АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении административного искового заявления без движения
«8» ноября 2019 года Дело № А38-9093/2019 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Коновалова И.М.
рассмотрел административное исковое заявление и приложенные к нему документы открытого акционерного общества «Управление механизации строительства»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к административным ответчикам Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл, судебному приставу-исполнителю ФИО1
заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, открытое акционерное общество «Управление механизации строительства», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, об отмене акта о наложении ареста (описи имущества) от 18.10.2019.
Согласно статьям 197, 329 АПК РФ дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 и статьи 199 АПК РФ.
Однако административное исковое заявление составлено с существенным нарушением требований арбитражного процессуального законодательства к его форме и содержанию, а также вопреки правилам о документах, прилагаемых к заявлению, что влечет его оставление бездвижения по следующим правовым и процессуальным основаниям.
1. Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ любое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Обращение в арбитражный суд первой инстанции осуществляется в форме заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (пункт 4 статьи 4 АПК РФ).
Тем самым процессуальным законом не установлено оспаривание постановлений судебного пристава-исполнителя в форме административного искового заявления. По этой причине акционерному обществу предлагается изменить форму и составить заявление об оспаривании акта судебного пристава-исполнителя в соответствии со статьей 199 АПК РФ.
Поскольку такое заявление подлежит разбирательству по специальным правилам главы 24 АПК РФ как дело, вытекающее из публичных правоотношений, то сторонами спора публичного содержания могут быть по процессуальному положению заявитель и ответчик.
Следовательно, заявление акционерного общества неверно оформлено в качестве административного искового заявления, заявитель неправильно назван административным истцом, а судебный пристав-исполнитель – административным ответчиком. Поэтому арбитражный суд устанавливает срок оставления заявления без движения для приведения его в соответствие с требованиями части 4 статьи 4, статей 40, 45, 197 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 199 АПК РФ.
2. По предписанию пункта 1 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении об оспаривании решений, действий судебного пристава-исполнителя должно быть указано наименование лица, которое приняло оспариваемое решение, совершило оспариваемое действие. При этом названное лицо имеет процессуальный статус ответчика.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по делам об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей к участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель.
В силу пункта 4 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Пунктом 9.1 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП России от 29.05.2012 № 256, предусмотрено, что для осуществления своих полномочий в субъектах Российской Федерации Федеральная служба судебных приставов России создает территориальные органы, являющиеся государственными органами, находящимися в ее подчинении.
В соответствии с пунктом 1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Минюста России от 21.05.2013 № 74, территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Тем самым, территориальным органом ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет обязанности судебный пристав-исполнитель ФИО2 Савина Геннадьевна, выступает Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл. Однако указанное лицо не привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
При этом по смыслу пункта 1.4.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Минюста России от 21.05.2013 № 74, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Республике Марий Эл является структурным подразделением территориального органа.
Тем самым в течение срока оставления заявления без движения заявителю предлагается решить вопрос о привлечении к участию в деле территориального органа ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет обязанности судебный пристав-исполнитель (УФССП по Республике Марий Эл) и представить доказательства направления в его адрес копии заявления.
В силу прямого указания статей 125 и 199 АПК РФ в заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть названы все участвующие в деле и в исполнительном производстве лица, приведено их полное наименование и место нахождения или место жительства. Согласно части 1 статьи 49 ФЗ РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.
Вторая сторона исполнительного производства в соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Однако взыскатель, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, не привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл ошибочно привлечено должником к участию в деле в качестве заинтересованного лица, оно не является взыскателем по исполнительному производству.
Тем самым в течение срока оставления заявления без движения заявителю предлагается решить вопрос о привлечении к участию в деле взыскателя по исполнительному производству и представить доказательства направления в его адрес копии заявления.
3. Согласно части 2 статьи 199 АПК РФ к заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства.
При отсутствии уведомления о вручении направление заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии искового заявления с уведомлением о вручении, а если копии искового заявления и приложенных к нему документов вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно истцом или нарочным, расписка соответствующего лица в получении врученных ему документов (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 9 декабря 2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ»).
Однако предписание закона не исполнено, к заявлению не приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчикам и заинтересованному лицу копии заявления (пункт 1 части 1 статьи 126 АПК РФ). По этой причине арбитражный суд оставляет заявление без движения в связи с нарушением порядка уведомления участников дела.
4. Должником не названо субъективное гражданское или иное право, подлежащее судебной защите и вытекающее из осуществления им экономической деятельности. В тексте заявления отсутствуют необходимые сведения о виде и содержании защищаемого права, нарушенного оспариваемыми решениями судебного пристава-исполнителя. Следовательно, должнику предлагается назвать вид и содержание нарушенного права.
5. По смыслу статьи 201 АПК РФ в резолютивной части заявления должен быть назван закон или иной нормативный правовой акт, на соответствие которому должен быть проверен оспариваемый ненормативный правовой акт.
Однако акционерное общество не указало в резолютивной части заявления закон, на соответствие которому оно предлагает проверить оспариваемый акт судебного пристава-исполнителя. В связи с этим резолютивная часть заявления нуждается в дополнении.
6. Согласно пункту 5 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении должно быть указано требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Тем самым закон обязывает излагать и формулировать каждое требование таким образом, чтобы оно точно соответствовало способу защиты права, предусмотренному действующим законодательством. При этом арбитражный суд может принять решение по заявлению при условии, если требование является юридически конкретным, определенным и реально исполнимым.
Заявителем оспариваются постановления судебного пристава-исполнителя.
При этом юридически верным и правильно сформулированным предметом заявления к ответчикам может быть требование о признании актанедействительными. Арбитражный суд не наделен процессуальным законом полномочиями по отмене ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия.
Тем самым акционерному обществу предлагается уточнить заявленное требование, привести его в соответствие с пунктом 5 части 1 статьи 199 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 и статьей 197 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126, 199 и 201 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Таким образом, арбитражный суд административное исковое заявление открытого акционерного общества «Управление механизации строительства» оставляет без движения и считает необходимым установить срок, в течение которого заявитель должен устранить процессуальные нарушения.
Руководствуясь статьей 128 АПК РФ, арбитражный суд
Определил:
1. Административное исковое заявление открытого акционерного общества «Управление механизации строительства» оставить без движения.
2. Предложить заявителю в срок до «9» декабря 2019 года совершить процессуальные действия, направленные на устранение допущенных им нарушений:
а) представить дополнение к заявлению, в котором:
- изменить форму обращения в арбитражный суд;
- уточнить состав ответчиков по заявлению в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 (конкретный судебный пристав-исполнитель и УФССП России по Республике Марий Эл);
- привлечь к участию в деле взыскателя по исполнительному производству;
- сообщить, каким конкретным нормам права не соответствуют оспариваемый акт;
- назвать вид и содержание нарушенного права;
- уточнить требование об оспаривании акта, привести его в соответствие с пунктом 5 части 1 статьи 199 АПК РФ;
- сообщить обращался ли должник к судебному приставу-исполнителю с заявлением о смене режима хранения арестованного имущества;
б) выслать ответчикам и заинтересованному лицу копию заявления и приложенные к нему документы, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить их непосредственно им под расписку с указанием полных сведений о лице, получившем материалы заявления. Доказательства направления (вручения) подлежат представлению в арбитражный суд.
Дополнение к заявлению необходимо направить участникам дела заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить нарочным. Доказательства направления (вручения) представить в арбитражный суд.
3. Документы, указанные в определении, должны быть высланы таким образом, чтобы они могли быть получены до истечения установленного определением срока. В случае направления документов почтой в последние дни установленного арбитражным судом срока необходимо уведомить об этом Арбитражный суд Республики Марий Эл телеграммой или иным способом.
Телефоны: канцелярия 69-33-42, факс <***>, помощник судьи 69-33-90, секретарь судебного заседания 69-34-12.
Официальный сайт Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет: www.mari-el.arbitr.ru.
4. В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление может быть принято к производству арбитражного суда.
В том случае, если заявителем не будут устранены указанные в настоящем определении процессуальные нарушения в установленный срок, арбитражный суд возвратит заявление и приложенные к нему документы.
Разместить настоящее определение об оставлении заявления без движения на официальном сайте Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети Интернет и направить копию определения заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить под расписку уполномоченному представителю.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья И.М. Коновалов