АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении административного искового заявления без движения
«15» декабря 2021 года Дело № А38-6955/2021 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Коновалова И.М.
рассмотрел административное исковое заявление и приложенные к нему документыФИО1
к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Йошкар-Олинского городского отделения судебных приставов № 1 ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл
об оспаривании действия судебного пристава-исполнителя
заинтересованное лицо ФИО3
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, ФИО1, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Йошкар-Олинского городского отделения судебных приставов № 1 ФИО2 в виде отказа ограничения выезда должника из РФ по исполнительному производству № 8650/20/12038-ИП.
Согласно статьям 197, 329 АПК РФ дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 и статьи 199 АПК РФ.
Однако административное исковое заявление составлено с существенным нарушением требований арбитражного процессуального законодательства к его форме и содержанию, а также вопреки правилам о документах, прилагаемых к заявлению, что влечет его оставление бездвижения по следующим правовым и процессуальным основаниям.
1. Административному истцу предлагается обосновать подведомственность спора арбитражному суду. ФИО1 необходимо сообщить, является ли исполнительное производство сводным, а также имеются ли в нем исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции. Из банка данных исполнительных производств усматривается, что в отношении должника, ФИО3, возбуждены иные исполнительные производства на основании исполнительных документов, выданных судом общей юрисдикции, которые объединенные в состав сводного исполнительного производства.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» если врамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений,действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.
Тем самым, в течении срока оставления административного искового заявления без движения ФИО1 предлагается представить ходатайство о возвращении административного искового заявления с целью обращения с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции либо обосновать компетенцию арбитражного суда по рассмотрению спора и представить заявление, оформленное по правилам статьи 199 АПК РФ.
2. В случае, если административный истец настаивает на рассмотрении спора арбитражным судом, то ему необходимо совершить следующие действия.
а) Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ любое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Обращение в арбитражный суд первой инстанции осуществляется в форме заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (пункт 4 статьи 4 АПК РФ).
Тем самым процессуальным законом не установлено оспаривание действия (бездействия) в форме административного искового заявления. По этой причине ФИО1 предлагается изменить форму обращения в арбитражный суд и составить заявление об оспаривании действия (бездействия) в соответствии со статьей 199 АПК РФ.
Поскольку такое заявление подлежит разбирательству по специальным правилам главы 24 АПК РФ как дело, вытекающее из публичных правоотношений, то сторонами спора публичного содержания могут быть по процессуальному положению заявитель и ответчик.
Следовательно, обращение ФИО1 неверно оформлено в качестве административного искового заявления, заявитель неправильно назван административным истцом, а ответчики – административными ответчиками. Поэтому арбитражный суд устанавливает срок оставления административного искового заявления без движения для приведения его в соответствие с требованиями части 4 статьи 4, статей 40, 45, 197 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 199 АПК РФ.
б) В нарушение пункта 3 части 1 статьи 199 АПК РФ административным истцом не названо субъективное гражданскоеили иное право, подлежащее судебной защите и вытекающее из осуществления им экономической деятельности. В тексте административного искового заявления отсутствуют необходимые сведения о виде и содержании защищаемого права, нарушенного судебным приставом-исполнителем. Следовательно, административному истцу предлагается назвать вид и содержание нарушенного права.
в) Согласно пункту 5 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении должны быть указаны требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Тем самым закон обязывает излагать и формулировать каждое требование таким образом, чтобы оно точно соответствовало способу защиты права, предусмотренному действующим законодательством. При этом арбитражный суд может принять решение по заявлению при условии, если требование является юридически конкретным, определенным и реально исполнимым.
Предметом судебного оспаривания может быть как самостоятельное требование о признании действия незаконным, так и отдельное требование о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным. Каждое из этих требований рассматривается законом в качестве обособленного способа защиты прав, имеющего собственное правовое и процессуальное содержание, дату и порядок совершения, а также специальные последствия.
Юридически значимые действия государственного органа подлежат обжалованию в судебном порядке при условии, если они не имеют письменного оформления, могут быть конкретно описаны и ими фактически ограничены или нарушены права субъекта предпринимательской деятельности. Напротив, в случае нарушения прав заявителя в результате принятия государственным органом ненормативного правового акта (вынесения решения) процессуально грамотным является оспаривание в судебном порядке именно содержания письменного акта (решения), а не действий государственного органа по процедуре его принятия. Заявителю следует учесть, что при наличии письменного акта государственного органа в судебном порядке оспаривается именно этот акт, а не действия (бездействие). Тем самым заявителю предлагается устранить противоречие между текстом заявления и сформулированным требованием.
В резолютивной части административного искового заявления изложено требование о признании незаконным действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя Йошкар-Олинского городского отделения судебных приставов № 1 Якушкиной Юлии Юрьевны в виде отказа ограничения выезда должника из РФ по исполнительному производству № 8650/20/12038-ИП. Однако из текста заявления следует, что действие судебного пристава-исполнителя было оформлено в виде письменного документа (постановления от 09.12.2021). Данный документ поступил в арбитражный суд вместе с заявлением.
Таким образом, административному истцу предлагается определить, оспаривается ли им решение, оформленное ответчиком в виде письменного документа (постановление от 09.12.2021), либо иные, несовпадающие с оформлением этого акта, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
г) Исходя из пункта 4 части 1 статьи 199 и статьи 201 АПК РФ, в заявлении, в том числе и в его резолютивной части, должны быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) ответчика. Тем самым закон обязывает излагать и формулировать каждое требование юридически конкретно и определенно.
Между тем в резолютивной части заявления изложено требование без указания конкретных правовых норм, которым не соответствует постановление (действие, бездействие). Для устранения данного недостатка заявителю предлагается в течение срока оставления заявления без движения дополнить резолютивную часть заявления указанием на нормативные правовые акты, которым не соответствует постановление (действие, бездействие) судебного пристава-исполнителя.
д) Согласно части 2 статьи 199, пункту 1 части 1 статьи 126 АПК РФ к заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств лицам, участвующим в деле.
При отсутствии уведомления о вручении направление заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии заявления с уведомлением о вручении, а если копии заявления и приложенных к нему документов вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно заявителем или нарочным, расписка соответствующего лица в получении врученных ему документов (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 9 декабря 2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ»).
Однако предписание закона не исполнено, к заявлению не приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчикам и заинтересованным лицам копии заявления (пункт 1 части 1 статьи 126, часть 2 статьи 199 АПК РФ).
В качестве доказательств направления участникам спора копии заявления, административным истцом представлены распечатки электронных писем.
Между тем по правилам статьи 68 АПК РФ арбитражный суд не может признать представленные документы надлежащими доказательствами, подтверждающими направление копии заявления и приложенных к нему документов в адрес ответчиков и заинтересованного лица, поскольку законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах не принимает в качестве доказательства направления заявления лицам, участвующим в деле, отправку письма посредством электронной связи.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что указанные электронные адреса является официальными адресами электронной почты ответчиков и заинтересованного лица. В материалах заявления отсутствуют доказательства доставки лицам, участвующим в деле, копий заявления.
По этой причине арбитражный суд оставляет заявление без движения с тем, чтобы в течение установленного срока административный истец направил в адрес участников спора копии заявлений и документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении, представил доказательства такого направления в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 и статьей 197 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126, 199 и 201 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Таким образом, арбитражный суд административное исковое заявление Маддалена А.Н. оставляет без движения и считает необходимым установить срок, в течение которого административный истец должен устранить процессуальные нарушения.
Руководствуясь статьей 128 АПК РФ, арбитражный суд
Определил:
1. Административное исковое заявление ФИО1 оставить без движения.
2. Предложить административному истцу в срок до «24» января 2021 года совершить процессуальные действия, направленные на устранение допущенных им нарушений:
а) представить ходатайство о возращении заявления с целью обращения с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции либо обосновать со ссылками на нормы права и обстоятельства спора компетенцию арбитражного суда по рассмотрению заявления;
б) в случае, если административный истец настаивает на рассмотрении спора арбитражным судом, то ему необходимо:
- оформить заявление по правилам статьи 199 АПК РФ;
- уточнить процессуальное положение участников спора;
- назвать вид и содержание нарушенного права;
- уточнить заявленное требование, указав на признание недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Йошкар-Олинского городского отделения судебных приставов № 1 ФИО2 от 09.12.2021 по исполнительному производству № 67569/20/12023-ИП;
- указать в резолютивной части заявления нормы права, которым не соответствует оспариваемое постановление;
- направить в адрес участников спора копии заявлений и документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить нарочным. Доказательства такого направления (вручения) подлежат представлению в арбитражный суд.
Дополнение к заявлению необходимо направить участникам дела заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить нарочным. Доказательства направления (вручения) представить в арбитражный суд.
3. Документы, указанные в определении, должны быть высланы таким образом, чтобы они могли быть получены до истечения установленного определением срока. В случае направления документов почтой в последние дни установленного арбитражным судом срока необходимо уведомить об этом Арбитражный суд Республики Марий Эл телеграммой или иным способом.
Телефоны: канцелярия 69-33-42, факс <***>, помощник судьи 69-33-90, секретарь судебного заседания 69-34-12.
Официальный сайт Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет: www.mari-el.arbitr.ru.
4. В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление может быть принято к производству арбитражного суда.
В том случае, если заявителем не будут устранены указанные в настоящем определении процессуальные нарушения в установленный срок, арбитражный суд возвратит административное исковое заявление и приложенные к нему документы.
Разместить настоящее определение об оставлении административного искового заявления без движения на официальном сайте Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет и направить копию определения заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить под расписку уполномоченному представителю.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья И.М. Коновалов