ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А37-80/09 от 18.03.2009 АС Магаданской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Телетайп 145249 «Закон».Тел./факс(4132) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)

Электронная почта: arbitr@online.magadan.su. Сайт: http://magadan.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Магадан    Дело № А37-80/2009

18 марта 2009г.

Арбитражный суд  Магаданской области  в составе судьи Скороходовой В.В.

при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой»

к Администрации Магаданской области

о признании недействительным постановления от 02.10.2008г. №385-па «Об утверждении предельных тарифов на услуги теплоснабжения, применяемых для межбюджетных отношений по определению размера субсидий, выделяемых из областного бюджета на снижение стоимости услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения в 2009 году» в части установления предельных тарифов для муниципального образования «поселок Омсукчан» в сумме 62,25руб. за 1 кв.м в месяц, для муниципального образования «поселок Дукат» в сумме 62,25 руб. за 1 кв.м в месяц

третье лицо: Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 12.01.2009г.; ФИО2 по доверенности от 12.01.2009г.

от ответчика: ФИО3 – консультант правового управления, доверенность от 22.12.2008г. №6099

от третьего лица: ФИО4 – зам.начальника по регулированию тарифов в ЖКК и социальной сфере, доверенность от 10.02.2009г. №165

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Востокмонтажспецстрой», обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения), в котором просит  признать постановление Администрации Магаданской области от 02.10.2008г. №385-па «Об утверждении предельных тарифов на услуги теплоснабжения, применяемых для межбюджетных отношений по определению размера субсидий, выделяемых из областного бюджета на снижение стоимости услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения в 2009 году» недействительным в части установления предельных тарифов для муниципального образования «поселок Омсукчан» в сумме 62,25руб. за 1 кв.м в месяц, для муниципального образования «поселок Дукат» в сумме 62,25 руб. за 1 кв.м в месяц.

Кроме того, заявитель просит обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя: признать размер предельных тарифов для Муниципального образования поселок Омсукчан в сумме – 79,38 руб. за 1 кв. метр в месяц; для Муниципального образования поселок Дукат в сумме – 93,38 руб. за 1 кв. метр в месяц.

В обоснование своих требований заявитель сослался на Постановление Правительства РФ от 29.08.2005г. №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения коммунальных услуг», Федеральный закон от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Закон Магаданской области от 09.02.2006г. №678-ОЗ «О субсидиях бюджетам муниципальных образований для снижения платежей населения за услуги теплоснабжения и потребляемую электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями», указав, что установленный оспариваемым постановлением тариф противоречит перечисленным выше нормативным актам, т.к.  рассчитываемые с использованием спорного тарифа субсидии в совокупности с тарифами для населения, принятыми в соответствии с предельными индексами, не покрывают в полном объеме затраты  ООО «Востокмонтажспецстрой» на оказание населению услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

К судебному заседанию от заявителя поступили дополнительные письменные пояснения от 16.03.2009г., в которых заявитель поддерживает ранее изложенную правовую позицию в полном объеме.

Кроме того, указал, что предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению населения п.Омсукчан и п.Дукат  осуществляется им на основании договоров аренды муниципального имущества от 05.06.2008г. на аренду собственности
муниципального образования «пос. Дукат» и собственности муниципального образования «пос.
Омсукчан», согласно п.1.3 которых, имущество передается в аренду для
использования его для организации деятельности по предоставлению услуг потребителям пос.
Омсукчан и Дукат по теплоснабжению и горячему водоснабжению, а также обслуживанию
электроподстанций, электрических сетей наружного освещения, а также на основании договоров с управляющими компаниями  указанных поселков – ООО «Наш дом», МУП «Спутник» и ТСЖ «Наша жизнь».

По мнению заявителя, поскольку именно субъектом РФ (Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области) издан нормативный акт - Приказ от 23.10.2008г. № 2-ЖКХ/27 «Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Магаданской области на 2009 год», в соответствии с которым органами местного самоуправления тарифы для населения установлены в значительно меньшем размере, чем экономически обоснованные, то обязанность обеспечить полное возмещение расходов энергоснабжающей организации возлагается на субъект РФ. В обоснование такого вывода заявитель ссылается на ст.133 Конституции РФ, ст.85 Бюджетного кодекса РФ, а также на Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006г. №5-П, от 17.06.2004г. №12-П, Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. №288-О-П.

Заявитель полагает, что размер софинансирования расходных обязательств, в данном случае – размер субсидий, а соответственно и тариф для их расчета, должен определяться субъектом в зависимости от финансовых возможностей бюджетов муниципальных образований, т.е. определяя спорный тариф, ответчик должен был выяснить, в каком объеме муниципальное образование за счет собственных средств сможет возместить выпадающие доходы энергоснабжающей организации, и с учетом этого произвести расчет спорного тарифа. Вместе с тем, вопрос о наличии у муниципальных образований указанных средств ответчиком при установлении спорного тарифа  не выяснялся. При этом, средств, выделенных на основе софинансирования бюджетами Муниципального Образования и Магаданской области, достаточно лишь для приобретения топлива на 9 месяцев 2009г. (письмо главы поселка Дукат № 168 от 05.03.2009г.).

Непосредственно в судебном заседании от заявителя поступили дополнительные письменные пояснения от 18.03.2009г., в которых заявителем указан предельный тариф, который, по мнению заявителя, обеспечит покрытие его затрат – 79,38руб./кв.м по п.Омсукчан и 93,38 руб./кв.м по п.Дукат, а также приведен расчет указанного тарифа.

Ответчик в письменном отзыве от 30.01.2009г. №402, ссылаясь на п.5 ст.27 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ», п.14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004г. №80, ст.ст.6, 8 Бюджетного кодекса РФ, ст.3 Закона Магаданской области от 14.07.2005г. №594-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Магаданской области»,  полагает, что производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ, поскольку оспариваемый нормативный акт, предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с установлением предельных тарифов за услуги теплоснабжения, применяемых для межбюджетных отношений по определению размера предоставляемых бюджетам муниципальных образований субсидий, принят в пределах бюджетных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Магаданской области, не затрагивает прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требования заявителя ответчик не признает по основаниям, изложенным в дополнениях к отзыву  от 25.02.2009г. №855, а также от  12.03.2009г.

По мнению ответчика,  не исполнение органами местного самоуправления требований федеральных нормативных актов, действовавших до введения предельных индексов, привело к возникновению убытков у заявителя. Также ответчик полагает, что возмещение выпадающих доходов заявителя относится к вопросам местного значения, а именно охватывается  пп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом), в связи с чем, затраты энергоснабжающей организации, которые не покрываются субсидией из областного бюджета, должны возмещаться муниципальным образованием, в границах которого организация оказывает соответствующие коммунальные услуги.

Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в письменном отзыве от 25.02.2009г. №220 полагает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

К судебному заседанию от третьего  лица поступили дополнительные пояснения от 16.03.2008г. №288.

В частности, Департамент указал, что на 2009 год расчет предельного тарифа на услуги теплоснабжения произведен на основе установленной муниципальными образованиями платы граждан за услуги теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) в 2008 году в соответствии с предельными индексами изменения платы граждан за коммунальные услуги, утвержденными приказом ФСТ России от 11.04.2007г. № 68-э/5 и возможным ростом 127,4 %. Поскольку ФСТ России на 2009 год (приказ от 08.08.2008г. №136-э/2) в среднем по Магаданской области максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию на 2009 год установлена 124,2 % к 2008 году, то для расчета предельного тарифа на услуги теплоснабжения был применен индекс 127,4 %, учитывающий   стоимость физической воды, используемой для производства ГВС. Таким образом, предельный тариф на услуги теплоснабжения в Омсукчанском районе (МО «поселок Омсукчан» и «поселок Дукат») составил 62,25 руб. за кв.м исходя из: плата граждан за услуги теплоснабжения в 2008г. 48,88 руб. за кв.м х 127,4 % = 62,25 руб. за кв.м, соответственно 61,6 % от экономически обоснованных затрат 101,05 руб./кв.м по п.Омсукчан и 66,8 % от 93,20 руб. /кв.м по п.Дукат.

Ссылаясь на п.2.1 ч.2 ст.6 Федерального закона от 26.12.2005г. №184-ФЗ и  письмо ФСТ России от 25.09.2007г. № НБ-5548/5,  Департамент полагает, что муниципальные образования при установлении платы граждан за коммунальные услуги имеют возможность превысить предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги в случае изменения набора и объема этих услуг. Кроме того, предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги устанавливается по совокупности всех видов коммунальных услуг, в связи с чем, рост размера платы граждан по каждому из видов коммунальных услуг может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов.

По мнению Департамента, разница между экономически обоснованными тарифами на оказание услуг по теплоснабжению и платой граждан за указанные услуги плюс субсидии из областного бюджета должна компенсироваться за счет средств муниципальных образований, что подтверждается в том числе, п.4.4. договора по обеспечению потребителей жилищно-коммунальными услугами от 05.06.2008г., заключенного между ООО «Наш дом» и заявителем.

Также Департамент ссылается на недостоверность приведенных заявителем расчетов.

В судебном заседании от заявителя поступило ходатайство от 18.03.2009г. об объединении в одно производство настоящего дела и дела №А37-79/2009. В обоснование ходатайства заявитель ссылается на ст.130 АПК РФ, полагая, что объединение указанных дел будет способствовать более полному всестороннему и скорейшему рассмотрению дел.

Представители ответчика и третьего лица против объединения дел в одно производство возражали.

В силу ч.2 ст.130 АПК РФ, суд вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.

В рамках дела №А37-79/2009 заявитель оспаривает положения  нормативного акта, принятого  Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области. Рассмотрение указанных требований регламентируется нормами главы 23 АПК РФ, имеющими существенные отличия от норм главы 24 АПК РФ, в рамках которых  рассматриваются требования заявителя по настоящему делу, в том числе в части состава суда (коллегиально или единолично), а также порядка обжалования. Кроме того, оспариваемые акты приняты различными государственными органами, т.е. дела №А37-79/2009 и №А37-80/2009 различаются также составом участвующих в них лиц.

В соответствии со ст. 6 АПК РФ, законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается, в том числе, соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В данном случае объединение  дел №А37-79/2009 и №А37-80/2009 приведет к нарушению процессуальных норм, закрепленных гл.23 и гл.24 АПК РФ.

Таким образом, рассмотрев ходатайство заявителя, суд не находит оснований для его удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  суд пришел к выводу, что спор не может быть рассмотрен по существу в данном судебном заседании в связи с необходимостью дополнительных доказательств.

В ходе судебного заседания между лицами, участвующими в деле, возникли разногласия относительно расчета экономически обоснованного тарифа на кв.м., который указан Департаментом в качестве составляющей для определения спорного тарифа. Данные разногласия обусловлены использованием при расчетах различных нормативов потребления коммунальных услуг: заявитель использует нормативы, утвержденные решением Собрания представителей Омсукчанского района от 16.09.2008г. №54, ответчик и третье лицо - нормативы, утвержденные решением Собрания представителей Омсукчанского района от 25.04.2007г. №22. При определении размера субсидии стороны также используют рассчитанные ими различные экономически обоснованные тарифы. При этом, согласно Закону Магаданской области №678-ОЗ, экономически обоснованный тариф на услуги теплоснабжения - прогнозируемый тариф на услуги теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения), устанавливаемый органами местного самоуправления для населения, рассчитываемый на 1 квадратный метр общей площади обслуживаемых жилых помещений с учетом нормативов потребления. В материалах дела документ, подтверждающий тариф, как он определен Законом №678-ОЗ, отсутствует.

Кроме того, Департаментом не обоснован примененный им при расчетах предельно возможный уровень возмещения платежами граждан экономически обоснованных затрат (61,6% - п.Омсукчан, 66,8% - п.Дукат).

Также отсутствуют документы (решения о бюджете на 2009г. по соответствующим муниципальным образованиям), подтверждающие указанные заявителем данные  о размере денежных средств (1834,3 тыс.руб. и 623,4 тыс.руб.), выделенных из бюджетов муниципальных образований. 

Руководствуясь ст.ст.158, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Судебное разбирательство  по делу отложитьдо 08 апреля 2009г.  11 час. 00 мин.

2. В порядке подготовки материалов к рассмотрению дела представить следующие документы:

Заявителю –  представить документы (решения о бюджете на 2009г. по соответствующим муниципальным образованиям), подтверждающие данные  о размере денежных средств (1834,3 тыс.руб. и 623,4 тыс.руб.), выделенных из бюджетов муниципальных образований;  другие доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований.

            Ответчику и третьему лицу  –  обосновать примененный при расчетах предельно возможный уровень возмещения платежами граждан экономически обоснованных затрат (61,6% - п.Омсукчан, 66,8% - п.Дукат); представить документ, подтверждающий экономически обоснованный тариф, установленный в порядке, определенном  Законом №678-ОЗ; привести конкретный перечень составляющих, которые были использованы при расчете спорных тарифов;  другие доказательства, имеющие отношение к делу.

3. Дополнительно разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии со ст. ст. 65 и 66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано до начала судебного заседания раскрыть перед другими участвующими в деле лицами доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений, а также направить им копии документов, если эти документы у них отсутствуют.

Лицам, участвующим в деле, предлагается обеспечить явку уполномоченных представителей в судебное заседание или сообщить о возможности рассмотрения дела в отсутствие своих представителей.  

С информацией о ходе движения дела можно ознакомиться на сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru

Судья                                                                                              В.В.Скороходова