ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А39-1999/11 от 13.09.2011 АС Республики Мордовия

1015/2011-23093(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № А39-1999/2011

город Саранск

13 сентября 2011 года

Резолютивная часть определения объявлена 12 сентября 2011 года.

Определение в полном объеме изготовлено 13 сентября 2011 года. Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ятчевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Мордовпроект", г.Саранск

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, г.Саранск

заинтересованное лицо: Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости, г. Саранск

о признании недействительным предписания от 26.05.2011 №09-03-03/688 при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя, доверенность от 11.07.2011,

от ответчика: ФИО2, специалиста первого разряда, доверенность от 11.07.2011 №09- 03-02/927;

от заинтересованного лица: ФИО3, главного специалиста контрольно-правового отдела, доверенность №351 от 09.03.2010 (срок 3 года)

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Мордовпроект", (далее - заявитель, ООО " Проектный институт "Мордовпроект") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия (далее - ответчик, Территориальное управление


Росфиннадзора в РМ, Управление) от 26.05.2011 №09-03-03/688 с требованием о возмещении неправомерно израсходованных средств федерального бюджета.

Заявленные требования ООО " Проектный институт "Мордовпроект" мотивированны тем, что выводы и требования Территориального управления Росфиннадзора в РМ юридически необоснованные, поскольку денежные средства федерального бюджета (субсидии) израсходованы заявителем на благоустройство территории в полном соответствии с Приложением №5 к Программе дополнительных мероприятий направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.12.2009 №540, и условиями договора о совместной деятельности по организации общественных работ №14 от 09.02.2010. По мнению заявителя, виды выполненных работ по благоустройству, указанные в актах о приемке выполненных работ, соответствуют общему понятию общественных работ, поскольку Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г.№875 не содержит исчерпывающего перечня видов общественных работ.

Изложенные выше доводы представитель заявителя поддержал в ходе судебного разбирательства.

Территориальное управление Росфиннадзора в РМ в отзыве на заявление и представитель в ходе судебного разбирательства не согласились с доводами заявителя и указали, что оспариваемое предписание вынесено правомерно, выделенные денежные средства на общую сумму 204900 рублей были фактически использованы заявителем не на цели организации общественных работ согласно условий договора от 09.02.2010 №14, то есть не на работы по благоустройству. Следовательно, выделенная субсидия на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда – организацию общественных работ, использованы не по назначению. Изложенное ответчик обосновал Федеральным законом от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", которым установлено, что под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Заинтересованное лицо - Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения в отзыве на заявление и представитель в ходе судебного разбирательства доводы заявителя поддержали в полном объеме и указали, что работники


ООО "Проектный институт "Мордовпроект" проводили общественные работы по благоустройству своей территории путем демонтажа стеллажей для транспортировки в подсобное помещение, упаковки архивного материала для транспортировки в подсобное помещение, и т.п. В связи с чем, считают, что действия заявителя соответствуют Приложению 5 к Программе дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.12.2009 №540, договору о совместной деятельности по организации общественных работ от 10.02.2010 №14.

Из материалов дела установлено, общество с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Мордовпроект" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1041316010108.

На основании письма Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 29.12.2010 №43-01-02-25/5805 и приказа "О проведения проверки" от 16 мая 2011 года №138, заместитель начальника организационно-правового отдела ФИО4 провела проверку целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда ООО "Проектный институт "Мордовпроект" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, о чем составлен акт проверки от 23 мая 2011 года из которого следует, что согласно Приложению 5 к Программе дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия, на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.12.2009 №540 ООО "Проектный институт "Мордовпроект" на организацию общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу предусмотрено бюджетных средств в общей сумме 204900 рублей, в том числе на благоустройство территории в сумме 204900 рублей.

На основании приказа Госкомтруда и занятости Республики Мордовия от 02.02.2010 №17, между Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения (Главный распорядитель), Государственным учреждением "Центр занятости населения города Саранска" (Центр) и ООО "Проектный институт "Мордовпроект" (Работодатель) заключен договор о совместной деятельности по организации общественных работ №14 от 09 февраля 2010 года, согласно которому стороны обязались осуществлять совместную деятельность по реализации дополнительного мероприятия, направленного на снижение напряженности на рынке труда: организацию общественных работ работников, находящихся под угрозой увольнения.


Согласно пункту 1.2 договора о совместной деятельности по организации общественных работ от 09.02.2010 №14 общая сумма субсидии в денежном выражении составила 204900,00 рублей.

Пунктом 2 договора о совместной деятельности по организации общественных работ от 09.02.2010 №14 установлены обязательства сторон:

Главный распорядитель в течение 10 рабочих дней со дня представления Работодателем надлежаще оформленных документов ежемесячно перечисляет на расчетный счет Работодателя субсидию на возмещение фактически произведенных затрат, указанных в пункте 33 Порядка предоставления субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 января 2010 года №22 (Порядок) (подпункт 2.1.1 договора).

Центр информирует безработных граждан, граждан ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения о видах общественных работ, организуемых Работодателем, о порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, и направляет граждан на рабочие места, создаваемые Работодателем (подпункт 2.2.1 договора).

Работодатель определяет конкретные объекты (участки), объемы и сроки проведения общественных работ. Организовывает 25 рабочих мест в период с 01.02.2010 по 30.04.2010, и трудоустраивает 25 человек для выполнения следующих видов общественных работ: благоустройство территории. Своевременно производит выплату заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда. Предоставляет Главному распорядителю до 15 числа месяца, следующего за отчетным, заявку о предоставлении субсидии, заверенные копии приказов о приеме (переводе) работников на работы, сведения о работниках Работодателя, организующего общественные работы по форме, установленной в приложении 2 к Порядку (пункты 2.3.1, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.8 договора).

2 июня 2010 года сторонами договора подписан акт о выполнении условий договора о совместной деятельности по организации общественных работ №14 от 09.02.2010, согласно которого работодателю на расчетный счет перечислена субсидия на возмещение части затрат на заработную плату с начислениями на фонд оплаты труда каждого работника на реализацию дополнительного мероприятия, организация общественных работ в размере 204900 руб. (пункт 1.1.). Работодателем трудоустроено работников, находящихся под угрозой массового увольнения в период организации общественных работ в количестве 25 человек (пункт 1.2.). Работодателем организовано 25 рабочих мест для проведения общественных работ с 01.02.2010 по 31.03.2010 (пункт 1.3).


На основании приказа генерального директора ООО "Проектный институт "Мордовпроект" "О переводе" от 01.02.2010 №07, сотрудники в количестве 25 человек на период с 01.02.2010 по 30.04.2010 на основании личных заявлений были переведены на общественные работы подсобными рабочими.

01.02.2010 заявителем заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам о переводе работника на общественные работы в период простоя по основному месту работы.

Согласно платежных поручений: от 19.03.2010 №433, от 01.04.2010 №98, от 14.04.2010 №76 на расчетный счет ООО "Проектный институт "Мордовпроект" от Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения поступила субсидия на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда по главе 837, подразделу 0401, целевой статье 5100300, виду расходов 006, подстатье 242, дополнительный код 175 в общей сумме 206326,88 руб., в том числе задолженность за декабрь 2009 года в сумме 1426,88 руб., организацию общественных работ за 2010 год в сумме 204900 руб.

Согласно актам о приемке выполненных работ от 27.02.2010 года, от 31.03.2010года начислена и выплачена заработная плата за выполненные работы по разброшюровке архивной документации для переноса на электронные носители с 01.02.2010 по 05.02.2010 - 15 человек; перенос архивного материала на электронные носители с 08.02.2010 по 12.02.2010 - 15 человек; брошюровка архивной документации для дальнейшего хранения с 15.02.2010 по 27.02.2010 -15 человек; демонтаж стеллажей для транспортировки в подсобное помещение с 01.02.2010 по 12.02.2010 - 10 человек; упаковка архивного материала для транспортировки в подсобное помещение с 15.02.2010 по 27.02.2010 - 10 человек; монтаж стеллажей в подсобном помещении с 01.03.2010 по 12.03.2010 - 10 человек; складирование архивной документации на стеллажи с 15.03.2010 по 31.03.2010 - 10 человек; работы по ремонту помещения административного здания по адресу ул. Большевистская 60, 11 этаж, площадью 63 кв. м., для подготовки помещения под рабочие места для инженеров- проектировщиков с 1.03.2010 по 31.03.2010 - 7 человек.

Проверяющим в ходе проверки был сделан вывод о том, что виды выполненных работ, указанные в актах о приемке выполненных работ (разброшюровке архивной документации для переноса на электронные носители, перенос архивного материала на электронные носители, брошюровка архивной документации для дальнейшего хранения, демонтаж стеллажей для транспортировки в подсобное помещение, упаковка архивного материала для транспортировки в подсобное помещение, монтаж стеллажей в подсобном помещении, складирование архивной документации на стеллажи, работы по ремонту помещения административного здания по адресу ул. Большевистская 60, 11 этаж, площадью


63 кв. м., для подготовки помещения под рабочие места для инженеров-проектировщиков), не соответствуют видам работ, предусмотренных Приложением 5 к Программе дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия, на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.12.2009 №540, пункту 2.3.4 Договора о совместной деятельности по организации общественных работ №14 от 09.02.2010 года.

По мнению ответчика, в нарушение требований, предусмотренных Приложением 5 к Программе дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия, на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.12.2009 №540, пункта 2.3.4 Договора о совместной деятельности по организации общественных работ №14 от 09.02.2010 года в 2010 году, ООО "Проектный институт "Мордовпроект" по коду 837.0401.5100300.006.242,175 допущено неправомерное получение и расходование средств федерального бюджета (субсидий на организацию общественных работ) в общей сумме 204900 рублей, в том числе начисленная и выплаченная заработная плата в сумме 175804,20 рублей, начисленные и перечисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в сумме 29095,80 рублей.

В результате проверки целевого использования субсидий, выделенных на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижениея напряженности на рынке труда, установлено неправомерное получение и расходование средств федерального бюджета (субсидий на организацию общественных работ) в сумме 204900 рублей, в том числе направленная и выплаченная заработная плата в сумме 175804, 20 рублей, начисленные и перечисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в сумме 29095,80 рублей.

25 мая 2011 года руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия ФИО5 по результатам осуществленной проверки в адрес генерального директора ООО "Проектный институт "Мордовпроект" ФИО6 было вынесено предписание №09-03-03/688 об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с данным предписанием ООО "Проектный институт "Мордовпроект" обратилось в арбитражный суд с заявление о его обжаловании.

Рассмотрев представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о неподведомственности данного спора арбитражному суду и о необходимости прекращения производства по делу по следующим основаниям.


В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

На основании пункта 2 статьи 29 и части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют Закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приведенная правовая норма корреспондирует положениям, закрепленным в статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, для предъявления заявления об оспаривании ненормативного акта необходимо наличие следующих условий: спор должен носить экономический характер; участниками названной категории споров являются: в качестве заявителей - организации и граждане-предприниматели, а в качестве ответчиков - государственные органы и их структурные подразделения, органы местного самоуправления (их подразделения), а также иные органы и должностные лица; оспариваемый акт должен носить ненормативный характер - должен быть адресован конкретному лицу или группе лиц, содержать обязательные предписания или распоряжения, и нарушать права и законные интересы указанных в нем лиц.

Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных


фондов Российской Федерации.

В части 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 данного кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

Как видно из материалов дела и установлено судом, оспариваемое предписание №09- 03-03/688 от 26.05.2011 вынесено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия и обязывает директора ООО "Проектный институт "Мордовпроект" ФИО6 принять меры к возмещению неправомерно израсходованных средств федерального бюджета (субсидий) в сумме 175804,20 рублей, в доход федерального бюджета, с предоставлением копии подтверждающего документа (платежного поручения).

В предписании указаны сроки исполнения предписания, а также указано на наступление административной ответственности в случае неисполнения предписания в срок.

Действительность данного предписания и явилась предметом настоящего спора.

Вместе с тем, судом установлено, что как следует из буквального содержания оспариваемого предписания, оно вынесено не в адрес юридического лица - ООО "Проектный институт "Мордовпроект", а адресовано конкретному должностному лицу – директору ООО "Проектный институт "Мордовпроект" ФИО6, на которого возложена обязанность по устранению выявленных нарушений, предписание направлено по месту работы (занимаемой должности) этого лица и именно для него влечет соответствующие правовые последствия, и именно ФИО6 вправе оспорить предписание в установленном законом порядке.

В судебном заседании ответчик не отрицал, что оспариваемое предписание адресовано должностному лицу ООО "Проектный институт "Мордовпроект" директору ФИО6, которому предписано устранить выявленные нарушения.

Таким образом, отрицательные последствия за неисполнение указанного предписания могут возникнуть для конкретного должностного лица, а не для заявителя - ООО "Проектный институт "Мордовпроект". Из чего следует, что обжалуемое предписание не является ненормативным актом, нарушающим права и законные интересы ООО "Проектный институт "Мордовпроект" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской


Федерации), поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний в адрес заявителя, не влечет для него последствий административного характера и не создает препятствий для осуществления экономической деятельности.

Арбитражному суду подведомственны дела, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, только в тех случаях, когда дело относится к категории споров, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4, 5 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, либо когда рассмотрение такого дела в арбитражном суде прямо предусмотрено федеральным законом (пункт 6 части 1 статьи 33 Кодекса).

С учетом перечисленных норм процессуального права арбитражному суду подведомственны дела с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом и иными федеральными законами.

Действующее законодательство не позволяет сделать вывод, что спор с участием данных должностных лиц подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

По своей правовой природе отношения, связанные с исполнением (неисполнением) указанных в предписании обязанностей, не являются правоотношениями, возникающими в связи с осуществлением ФИО6 предпринимательской или иной экономической деятельности. Рассматриваемое требование затрагивает интересы ФИО6 как физического лица и касается вопроса осуществления им в качестве должностного лица функций управления.

В связи с изложенным, исходя из субъектного состава и характера правоотношений, настоящее требование арбитражному суду неподведомственно. Поэтому согласно статье 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу подлежит прекращению ввиду установления обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела в арбитражном суде (пункт 1 части 1 ст. 150 АПК РФ).

Согласно части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.


Исходя из изложенного, обеспечительные меры, наложенные определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.06.2011 по делу №А39-1999/2011, подлежат отмене.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с прекращением производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Уплаченная ООО "Проектный институт "Мордовпроект" по платежным квитанциям от 31.05.2011 №162 и от 08.06.2011 №167 государственная пошлина в сумме 4000 рублей подлежит возврату заявителю.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.09.2011 до 12.09.2011.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

о п р е д е л и л :

Производство по делу прекратить.

В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Отменить обеспечительные меры, принятые по определению Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.06.2011 по делу №А39-1999/2011, о приостановлении действия предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия от 26.05.2011 №09-03-03/688 до вступления судебного акта по данному делу в законную силу.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Мордовпроект", зарегистрированному по адресу: <...> (основной государственный регистрационный номер 1041316010108), из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей, уплаченную по платежным поручениям от 31.05.2011 №162 и от 08.06.2011 №167

Платежные поручения от 31.05.2011 №162 и от 08.06.2011 №167 возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Мордовпроект".

Выдать справку на возврат госпошлины.


Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия определения.

Судья

Л.А. Артамонова



2 А39-1999/2011

3 А39-1999/2011

4 А39-1999/2011

5 А39-1999/2011

6 А39-1999/2011

7 А39-1999/2011

8 А39-1999/2011

9 А39-1999/2011

10 А39-1999/2011

11 А39-1999/2011