ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А38-892/18 от 31.01.2018 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии искового заявления

«31» января 2018 года Дело № А38-892/2018 г. Йошкар-Ола 

Арбитражный суд Республики Марий Эл  

в лице судьи Лежнина В.В.

рассмотрел исковое заявление и приложенные к нему документы индивидуального  предпринимателя ФИО1 

(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к ответчику Собранию депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»
о признании недействующим нормативного правового акта

третьи лица Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», Министерства  культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл 

УСТАНОВИЛ:

Истец, индивидуальный предприниматель ФИО1, обра- тился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от  14.07.2009 № 745-IV в части установления на генеральном плане города Йошкар-Олы  красных линий в отношении земельного участка общей площадью 1078 кв.м. с кадаст- ровым номером 12:05:0506005:0023, расположенного по адресу: <...>. 

Однако исковое заявление не может быть принято к рассмотрению арбитражным  судом по следующим правовым и процессуальным основаниям. 

В силу статей 27 и 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке ад- министративного судопроизводства возникающие из публичных правоотношений эко- номические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражда- нами предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом в рамках  таких дел могут оспариваться лишь те нормативные правовые акты, которые принима- ются федеральными органами исполнительной власти в сфере патентных прав и прав  на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на  секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических  лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллек- туальной деятельности в составе единой технологии (пункт 1.1 части 1 статьи 29 и  пункт 1 части 4 статьи 34 АПК РФ). Рассмотрение споров относительно законности  иных нормативных правовых актов к подведомственности арбитражных судов не отно- сится. 

Из содержания материалов иска следует, что исковое требование направлено на  оспаривание решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»,  являющегося согласно статье 24 Устава муниципального образования «Город Йошкар- Ола» представительным органом местного самоуправления, которым утвержден гене- ральный план города Йошкар-Олы, в части установления красных линий на конкрет- ном земельном участке. 


Проведя анализ юридической приро-ды оспариваемого решения, арбитражный  суд пришел к выводу о том, что оно является нормативным правовым актом, так как  содержит нормы, которыми вводятся в действие правовые нормы, составляющие со- держание генерального плана. 

К тому же в пункте 1.1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитраж- ными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» даны разъяснения, согласно которым акты органов местного самоуправления, иных органов, осуществляю- щих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселе- ний, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов  носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц  и рассчитаны на неоднократное применение. 

При этом положения, касающиеся установления красных линий, имеют очевид- ный нормативный характер, поскольку согласно статье 1 Градостроительного кодекса  РФ такие линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образу- емые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых  линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. В  свою очередь территории общего пользования – территории, которыми беспрепят- ственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды,  скверы, бульвары). 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судо- производства Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов органов представительных органов муниципальных образований подведомственны  Верховному суду республики, который рассматривает их в качестве суда первой ин- станции. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в арбит- ражном суде. 

Поскольку представленное индивидуальным предпринимателем ФИО1  исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления не относится к подведомственности арбитражного суда, оно не подлежит  рассмотрению и разрешению в арбитражном суде, что, в свою очередь, является осно- ванием ля отказа в его принятии. 

При этом отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению в суд  с таким заявлением к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям  (часть 4 статьи 127.1 АПК РФ). 

В то же время истец не лишен права на судебную защиту путем обращения в суд  общей юрисдикции с соответствующим заявлением. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 127.1 и статьей 184 АПК РФ, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в  принятии искового заявления о признании недействующим нормативного правового  акта. Исковое заявление, а также приложенные к нему документы возвратить истцу. 

Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в  Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий  Эл. 

Судья В.В. Лежнин