АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении административного искового заявления без движения
«18» апреля 2022 года Дело № А38-1811/2022 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Коновалова И.М.
рассмотрел административное исковое заявление и приложенные к нему документы индивидуального предпринимателя ФИО1
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к административным ответчикам Мари-Турекскому РОСП УФССП России по Республике Марий Эл, судебному приставу-исполнителю Мари-Турекского РОСП УФССП России по Республике Марий Эл ФИО2
об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя
заинтересованное лицо УФНС России по Республике Марий Эл
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, индивидуальный предприниматель ФИО1, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением об отмене постановления Мари-Турекского РОСП УФССП России по Республике Марий Эл от 22.12.2021 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 17337/21/12026-ИП от 25.08.2021, вынесенного судебный приставом-исполнителем ФИО2, в случае не возможности отменить оспариваемое постановление заявитель просит снизить размер исполнительского сбора ниже низшего размера.
Согласно статьям 197, 329 АПК РФ дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 и статьи 199 АПК РФ.
Однако заявление составлено с существенным нарушением требований арбитражного процессуального законодательства к его форме и содержанию, а также вопреки правилам о документах, прилагаемых к заявлению, что влечет его оставление бездвижения по следующим правовым и процессуальным основаниям.
1. Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ любое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Обращение в арбитражный суд первой инстанции осуществляется в форме заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (пункт 4 статьи 4 АПК РФ).
Тем самым процессуальным законом не установлено оспаривание постановления в форме административного искового заявления. По этой причине предпринимателю предлагается изменить форму и составить заявление об оспаривании постановления в соответствии со статьей 199 АПК РФ.
Поскольку такое заявление подлежит разбирательству по специальным правилам главы 24 АПК РФ как дело, вытекающее из публичных правоотношений, то сторонами спора публичного содержания могут быть по процессуальному положению заявитель и ответчик.
Следовательно, обращение ИП ФИО1 неверно оформлено в качестве административного искового заявления, заявитель неправильно назван административным истцом, а ответчики – административными ответчиками. Поэтому арбитражный суд устанавливает срок оставления административного искового заявления без движения для приведения его в соответствие с требованиями части 4 статьи 4, статей 40, 45, 197 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 199 АПК РФ.
2. По предписанию пункта 1 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении об оспаривании решений, действий судебного пристава-исполнителя должно быть указано наименование лица, которое приняло оспариваемое решение, совершило оспариваемое действие. При этом названное лицо имеет процессуальный статус ответчика.
Тем самым надлежащим ответчиком по заявлению закон признает непосредственно конкретное должностное лицо – судебного пристава-исполнителя, ненормативный правовой акт которого оспаривается.
Кроме того, согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по делам об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей к участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России (УФССП России по РМЭ), в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель.
В силу пункта 4 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Пунктом 5 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП России от 30.04.2021 № 190, предусмотрено, что ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями
В соответствии с пунктом 2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Минюста России от 30.03.2020 № 64, территориальным органом ФССП России является Главное управление (Управление) Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган), действующее на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Тем самым, территориальным органом ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет обязанности судебный пристав-исполнитель ФИО2, выступает Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл.
Следовательно, именно УФССП России по РМЭ подлежит привлечению к участию в деле в качестве соответчика, а не Мари-Турекское РОСП УФССП России по Республике Марий Эл.
При таких обстоятельствах арбитражный суд оставляет заявление без движения для получения дополнительной информации о лицах, к которым предъявлено требование (конкретный судебный пристав-исполнитель и УФССП России по Республике Марий Эл).
3. В нарушение пункта 3 части 1 статьи 199 АПК РФ административным истцом не названо субъективное гражданскоеили иное право, подлежащее судебной защите и вытекающее из осуществления им экономической деятельности. В тексте административного искового заявления отсутствуют необходимые сведения о виде и содержании защищаемого права, нарушенного судебным приставом-исполнителем. Следовательно, административному истцу предлагается назвать вид и содержание нарушенного права.
4. Исходя из пункта 4 части 1 статьи 199 и статьи 201 АПК РФ, в заявлении, в том числе и в его резолютивной части, должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) ответчика. Тем самым закон обязывает излагать и формулировать каждое требование юридически конкретно и определенно.
Между тем в резолютивной части административного искового заявления изложено требование без указания конкретных правовых норм, которым не соответствует постановление. Для устранения данного недостатка административному истцу следует в течение срока оставления административного искового заявления без движения дополнить резолютивную часть заявления указанием на нормативные правовые акты, которым не соответствует постановление.
5. Согласно пункту 5 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении должно быть указано требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Тем самым закон обязывает излагать и формулировать каждое требование таким образом, чтобы оно точно соответствовало способу защиты права, предусмотренному действующим законодательством. При этом арбитражный суд может принять решение по заявлению при условии, если требование является юридически конкретным, определенным и реально исполнимым.
ИП ФИО1 оспаривается постановление судебного пристава-исполнителя. При этом юридически верным и правильно сформулированным предметом заявления к ответчикам может быть требование о признании актанедействительным. Арбитражный суд не наделен процессуальным законом полномочиями по отмене ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия.
В течении срока оставления административного искового заявления без движения административному истцу предлагается уточнить заявленное требование, привести его в соответствие с пунктом 5 части 1 статьи 199 АПК РФ (указать на признание недействительным постановления судебного пристава-исполнителя).
Кроме того, если заявитель просит снизить размер исполнительского сбора, то резолютивная часть заявления должна отвечать требованиям части 2 статьи 324, статьям 125 и 126 АПК РФ.
Так, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 АП РФ в заявлении должны быть указаны требования заявителя к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты. При этом арбитражный суд может принять решение по заявлению при условии, если требование является юридически конкретным, исоответствует способу защиты нарушенных прав, предусмотренному действующим законодательством.
Административному истцу предлагается уточнить резолютивную часть заявления, указав на сколько и до какой суммы он просит уменьшить размер исполнительского сбора.
6. Согласно части 2 статьи 199, пункту 1 части 1 статьи 126 АПК РФ к заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств лицам, участвующим в деле.
При отсутствии уведомления о вручении направление заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии заявления с уведомлением о вручении, а если копии заявления и приложенных к нему документов вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно заявителем или нарочным, расписка соответствующего лица в получении врученных ему документов (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 9 декабря 2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ»).
Однако предписание закона не исполнено, к административному исковому заявлению не приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление надлежащему ответчику (УФССП России по Республике Марий Эл) и заинтересованному лицу копии заявления (пункт 1 части 1 статьи 126, часть 2 статьи 199 АПК РФ). Имеющаяся в материалах заявления почтовая квитанция от 07.04.2022 о направлении корреспонденции УФАС России по Республике Марий Эл в г. Йошкар-Оле не принимается арбитражным судом в качестве доказательства направления участникам спора копии иска, поскольку письмо отправлено лицу, не являющемуся участником спора.
По этой причине арбитражный суд оставляет административное исковое заявление без движения с тем, чтобы в течение установленного срока административный истец направил в адрес участников спора копии заявлений и документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении, представил доказательства такого направления в арбитражный суд.
7. Пункт 5 части 2 статьи 125 АПК РФ обязывает должника назвать в заявлении обстоятельства, на которых основаны требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. Они должны быть изложены последовательно, конкретно с необходимой оценкой и соответствовать юридическим фактам, из которых возникли спорные правоотношения. Пункт 3 статьи 126 АПК РФ обязывает должника приложить к заявлению документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основано требование.
Административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для снижения размера исполнительского сбора.
Следовательно, бездоказательность административного исковогозаявления по его содержанию требует предоставления административному истцу срока для дополнительного документального обоснования заявленного требования, что влечет оставление административного искового заявления без движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 и статьей 197 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126, 199 и 201 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Таким образом, арбитражный суд административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Ганеева Айрата Ренатовича оставляет без движения и считает необходимым установить срок, в течение которого административный истец должен устранить процессуальные нарушения.
Руководствуясь статьей 128 АПК РФ, арбитражный суд
Определил:
1. Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без движения.
2. Предложить административному истцу в срок до «20» мая 2022 года совершить процессуальные действия, направленные на устранение допущенных им нарушений:
а) представить заявление, оформленное по правилам статьи 199 АПК РФ, в котором:
- изменить форму обращения в арбитражный суд на заявление;
- уточнить процессуальное положение участников спора (заявитель и ответчики);
- привлечь к участию в деле в качестве соответчика УФССП России по Республике Марий Эл;
- исключить из числа ответчиков по спору Мари-Турекское РОСП УФССП России по Республике Марий Эл;
- назвать вид и содержание нарушенного права;
- дополнить резолютивную часть заявления указанием на нормативные правовые акты, которым не соответствует постановление;
- уточнить заявленное требование, указав на признание недействительным постановления судебного пристава-исполнителя;
- уточнить резолютивную часть заявления, указав на сколько и до какой суммы он просит уменьшить размер исполнительского сбора;
- сообщить, когда административным истцом получена копия оспариваемого постановления и когда было подано в арбитражный суд заявление о его оспаривании;
- указать входит ли исполнительное производство, в рамках которого вынесено оспариваемое постановление, в состав сводного;
- сообщить, имеются ли в свободном исполнительном производстве взыскатели – физические лица, исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции. Если да, то обосновать компетенцию арбитражного суда по рассмотрению спора;
б) направить в адрес УФССП России по Республике Марий Эл и заинтересованного лица копии заявлений и документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить нарочным. Доказательства такого направления (вручения) подлежат представлению в арбитражный суд;
в) представить доказательства, подтверждающие наличие оснований для снижения размера исполнительского сбора.
Дополнение к заявлению необходимо направить участникам дела заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить нарочным. Доказательства направления (вручения) представить в арбитражный суд.
3. Документы, указанные в определении, должны быть высланы таким образом, чтобы они могли быть получены до истечения установленного определением срока. В случае направления документов почтой в последние дни установленного арбитражным судом срока необходимо уведомить об этом Арбитражный суд Республики Марий Эл телеграммой или иным способом.
Телефоны: канцелярия 69-33-42, факс <***>, помощник судьи 69-33-90, секретарь судебного заседания 69-34-12.
Официальный сайт Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет: www.mari-el.arbitr.ru.
4. В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, административное исковое заявление может быть принято к производству арбитражного суда.
В том случае, если административным истцом не будут устранены указанные в настоящем определении процессуальные нарушения в установленный срок, арбитражный суд возвратит административное исковое заявление и приложенные к нему документы.
Разместить настоящее определение об оставлении административного искового заявления без движения на официальном сайте Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет и направить копию определения административному истцу заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить под расписку уполномоченному представителю.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья И.М. Коновалов