основании данных документов управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу приняло распоряжение от 27.12.2018 № 234-р о внесении в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры ликвидации юридического лица и назначении председателя ликвидационной комиссии Общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России.
10.01.2019 в УФНС России по Магаданской области поступил пакте документов, включающий копию распоряжения управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 27.12.2018 № 234-р, уведомление о ликвидации по форме Р15001, выписку из протокола от 19.11.2018 № 8/625-2, выписку из постановления от 19.11.2018 № 8/625-3.
18.01.2019 УФНС России по Магаданской области была внесена запись ГРН 21949000300081 о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии в отношении юридического лица - Общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России.
По общему правилу подведомственности критериями разграничения дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами являются субъектный состав лиц, участвующих в деле, и характер спорных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации даёт право гражданам, организациям и иным лицам обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из вышеприведённых норм, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании только тех ненормативных правовых актов и решений административных органов, которые приняты в связи с осуществлением организациями, гражданами и иными лицами предпринимательской или иной экономической деятельности.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнёрстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом, в том числе споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» споры, связанные с созданием государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, корпораций в формах коммерческих организаций, управлением ими или участием в них, а также в ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом и объединяющей субъектов предпринимательской деятельности (корпоративные споры), рассматриваются арбитражными судами (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 50, статья 65.1 ГК РФ, подпункт 4.1 статьи 33, статья 225.1 АПК РФ).
Иные корпоративные споры, связанные с созданием, управлением или участием в других корпорациях, являющихся некоммерческими организациями, рассматриваются судами общей юрисдикции (пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ, статья 22 ГПК РФ).
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» установлено, что дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262 КАС РФ).
В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Как следует из материалов дела и пояснений заявителей, фактически заявители не согласны с началом ликвидации общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи, основанием которой (как и оспариваемых ненормативных актов и действий УФНС России по Магаданской области и управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу) послужил факт принятия Президиумом Профсоюза работников связи России соответствующего решения о ликвидации Магаданской областной организации Профсоюза работников связи.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, включая объединение в профессиональные союзы, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ), закрепляющим основные принципы деятельности общественных объединений.
В статье 4 Федерального закона № 82-ФЗ установлено, что особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений, включая профессиональные союзы, регулируются специальными законами, а Федеральным законом № 82-ФЗ - в той мере, в которой деятельность профессиональных союзов не урегулирована специальными законами.
Таким законом является Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Федеральный закон № 10-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно.
Законодатель в пункте 1 статьи 2 Федерального закона № 10-ФЗ определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Под территориальной организацией профсоюза понимается добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.10.2013 № 22-П указал, что профсоюзы, будучи институтом гражданского общества, путём сотрудничества с работодателями и институтами публичной власти обеспечивают участие работников в установлении условий труда, являются участниками социального партнёрства как общественные объединения, создаваемые для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности.
Таким образом, особенностью профсоюза является объединение граждан, прежде всего, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, являющимися работниками (пенсионерами, временно неработающими, обучающиеся в профессиональной образовательной организации) в конкретных отраслях или видах экономической деятельности, а целью создания профсоюзов является представительство и защита социально-трудовых прав и интересов граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами.
Гражданское законодательство профессиональные союзы, созданные в качестве юридических лиц, относит к общественным организациям, являющимся одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций (подпункт 2 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 1 Устава Общественной организации Профсоюз работников связи России, Профсоюз – добровольная некоммерческая общественная организация, объединяющая членов Профсоюза – работников организаций связи и массовых коммуникаций, учащихся учебных заведений и других организаций, связанных общими производственными, социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующая на территории Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанного выше правового регулирования деятельность профсоюзов не носит экономического характера и не направлена на получение прибыли.
Спор, вытекающий из публичных правоотношений, может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают правовые последствия не только в сфере публичного правоотношения, но одновременно и правоотношения, регулируемого гражданским законодательством и связанного с осуществлением его субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности.
Деятельность профсоюза с возможностью осуществления предпринимательской деятельности заявителями не связана.
Наличие у заявителей имущественных требований к Профсоюзу (задолженность по зарплате и задолженность по оплате оказанных услуг) не переводит данный спор в сферу экономических и не имеет правового значения в рамках рассмотрения вопроса о подведомственности арбитражному суду спора о регистрации решения о начале ликвидации общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи.
Таким образом, спор о законности ненормативных актов о начале ликвидации общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи как юридического лица не является экономическим или связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем, ФИО1, подлежит возврату из бюджета в соответствии с положениями части 1 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с прекращением производства по делу, ходатайство ответчика, общественной организации Профсоюз работников связи России, об участии в судебном заседании (рассмотрении дела по существу) путём использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд г.Москвы рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Производство по делу прекратить.
2. Возвратить ФИО1 из федерального бюджета госпошлину в сумме 300 рублей.
3. Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.