ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А39-3426/19 от 15.06.2022 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требований кредиторов в реестр требований

Дело № А39-3426/2019

город Саранск 15 июня 2022 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Мысиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Похлебаевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление кредитора - Федерального казенного образовательного учреждения "Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний" (394072, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

о включении в реестр требований кредиторов должника - Федерального государственного унитарного предприятия "Строительно-монтажное управление №13 Федеральной службы исполнения наказаний" (431160, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженности в сумме 10183 рублей 23 копеек,

при участии в заседании:

заявитель, конкурсный управляющий надлежащим образом извещены, не явились,

информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда РМ,

у с т а н о в и л :

определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2019 года возбуждено дело №А39-3426/2019 о банкротстве должника - Федерального государственного унитарного предприятия "Строительно-монтажное управление №13 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФГУП "СМУ-13 ФСИН России").

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 27 февраля 2021 года (резолютивная часть объявлена 19 февраля 2021 года) должник - ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" признан несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника открыто конкурсное производство на срок до 18 августа 2021 года по нормам Закона о банкротстве ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Определением суда от 18 августа 2021 срок конкурсного производства продлен до 16 февраля 2022 года, определением от 16 февраля 2022 года – до 15 августа 2022 года.

Сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 27.02.2021 №34.

11.02.2022 в Арбитражный суд РМ поступило заявление кредитора – ФКОУ "Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний" о включении в реестр требований кредиторов должника - ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" задолженности в сумме 10183 рублей 23 копеек.

Определением от 18.03.2022 заявление кредитора принято к производству арбитражного суда, назначено к рассмотрению в судебном заседании.

В отзыве от 22.032022 конкурсный управляющий ФИО1 указал, что по сумме долга возражений не имеет, вместе с тем, считает требование подлежащим удовлетворению в порядке пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

От иных лиц возражений относительно требования кредитора в срок, установленный пунктом 3 статьи 100 Закона о банкротстве, не поступило.

В судебном заседании представитель кредитора поддержал заявленные требования в полном объеме.

При рассмотрении заявленного требования по существу установлено, что 06.04.2018 между ФКОУ "Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний" (Государственный заказчик) и ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" (Подрядчик) заключен Государственный контракт №59 на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений в здании культурно-строительного комплекса, по условиям которого Подрядчик обязался выполнить для Государственного заказчика качественные и безопасные работы по капитальному ремонту внутренних помещений в здании культурно-спортивного комплекса, а Государственный заказчик обязался принять и оплатить результат выполненных работ в срок, установленный Контрактом.

Подрядчик выполнил работы, согласованные Государственным контрактом, в свою очередь, Государственный заказчик произвел оплату выполненных работ в полном объеме.

Кроме того, 10.04.2018 между ФКОУ "Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний" (Государственный заказчик) и ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" (Подрядчик) заключен Государственный контракт №67 на выполнение работ по капитальному ремонту санузлов мужского, женского, тамбура в административно-учебном корпусе №2, по условиям которого Подрядчик обязался выполнить для Государственного заказчика качественные и безопасные работы по капитальному ремонту санузлов мужского, женского, тамбура в административно-учебном корпусе №2, а Государственный заказчик обязался принять и оплатить результат выполненных работ в срок, установленный Контрактом.

Подрядчик выполнил работы, согласованные Государственным контрактом, в свою очередь, Государственный заказчик произвел оплату выполненных работ в полном объеме.

Также, 15.10.2018 между ФКОУ "Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний" (Государственный заказчик) и ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" (Подрядчик) заключен Государственный контракт №229 на выполнение работ по капитальному ремонту внутренних помещений здания столовой №1, по условиям которого Подрядчик обязался выполнить для Государственного заказчика качественные и безопасные работы по капитальному ремонту внутренних помещений здания столовой №1, а Государственный заказчик обязался принять и оплатить результат выполненных работ в срок, установленный Контрактом.

Подрядчик выполнил работы, согласованные Государственным контрактом, в свою очередь, Государственный заказчик произвел оплату выполненных работ в полном объеме.

В соответствии с пунктами 3.1.5, 3.2.20 Государственных контрактов Государственный заказчик обеспечивал точки подключения электрооборудования, водоснабжения Подрядчику с установкой прибора учета (счетчиков) за счет Подрядчика. После выполнения работ стороны снимают показания приборов учета за потребленные топливно-энергетические ресурсы во время проведенных работ с составлением соответствующего акта, после чего Подрядчик обязан возместить указанные расходы.

В нарушение условий пунктов 3.1.5, 3.2.20 Государственных контрактов, Подрядчик оплату потребленных ресурсов в ходе выполнения работ не произвел.

Согласно актам снятия показаний приборов учета, задолженность ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" за потребленные топливно-энергетические ресурсы составила 10183 рубля 23 копейки, в том числе:

2384 рубля 98 копеек – по Государственному контракту №59 от 06.04.2018 (акты снятия показаний приборов учета от 06.04.2018 за период с 06.04.2018 по 05.06.2018 на сумму 1833 рубля 30 копеек; за период с 06.04.2018 по 05.06.2018 на сумму 551 рубль 68 копеек);

1571 рубль 94 копейки - по Государственному контракту №67 от 10.04.2018 (акты снятия показаний приборов учета за период с 12.04.2018 по 01.08.2018 на сумму 1224 рубля 92 копеек и на сумму 347 рублей 02 копеек);

6226 рублей 31 копейка - по Государственному контракту №229 от 15.10.2018 (акты снятия показаний приборов учета за период с 15.10.2018 по 19.12.2018 на сумму 5577 рублей и на сумму 649 рублей 31 копейку).

Претензией от 11.06.2019 №55-1172 кредитор обратился к ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" о погашении задолженности. Ответ на претензию в адрес кредитора не поступил.

В связи с возбуждением Арбитражным судом Республики Мордовия в отношении должника - ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" дела о банкротстве, кредитор обратился с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 10183 рублей 23 копеек.

Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве", части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенном статьей 71 и статьей 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.

В пункте 26 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 №35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия судом или арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом или арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о банкротстве для включения в реестр требований кредиторов подлежат установлению требования по денежным обязательствам и обязательным платежам. Денежным обязательством является обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию (статья 2 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие неосновательного обогащения;

Правовое регулирование правоотношений, вытекающих из государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд, осуществляется главой 37 ГК РФ и Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

Пунктом 2 статьи 747 ГК РФ установлено, что заказчик обязан в случаях и в порядке, которые предусмотрены договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги. Оплата предоставленных заказчиком услуг, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется в случаях и на условиях, предусмотренных договором строительного подряда (пункт 3 статьи 747 ГК РФ).

В данном случае условиями контрактов на Подрядчика возложена обязанность по несению расходов, связанных с потреблением топливно-энергетических ресурсов Государственного заказчика во время работ.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего исполнения Подрядчиком данных обязательств.

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из представленного заявителем расчета следует, что при определении объема потребления коммунальных ресурсов кредитором учтены объемы электроэнергии, услуг водоснабжения и водоотведения, потребленные при проведении работ в рамках указанных Государственных контрактов.

Доказательств, опровергающих правильность произведенного заявителем расчета, должником не представлено.

Таким образом, суд считает заявление кредитора обоснованным и документально подтвержденным.

Между тем, настоящее требование заявлено после истечения срока, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" для предъявления требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 142 названного Закона, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Объявление о признании банкротом должника – ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" опубликовано в газете "Коммерсантъ" №34 от 27.02.2021, заявление кредитора поступило в Отдел делопроизводства Арбитражного суда Республики Мордовия 11.02.2022 (почтовой связью), то есть, за пределами установленного законом двухмесячного срока для включения требования в реестр требований кредиторов должника.

В силу пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счёт оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Исходя из изложенного, требование ФКОУ "Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний" в сумме 10183 рублей 23 копеек может быть учтено за реестром требований кредиторов должника – ФГУП "СМУ-13 ФСИН России" как подлежащее удовлетворению за счёт имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Руководствуясь статьей 4, пунктом 6 статьи 16, статьями 32, 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 176, 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Признать обоснованным требование кредитора – Федерального казенного образовательного учреждения "Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний" (394072, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) в сумме 10183 рублей 23 копеек.

Установить требование кредитора – Федерального казенного образовательного учреждения "Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний" (394072, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) в сумме 10183 рублей 23 копеек (основной долг), как подлежащее удовлетворению за счет имущества должника после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника - Федерального государственного унитарного предприятия "Строительно-монтажное управление №13 Федеральной службы исполнения наказаний" (431160, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, р.<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Мордовия.

Судья Н.А. Мысина