АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
просп. Карла Маркса, 62, г. Магадан, 685000. Телетайп: 145249 «Закон». Тел./факс: (4132) 650380 (пр.)
Сайт: www.magadan.arbitr.ru («Мой арбитр» http://my.arbitr.ru)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-738/2021 14.09.2021
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Э.Л. Дьячковой, рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» от 27.08.2021 о рассрочке исполнения судебного акта по делу по исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 686410, Магаданская область, Омсукчанский район, пгт. Омсукчан, ул. Транспортная, д. 6, кв. 79)
о взыскании 19 824 570 рублей 54 копейки и приложенные к заявлению документы, в том числе ходатайство об отзыве исполнительного листа,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 10.06.2021 по настоящему делу, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 № 06АП-4439/2021 (резолютивная часть от 25.08.2021), исковые требования (с учетом принятого уточнения) о взыскании задолженности за электроэнергию за период с 01.12.2020 по 31.01.2021, неустойки (пени) за период с 19.01.2021 по 03.06.2021 удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» взысканы долг в размере 19 228 271,63 рублей, неустойка в размере 596 298,91 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 122 123,00 рублей, а всего – 19 946 693,54 рублей.
На основании письменного ходатайства взыскателю 31.08.2021 был выдан исполнительный лист от 27.08.2021 серии ФС № 035001491.
ООО «Компания Энергия» 07.09.2021 обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного
суда Магаданской области от 10.06.2021 по делу № А37-738/2021 на следующих условиях:
В срок до 25.12.2021 | |||
В срок до 25.01.2022 | |||
В срок до 25.02.2022 | |||
В срок до 25.03.2022 | |||
В срок до 25.04.2022 | |||
В срок до 25.05.2022 |
В обоснование заявления заявитель сослался на статью 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), статью 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункты 24-28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» и указал следующее.
ООО «Компания Энергия» присвоен статус единой теплоснабжающей (теплосбытовой) организации для объектов, подключенным к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории населенных пунктов. В настоящее время во владении ООО «Компания Энергия» находятся объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, с помощью которых Компания предоставляет услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам на территории МО «Омсукчанский
городской округ» (с 01.09.2019 в п. Дукат и с 01.10.2019 п. Омсукчан) и, как следствие, является одним из наиболее социально значимых предприятий Магаданской области.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» деятельность Компании по оказанию услуг в сфере теплоснабжения (производство и поставка тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям) и ценообразование в отношении этих услуг подлежат государственному регулированию. В соответствии пунктами 13, 15, 16 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования в сфере теплоснабжения) и пунктами 14, 16, 17 постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования в сфере водоснабжения) Общество ежегодно до 1 мая предоставляет предложение об установлении экономически обоснованных цен (тарифов) для потребителей, в т.ч. население.
Вместе с тем, согласно пункту 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пункту 11.1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения наряду с экономически обоснованными тарифами для потребителей устанавливаются льготные регулируемые тарифы при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. На территории Магаданской области Законом от 11.03.2012 № 1474-0З «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» (далее по тексту – Закон № 1474-03) определен перечень лиц, имеющих право на применение льготных тарифов.
Согласно статье 1 Закона № 1474-0З льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц – потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.
Таким образом, на ООО «Компания Энергия» распространяется действие законодательства о государственном регулировании цен на горячее водоснабжение и тепловую энергию, которые Общество поставляет потребителям на территории Омсукчанского городского округа.
Постановлением Правительства Магаданской области от 16.05.2019 № 339-пп утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на финансовое
обеспечение затрат и на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области. В соответствии с пунктом 11 Порядка, заявки на получение субсидии предоставляются в министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области за первый, второй и третий кварталы текущего года ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, за четвертый квартал – ежемесячно. Документы за октябрь, ноябрь текущего года предоставляются организацией не позднее 15 декабря текущего года (пункт 14 Порядка). Для получения субсидии за декабрь текущего года Получатели субсидии представляют в Министерство документы, указанные в пунктах 10, 13 настоящего Порядка, не позднее 20 февраля очередного финансового года.
Ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал), ООО «Компания Энергия» направляет в уполномоченные органы документы для предоставления субсидий за оказание услуг по тепловой энергии и горячего водоснабжения за соответствующие периоды времени.
Зачастую решение об утверждении размера субсидий и их перечислении ООО «Компания Энергия» принимается спустя полтора-два месяца с момента поступления в уполномоченные органы документов для предоставления субсидий. Таким образом, субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат и на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, которые являются основным источником финансовых средств, предоставляются неравномерно – (один раз в три или четыре месяца):
04.02.2021 № 291 | |||||||||
18.08.2020 № 4/B-20, 29.09.2020 № | № 549787 о 21.08.2020, № 695528 от | ||||||||
15/B-20 | 30.09.2020 | ||||||||
№ 695528 от 30.09.2020 | |||||||||
№ 107191 о 11.12.2020, № 4983 от | |||||||||
20.11.2020 | |||||||||
№ 196286 от 28.12.2020 | |||||||||
При таких обстоятельствах Компания не в состоянии единовременно исполнить требования решения суда, поскольку отсутствие субсидий из областного бюджета в целях возмещения фактических затрат по оказанию услуг теплоснабжения неизбежно влечет просрочку платежей, что используется ПАО «Магаданэнерго» для начисления пеней (неустоек). Выплата пеней (неустоек) за нарушение сроков оплаты ухудшает финансовое состояние организации, осложняет оплату текущего потребления в полном объеме.
Более того, для бесперебойного снабжения тепловой энергией и горячей водой индивидуальных предпринимателей, физических и юридических лиц на территории МО «Омсукчанский городской округ» Компания вынуждена продолжать текущее потребление электрической энергии и нести существенные расходы на исполнение критически важных мероприятий по поддержанию в работоспособном состоянии объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, доставшихся Компании (в рамках концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения пос. Дукат Омсукчанского района Магаданской области от 05.10.2020 и концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения пос. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области от 05.10.2020).
Таким образом, имеется ряд объективных причин, которые не позволяют единовременно исполнить требования решения суда в полном объеме за счет собственных средств, а именно:
– поступление доходов от населения равномерными платежами, а не в привязке к отпуску теплоэнергии, т.е. неся основные затраты в зимний период, по факту компания право на получение полного дохода за теплоснабжение получает лишь к началу следующего отопительного сезона, а также начисление субсидий аналогично доходам населению (вместе эти две причины приводят к существенному разрыву в доходах и расходах компании, что выражается в возникновении огромного убытка по итогам первого квартала).
– возможности Компании по введению ограничения потребления тепловой энергии и горячей воды в отношении недобросовестных потребителей не обеспечивают погашение просроченной задолженности потребителями (в отличие от электроснабжающих организаций), поскольку существенно ограничены с технической точки зрения в связи с ненадлежащим содержанием управляющими компаниями внутренних инженерных систем многоквартирных жилых домов;
– платежная дисциплина подавляющего большинства потребителей остается слабой;
– работа Омсукчанского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области не обеспечивает полноценное и своевременное исполнение судебных актов о взыскании с потребителей в пользу Компании задолженности за потребление тепловой энергии и горячего водоснабжения.
– нежелание ряда юридических лиц (частных, государственных и муниципальных) своевременно оплачивать долги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, а судебные процессы затянуты по времени;
– неравномерное поступление Компании основного финансового источника для ведения своей деятельности – субсидий из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат и на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения
– основную часть имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, составляет оборудование и сырье, непосредственно участвующие в производственном процессе. Стоимость остального имущества недостаточна для удовлетворения денежных требований поставщика электроэнергии.
– основную часть имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, составляет оборудование и сырье, непосредственно участвующие в производственном процессе. Стоимость остального имущества недостаточна для удовлетворения денежных требований Взыскателя.
При таких обстоятельствах заявитель полагает, что в настоящее время имеются объективные обстоятельства, затрудняющие единовременное исполнение судебного акта в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ввиду тяжелого финансового положения Компании, недостаточности собственных средств для единовременного погашения своих обязательств перед взыскателем.
Вышеуказанные обстоятельства, включая отсутствие денежных средств у предприятия в размере, необходимом для погашения долга, и непредоставление судом рассрочки исполнение решения суда:
– может вызвать задержку выплаты заработной платы, с высокой долей вероятности повлечь банкротство Компании, а также негативные социальные последствия в период прохождения зимнего отопительного сезона.
При оценке причин и обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, Компания учитывает баланс интересов как должника, так и взыскателя, и считает, что предоставление требуемой рассрочки не затронет существа гарантированных прав сторон, в том числе право ПАО «Магаданэнерго» на исполнение судебного акта в разумный срок.
В то же время, при сохранении возможности для осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности Должник способен оплатить имеющуюся задолженность в течение семи месяцев. Рассрочка исполнения решения суда позволит исполнить долговые обязательства перед Взыскателем и предотвратить банкротство Должника.
В соответствии с частью 2 статьи 324 АПК РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
При подаче заявления заявитель обратился с ходатайством от 27.08.2021 об отзыве исполнительного листа у взыскателя, полагая о возможном нарушении его прав и законных интересов в случае предоставления судом рассрочки исполнения судебного акта, могущим выразиться в бесспорном списании денежных средств со счетов общества при предъявлении исполнительного листа для исполнения.
Рассмотрев ходатайство, суд пришел к следующему.
Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом (части 1, 2 статьи 318 АПК РФ).
АПК РФ, Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденная постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 100, допускает отзыв исполнительного листа судом в случаях:
– нарушения порядка выдачи исполнительного листа (часть 7 статьи 319 АПК РФ),
– изменения, частичной отмены, отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении иска (требования) (пункт 17.29 Инструкции).
В других случаях отзыв исполнительного листа в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возможен исключительно по волеизъявлению и действиями взыскателя, чьи имущественные права обеспечены таким исполнительным документом.
Таким образом, суд, выдавший исполнительный лист на основании вступившего в законную силу судебного акта с соблюдением требований АПК РФ, не имеет правовых оснований для его отзыва.
Руководствуясь статьями 137, 159, 184, 185, 318, 319, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Документы можно также представить в Арбитражный суд Магаданской области в электронном виде, используя сервис «Мой арбитр», находящийся по адресу www.my.arbitr.ru или на официальном сайте суда www.magadan.arbitr.ru.
С информацией о назначении судебных заседаний по данному делу можно ознакомиться на сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru
Судья Э.Л. Дьячкова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр
Дата 30.05.2021 21:19:21
Кому выдана a37.edyachkova@arbitr.ru
Дата подачи заявки Дата заключения соглашения о Дата поступления субсидий
предоставлении субсидий
22.01.2021 № 147 03.03.2021 п/п № 416380
24.02.2021 № 1/Д-20
22.01.2021 № 146
22.01.2021 № 148 04.03.2021 п/п № 422421
03.03.2021 № 2/Д-20
22.01.2021 № 145
21.12.2020 № 2525 03.03.2021 п/п № 416381
24.02.2021 № 16/Н-20
21.12.2020 № 2523
21.12.2020 № 2524 04.03.2021 п/п № 422420
03.03.2021 № 17/Н-20
21.12.2020 № 2522
04.02.2021 № 293 03.03.2021 п/п № 416378, 03.03.2021
02.03.2021 10/А-21, 02.03.2021 9/A-21
п/п № 416379
04.02.2021 № 290
04.02.2021 № 294