АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без движения
«12» марта 2015 года | Дело № А38-1254/2015 | г. Йошкар-Ола |
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Лежнина В.В.
рассмотрел заявление и приложенные к нему документы Военного комиссариата Республики Марий Эл
заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Советский отдел
о признании незаконным действия органа, осуществляющего публичные полномочия
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, военный комиссариат Республики Марий Эл, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ответчику, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Советский отдел, в котором просит:
«1. Признать действие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Советский отдел в отказе регистрации права оперативного управления на административное здание отдела военного комиссариата Республики Марий Эл по Советскому муниципальному району по адресу: Республика Марий Эл, пгт. Советский, д.6 «б» незаконным.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл провести государственную регистрацию права оперативного управления на недвижимое имущество: административное здание отдела военного комиссариата Республики Марий Эл по Советскому муниципальному образованию, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, п. Советский, д.6 «б».
Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, с особенностями установленными главой 24 АПК РФ.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 и статьей 199 АПК РФ, с приложением документов, указанных в статье 126 АПК РФ.
Однако заявление составлено с существенным нарушением требований арбитражного процессуального законодательства к его содержанию, а также вопреки правилам о документах, прилагаемых к заявлению, что влечет его оставление без движения по следующим правовым и процессуальным основаниям.
1. Заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, подлежит разбирательству не по правилам искового производства, а по специальным правилам главы 24 АПК РФ как дело, вытекающее из административных и иных публичных право- отношений. Стороны спора публичного содержания занимают процессуальное положение заявителя (лицо, считающее, что решение или действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы) и ответчика (орган, осуществляющий публичные полномочия, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемое действие (бездействие).
Таким образом, процессуальное положение органа, осуществляющего публичные полномочия, неправильно определено как заинтересованного лица.
Указанная процессуальная ошибка подлежит устранению путём внесения соответствующего изменения в текст заявления с тем, чтобы уточнить процессуальное положение органа, осуществляющего публичные полномочия. Изложенное нарушение является основанием для оставления заявления без движения.
2. В силу пункта 9 части 1 статьи 126 АПК РФ к заявлению должна прилагаться выписка из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства заявителя и ответчика. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения заявителя в арбитражный суд.
Между тем в материалах заявления отсутствуют документы, позволяющие проверить статус заявителя и ответчика, их место нахождения. По этой причине арбитражный суд оставляет заявление без движения и устанавливает срок для представления выписок из ЕГРЮЛ.
3. В соответствии с частью 3 статьи 125, частью 1 статьи 126 АПК РФ истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11 от 9 декабря 2002 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ» при отсутствии уведомления о вручении направление искового заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии искового заявления с уведомлением о вручении.
Однако предписание закона не исполнено, к заявлению не приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют (пункт 1 части 1 статьи 126 АПК РФ). Имеющаяся в материалах заявления светокопия почтовой квитанции о высылке заказного письма не принимается арбитражным судом в качестве надлежащего доказательства извещения ответчика, поскольку в ней отсутствует отметка о направлении заявления с уведомлением о вручении и не представлен вопреки требованию статьи 75 АПК РФ ее подлинник.
По этой причине арбитражный суд оставляет заявление без движения в связи с нарушением предусмотренного частью 3 статьи 125 АПК РФ, пунктом 1 статьи 126 АПК РФ порядка уведомления ответчика.
4. Согласно пунктам 4 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении необходимо указать требование о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, а также законы и иные нормативные
правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, действие (бездействие). При этом арбитражный суд может принять решение по заявлению при условии, если требование является юридически конкретным, определенным и реально исполнимым.
Заявление подано в рамках главы 24 АПК РФ. В резолютивной части заявления изложено требование: «признать действие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Советский отдел в отказе регистрации права оперативного управления на административное здание отдела военного комиссариата Республики Марий Эл по Советскому муниципальному району по адресу: Республика Марий Эл, пгт. Советский, д.6 «б» незаконным».
Однако такое требование не соответствует предусмотренным статьей 201 АПК РФ формулировкам и процессуальной терминологии, которые используются арбитражным судом при принятии решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. В резолютивной части заявления, как и в решении, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Предметом судебного оспаривания может быть самостоятельное требование о признании действия (бездействия) незаконным, и отдельное требование о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным. Каждое из этих требований рассматривается законом в качестве обособленного способа за- щиты прав, имеющего собственное правовое и процессуальное содержание, дату и по- рядок совершения, а также специальные последствия. Юридически значимые действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, подлежат обжалованию в судебном порядке при условии, если они не имеют письменного оформления, могут быть конкретно описаны и ими фактически ограничены или нарушены права субъекта предпринимательской деятельности. Напротив, в случае нарушения прав заявителя в результате принятия органом, осуществляющим публичные полномочия, решения процессуально грамотным является оспаривание в судебном порядке содержания письменного акта (решения).
Из приложенных к заявлению документов следует, что ответчик принял письменное решение об отказе заявителю в государственной регистрации права оперативного управления на здание, которое изложено в сообщении № 05/034/2014-331 от 19.12.2014.
Однако требование о признании недействительным этого решения не заявлено.
Кроме того, в резолютивной части заявления должны быть описаны все индивидуально-определенные признаки объекта недвижимости, на который заявитель просит признать право оперативного управления.
Также в резолютивной части заявления должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует решение ответчика.
Таким образом, заявителю предлагается привести заявленное требование в соответствие с предусмотренными статьей 201 АПК РФ формулировками и процессуальной терминологией, которые используются арбитражным судом при принятии решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Выявленные арбитражным судом существенные процессуальные нарушения влекут оставление заявления без движения.
5. По правилам части 1 статьи 125 АПК РФ исковое заявление подписывается истцом или его представителем. При этом в силу пункта 5 части 1 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению должны быть приложены доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
Заявление подписано Шишкиным В., действующим по доверенности № 2/2015 от 12.01.2015. Указанная доверенность, подписанная военным комиссаром Республики Марий Эл Сидоркиным С.М., приложена к заявлению. Однако заявителем не представ- лены доказательства, подтверждающие полномочия Сидоркина С.М. действовать от имени заявителя и наделять полномочиями других лиц на представление интересов военного комиссариата Республики Марий Эл.
Так, согласно части 5 статьи 61 АПК РФ доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. В соответствии с частью 4 статьи 59, частью 1 статьи 61 АПК РФ полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
В материалах заявления отсутствуют документы о назначении ФИО1 на должность военного комиссара Республики Марий Эл и о его праве выдавать доверенности на совершение процессуальных действий от имени военного комиссариата Республики Марий Эл. Тем самым полномочия представителя заявителя на подписание заявления не доказаны необходимыми документами, что является основанием для оставления заявления без движения.
Кроме того, к заявлению приложена ксерокопия доверенности № 2/2015 от 12.01.2015 на имя ФИО2, не имеющая необходимого удостоверения. В силу части 8 статьи 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Надлежащим образом заверенной копией доверенности является, в частности, копия доверенности, верность которой засвидетельствована нотариусом или арбитражным судом, рассматривающим дело (пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ № 99 от 22.12.2005 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
Поэтому арбитражный суд признает заявление подписанным лицом, полномочия которого на подписание заявления не доказаны правильно оформленным документом. Тем самым заявителем не исполнены требования статьи 125 АПК РФ к форме заявления, что препятствует его принятию к производству и является основанием для оставления заявления без движения.
6. В силу части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из содержания заявления усматривается, что требование о регистрации права оперативного управления на здание заявитель связывает с участием в спорных право- отношениях не только ответчика, но и собственника недвижимого имущества - Российской Федерации от имени которого на территории Республики Марий Эл выступает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл. Указанное лицо не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, соответствующее мотивированное ходатайство также не заявлено. Между тем судебный акт по заявленному иску может повлиять на права и обязанности этого лица по отношению к заявителю или ответчику. Следовательно, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл имеет право на
участие в судебном разбирательстве, ей должны быть направлены копии заявления и приложенных к нему документов, которые у третьего лица отсутствуют.
Тем самым заявителю необходимо решить вопрос о привлечении к участию в деле Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл и определить ее процессуальное положение по делу. Для устранения процессуальной ошибки арбитражный суд оставляет заявление без движения и представляет срок, необходимый для дополнительного направления копии заявления и иных документов третьему лицу.
7. Пункт 5 части 2 статьи 125 АПК РФ обязывает истца особо назвать в исковом заявлении обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. При этом документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, должны быть приложены к иску (пункт 3 части 1 статьи 126 АПК РФ).
Военным комиссариатом Республики Марий Эл к заявлению не приложены кадастровый паспорт на земельный участок, на котором расположено спорное здание, а также документы о правах на этот земельный участок.
Следовательно, бездоказательность заявления по его содержанию требует предоставления заявителю срока для дополнительного подтверждения заявленного требования.
В соответствии со статьей 197, с частью 1 статьи 128 АПК РФ, арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 199, 125 и 126 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Таким образом, арбитражный суд оставляет без движения заявление Военного комиссариата Республики Марий Эл и считает необходимым установить срок, в течение которого заявитель должен устранить процессуальные нарушения.
Руководствуясь статьей 128 АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Заявление Военного комиссариата Республики Марий Эл оставить без движения.
2. Предложить заявителю в срок до «09» апреля 2015 года совершить процессуальные действия, направленные на устранение допущенных им нарушений:
а) представить дополнение к заявлению, в котором:
- уточнить процессуальное положение органа, осуществляющего публичные полномочия, в качестве ответчика,
- привести заявленное требование в соответствие с предусмотренными статьей 201 АПК РФ формулировками и процессуальной терминологией, которые используются арбитражным судом при принятии решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия;
- отразить требование о признании недействительным решения ответчика об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на здание, с описанием всех индивидуально-определенных признаков объекта недвижимости, которое изложено в сообщении № 05/034/2014-331 от 19.12.2014;
- указать законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое решение ответчика;
б) представить следующие документальные доказательства:
- выписку из ЕГРЮЛ в отношении заявителя,
- выписку из ЕГРЮЛ в отношении ответчика,
- документы о назначении ФИО1 на должность военного комиссара Республики Марий Эл и о его праве выдавать доверенности на совершение процессуальных действий от имени военного комиссариата Республики Марий Эл;
- кадастровый паспорт на земельный участок, на котором расположено спорное здание, а также документы о правах на этот земельный участок.
в) представить надлежаще оформленную доверенность № 2/2015 от 12.01.2015 на имя ФИО2 в подлиннике или в виде заверенной копии;
г) принять в установленном АПК РФ порядке процессуальные меры для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл;
д) направить всем лицам, участвующим в деле, заявление и дополнение к нему и приложенные к ним документы, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить указанные документы нарочным. Подлинные доказательства такого направления или вручения представить в арбитражный суд.
3. Документы, указанные в определении, должны быть высланы таким образом, чтобы они могли быть получены арбитражным судом до истечения установленного настоящим определением срока. При направлении документов в арбитражный суд, необходимо ссылаться на номер дела А38-1254/2015. Телефоны: канцелярия 69-33-42, факс <***>, помощник судьи 69-33-09, секретарь судебного заседания 69-33-59. Официальный сайт Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет: www.mari-el.arbitr.ru. Адрес электронной почты: info@mari-el.arbitr.ru.
4. В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд вправе возвратить заявление и приложенные к нему документы на основании статьи 129 АПК РФ.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья | В.В. Лежнин |
2
3
4
5
6