АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии заявления о банкротстве должника
Дело № А39-13177/2019
город Саранск 22 ноября 2019 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Мысиной Н.А.,
рассмотрев заявление кредитора – общества с ограниченной ответственностью "Бьюти" (430005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании несостоятельным (банкротом) должника – Автономной некоммерческой организации "Дирекция города-организатора Саранска по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018" (430002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), и приложенные к заявлению документы,
у с т а н о в и л :
18.11.2019 кредитор – ООО "Бьюти" в соответствии со статьями 39, 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании должника – Автономной некоммерческой организации "Дирекция города-организатора Саранска по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018" (сокращенное наименование – АНО "Дирекция города-организатора Саранска по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018") несостоятельным (банкротом).
В обоснование заявления кредитор указал на наличие у АНО "Дирекция города-организатора Саранска по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018" перед ним задолженности (с учетом произведенного расчета на дату подачи настоящего заявления) в общем размере 692675 рублей 69 копеек, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами.
Так, решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.01.2019 по делу №А39-10146/2018 с АНО "Дирекция города-организатора Саранска по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018" в пользу ООО "Бьюти" взыскана задолженность по договору от 05.06.2018 №820/18-У в сумме 179963 рубля 76 копеек, неустойка, рассчитанная за период с 30.06.2018 по 07.11.2018, в размере 2339 рублей 53 копейки, расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 6469 рублей.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.01.2019 по делу №А39-10149/2018 с АНО "Дирекция города-организатора Саранска по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018" в пользу ООО "Бьюти" взыскана задолженность по договору от 23.04.2018 №725/18-У в сумме 439133 рубля 80 копеек, неустойка, начисленная за период с 14.06.2018 по 01.11.2018, в размере 6518 рублей, неустойка, рассчитанная за период с 02.11.2018 по день фактической оплаты долга, в размере 0,01% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не более 10% от просроченной суммы, расходы на оплату услуг представителя в размере 14929 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 11899 рублей.
После вступления указанных судебных актов в законную силу, взыскателю выданы исполнительные листы от 14.02.2019 серии ФС №019817814 и №019817815 соответственно, на основании которых судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОСП УФССП России по РМ в отношении должника возбуждены исполнительные производства от 25.03.2019 №20315/19/13028-ИП (остаток задолженности по состоянию на 30.10.2019 составил 379550 рублей 31 копейка) и от 25.03.2019 №20314/19/13028-ИП (остаток задолженности по состоянию на 30.10.2019 составил 163693 рубля 42 копейки).
Рассмотрев заявление кредитора и приложенные к нему документы, суд не находит оснований для принятия данного заявления к производству по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 223 АПК РФ и статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
По общему правилу производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно статье 7 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд (пункт 2 статьи 42 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 42 Закона о банкротстве, заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом при условии соответствия его формы и содержания требованиям АПК РФ и Закона о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о банкротстве, действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 13.11.2019, должник зарегистрирован 18.03.2014 в качестве юридического лица с организационно-правовой формой - "автономная некоммерческая организация".
Согласно части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений, а также в других формах, предусмотренных законом.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ (в редакции от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Специальный порядок ликвидации некоммерческой организации предусмотрен в статье 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии со статьями 2 и 3 названного федерального закона автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 №4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что действие названного Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Специальный порядок ликвидации автономного учреждения предусмотрен статьей 19 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
По смыслу статьи 65 ГК РФ, учреждения, наряду с казенными предприятиями, политическими партиями и религиозными организациями, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению арбитражного суда.
При этом, исходя из буквального толкования приведенной нормы, установленная законом невозможность ликвидации путем признания несостоятельным (банкротом) распространяется на учреждения как на одну из организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, независимо от их вида (казенные, бюджетные, автономные). Каких-либо исключений в отношении автономных учреждений законодатель не установил.
Из содержания пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 статьи 42, абзаца 2 статьи 43, статей 7, 48, 62 Закона о банкротстве, следует, что должно быть установлено наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих принятию заявления о признании должника банкротом к производству на момент разрешения соответствующего вопроса и вынесения определения, что предполагает оценку соответствующих обстоятельств на стадии принятия. При этом процессуальные и правовые последствия для должника, заявителя, иных кредиторов наступают именно с даты принятия судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) к производству арбитражного суда (вынесения соответствующего определения), в связи с чем именно на эту дату судом должна быть установлена возможность принятия к производству заявления кредитора и возбуждения производства по делу, а также установлена возможность обжалования данного определения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что возможность ликвидации некоммерческой организации путем признания ее несостоятельной (банкротом), законодательством не предусмотрена. Закон о банкротстве к порядку ликвидации некоммерческих организаций не применяется, в связи с чем отказывает в принятии заявления ООО "Бьюти" о признании должника – АНО "Дирекция города-организатора Саранска по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018" несостоятельным (банкротом), к производству арбитражного суда.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная при подаче заявления по платежному поручению от 13.11.2019 №825 государственная пошлина в размере 6000 рублей, подлежит возвращению заявителю.
Руководствуясь статьями 32, 43 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
Отказать в принятии заявления кредитора – общества с ограниченной ответственностью "Бьюти" (430005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании несостоятельным (банкротом) должника – Автономной некоммерческой организации "Дирекция города-организатора Саранска по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018" (430002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бьюти" (430005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 6000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 13.11.2019 №825.
Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение четырнадцати дней с момента вынесения определения.