АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сайт: www.magadan.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в разъяснении судебного акта
г. Магадан Дело № А37-686/2019 16 октября 2019 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.В. Кушниренко,
рассмотрев заявление правительства Магаданской области о разъяснении судебного решения по настоящему делу
по заявлению муниципального образования «Город Магадан» в лице мэрии города Магадана
к Магаданской области в лице министерства финансов Магаданской области, соответчик - министерство образования Магаданской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: правительство Магаданской области, прокуратура города Магадана, министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области,
о взыскании с Магаданской области в лице министерства финансов Магаданской области за счёт казны Магаданской области в пользу муниципального образования «Город Магадан» 105 190 848 рублей,
без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, муниципальное образование «Город Магадан» в лице мэрии города Магадана (далее также - мэрия), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением № 403 от 27.03.2019 о признании незаконным бездействия Магаданской области в лице министерства финансов Магаданской области (далее также – минфин МО), выраженное в ненадлежащем обеспечении муниципального образования «Город Магадан» в 2018 году финансовыми средствами для исполнения переданных государственных полномочий Магаданской области по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
количестве 53 человек в соответствии с Законом Магаданской области № 875-ОЗ от 22.06.2007 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» и обязании устранить допущенные нарушения путём обеспечения финансовыми средствами исполнения муниципальным образованием «Город Магадан» переданных государственных полномочий Магаданской области по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в количестве 53 человек в сумме 94 314 348 рублей.
В процессе рассмотрения дела суд определением от 03.07.2019 (т. 3 л.д. 46-53) принял уточнение заявленных требований по настоящему делу - взыскание с Магаданской области в лице министерства финансов Магаданской области за счёт казны Магаданской области в пользу муниципального образования «Город Магадан» 103 055 400 рублей.
В процессе рассмотрения дела суд протокольным определением также удовлетворил ходатайство мэрии б/н от 30.07.2019 об увеличении размера исковых требований до 105 190 848 рублей в отношении 49 человек.
Решением от 10.09.2019 суд удовлетворил уточнённые требования мэрии города Магадана - взыскал с Магаданской области счёт казны Магаданской области в пользу муниципального образования «Город Магадан» убытки в сумме 105 190 848 рублей.
Так, в итоговой части заявления о разъяснении, правительство просило разъяснить порядок исполнения решения арбитражного суда от 10.09.2019 по настоящему делу по следующим вопросам:
по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации за вред, причинённый муниципальному образованию «Город Магадан».
В обоснование поставленных вопросов правительство в заявлении о разъяснении, в частности, указало следующее.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходы бюджета Магаданской области должны осуществляться в соответствии с утверждённым бюджетом на очередной финансовый год. В бюджете Магаданской области, утверждённом Законом Магаданской области № 2238-ОЗ от 26.12.2017 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», денежные средства на исполнение решений судов в обозначенном объёме отсутствуют, что фактически ставит под сомнение фактическое исполнение решения суда. Выделение дополнительных бюджетных средств на исполнение решений судов возможно только в случае перераспределения денежных средств между статьями расходов бюджета. В данном случае будет нарушен существующий баланс, заложенный в бюджете, что делает невозможным исполнение Магаданской областью иных социальных обязательств.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации.
Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств (пункт 1 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации № 13 от 28.05.2019 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).
Согласно статье 217 БК РФ утверждённые показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону о бюджете.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись осуществляется в пределах объёма бюджетных ассигнований, утверждённых законом о бюджете.
Как следует из письма министерства финансов Магаданской области № 3217/013-2 от 30.09.2019 исполнение судебного решения по делу № А37-686/2019 невозможно без изменения параметров бюджета, утверждённых областным законом о бюджете, что вызывает необходимость предварительного внесения изменений в Закон Магаданской области № 2331-ОЗ от 26.12.2018 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».
В соответствии с Уставом Магаданской области право законодательной инициативы в Магаданской областной Думе принадлежит депутатам Магаданской областной Думы, губернатору Магаданской области, председателю Магаданской областной Думы, комитетам Магаданской областной Думы, комиссии по регламенту и депутатской этике, представительным органам городских округов, главам городских округов.
Право законодательной инициативы принадлежит также Магаданскому областному суду, Арбитражному суду Магаданской области в лице их председателей, прокурору Магаданской области, а также гражданам, проживающим на территории Магаданской области, в порядке, установленном законом.
В соответствии с Уставом Магаданской области проекты законов об изменении финансовых обязательств Магаданской области, другие проекты законов, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт средств бюджета Магаданской области, рассматриваются Магаданской областной Думой по представлению губернатора Магаданской области либо при наличии заключения губернатора Магаданской области (статьи 28, 29 Закона Магаданской области N 258-ОЗ от 10.07.2002 «О Магаданской областной Думе»).
К числу субъектов законодательной инициативы в Магаданской областной Думе, участвовавших в рассмотрении дела № А37-686/2019, относятся:
- губернатор Магаданской области, являющийся председателем Правительства Магаданской области;
- глава городского округа «Город Магадан», возглавляющий мэрию города Магадана и представляющий городской округ в отношениях с органами государственной власти;
- прокурор Магаданской области;
- Арбитражный суд Магаданской области в лице его председателя.
Многочисленность субъектов законодательной инициативы в Магаданской областной Думе и различие их процессуального положения в деле № A37-686/2019 также придают неясность порядку исполнения судебного акта.
Положения главы 24.1 БК РФ возлагают исполнение судебных актов по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого в результате действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, за счёт казны соответствующего публично-правового образования на финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в суде от имени субъекта Российской Федерации по таким искам выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинён вред (пункты 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13 от 28.05.2019 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).
Более того, согласно пункту 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) субъект Российской Федерации в случае возмещения им вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, имеет право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.
В целях реализации субъектом Российской Федерации права регресса, установленного пунктом 3.1 статьи 1081 ГК РФ, финансовый орган субъекта Российской Федерации уведомляет соответствующего главного распорядителя средств бюджета
субъекта Российской Федерации об исполнении за счёт казны субъекта Российской Федерации судебного акта о возмещении вреда (пункт 3 статьи 242.2 БК РФ).
В настоящем деле сохраняется неопределённость в принадлежности правового статуса «главный распорядитель» и лица, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого производится указанное возмещение по правилам статьи 1069 ГК РФ за вред, причинённый муниципальному образованию «Город Магадан», что затруднит либо сделает невозможным правильное исполнение судебного акта.
Рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении правительства Магаданской области б/н от 01.10.2019 о разъяснении решения суда по настоящему делу, суд пришёл к выводу, что отсутствуют установленные законом основания для разъяснения судебного решения в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 179 АПК РФ в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Так, в пункте 2 резолютивной части решения от 10.09.2019 суд решил: взыскать с Магаданской области в лице министерства финансов Магаданской области за счёт казны Магаданской области в пользу муниципального образования «Город Магадан» в лице мэрии города Магадана убытки в сумме 105 190 848 рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение в настоящее время не вступило в законную силу ввиду того, что 10.10.2019 министерством финансов Магаданской области на него подана апелляционная жалоба.
Исполнение решения суда в случае его вступления в законную силу будет осуществляться на основании соответствующего исполнительного листа, если мэрия города Магадана предъявит его к исполнению на основании норм бюджетного законодательства.
Ни в одном законодательном акте не содержится норм о том, что судебные акты подлежат исполнению в зависимости от наличия либо отсутствия соответствующих денежных средств.
В компетенцию суда по настоящему делу также не входило выяснение вопросов исполнения судебного решения о взыскании денежных средств за счёт казны публично- правового образования.
Следовательно, каких-либо неясностей, требующих разъяснения, решение суда по настоящему делу не содержит, так как в решениях по делам такой категории не
предполагается указывать или определять (изменять) порядок исполнения судебных актов, установленный бюджетным законодательством, в том числе вмешиваться в урегулированную им деятельность соответствующих уполномоченных органов и лиц.
На основании изложенного суд пришёл к выводу, что в удовлетворении заявления правительства Магаданской области о разъяснении решения от 10.09.2019 по настоящему делу надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 179; 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Судья А.В. Кушниренко